Рынок SPA — услуг в РФ: проблемы и перспективы развития
Кроме того, возможные выгоды и потери от вступления РФ в ВТО для предприятий сферы услуг во многом будут зависеть от того, как быстро предприятия смогут обрести конкурентоспособность. Предприятия SPA-индустрии (на территориях салонов красоты, в том числе) дают возможность не только эффективно развивать собственный бизнес, но и создавать по данной схеме сети корпоративных и франчайзинговых… Читать ещё >
Рынок SPA — услуг в РФ: проблемы и перспективы развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Начиная с 2003 года специалисты всерьез заговорили о «русском SPA» как о самостоятельной модели рынка. По всей видимости, сама постановка вопроса исторически правомерна, особенно если учесть серьезную медицинскую базу российских специалистов и исконно славянские традиции оздоровления: русскую баню, знаменитые русские массажи, траволечение, объединенные действительно системным подходом, органично сочетаемым со всем укладом жизни россиянина.
Таким образом, секрет популярности SPA-услуг в России становится очевидным. А российская модель SPA (российские SPA-технологии) уже достаточно прочно вошла в SPA-меню ведущих мировых центров. В силу вышесказанного русский сценарий SPA вполне может быть одним из наиболее востребованных.
Интерес к русским тенденциям в мире сейчас очень велик. Они привлекают адептов SPA в первую очередь сочетанием физиологизма с эмоциональной составляющей — традиционным гостеприимством. Было бы странно, если бы развитие SPA в России обходило вниманием собственный многовековой опыт. Не обойдем его и мы.
Русская баня — модель строго выверенного современного SPA как определенной философии. В бане воплотилась его концепция: в этот день соблюдался особый режим питания, готовились специальные напитки: травяные чаи, квас, отвар шиповника, проводились ритуалы очищения, парения, массажа, укутываний. Весь процесс сопровождали ароматы: ладан, береза, хвоя.
Гречишный массаж — современная методика, впитавшая старинные рецепты лечения нагретой гречкой. Русские знахари врачевали ею простуды, артриты, гаймориты и даже депрессии. Аромат теплой гречки успокаивает, расслабляет, создает ощущение комфорта и безопасности. Нагретая крупа расширяет сосуды, снимает болезненные ощущения, очищает кожу. Сам массаж проводится с помощью наполненных гречкой мешочков из натуральной ткани.
Специалист работает по маслу (базовое — кедровое или кунжутное плюс эфирные масла сосны и пихты) разминающими, выжимающими, растирающими, поглаживающими и потряхивающими движениями — они обеспечивают разнообразную гамму ощущений, каждое из которых приятно по-своему. Можно пройти курс либо приберечь эту процедуру в качестве поощрительного приза своему здоровью. Гречишный массаж доставляет и настоящее эстетическое удовольствие. При этом каждое движение специалиста не просто красиво, но и научно оправданно.
Искусственная соляная пещера — это специально оборудованная комната, стены которой покрыты толстым слоем соли, обычно из Мертвого моря. В помещении поддерживаются постоянная температура и влажность. Неиссякаемый запас соли обеспечивает генератор, распыляющий ее облачком. Это белесоватое облачко без запаха — кладезь микроэлементов, которые подсушивают проблемную кожу, снимают раздражение и воспаления, а также поддерживают упругость кожи, что немаловажно при борьбе с целлюлитом.
Подготовленная в бане кожа впитывает все, как губка. Рекомендуется пройти курс от 10 до 15 процедур продолжительностью от 15 до 60 минут. Противопоказания — клаустрофобия и кожные заболевания в стадии обострения. красота инновационный оздоровительный косметика Аппликации сена — одно из древнейших средств для релаксации. Экологически чистое сено с добавлением различных трав в сочетании с паровой ванной оказывает к тому же противовоспалительное и детоксицирующее действие.
Комплексный результат достигается благодаря ароматерапии и постоянному выделению продуктов ферментации растений. Помимо положительного влияния на кожу масел, витаминов и кислот улучшается деятельность нервной и сердечнососудистой систем. Сено, состав которого подобран по проблеме, используется россыпью или в матрасе, которым укутывают лежащего в паровой ванне человека. Ванна закрывается, и около 30 минут вы блаженствуете в индивидуально подобранном тепловом и паровом режиме, причем голова находится снаружи, что особенно важно для тех, кто не очень хорошо переносит сауну. Желательно пройти курс из 10−15 процедур по 1 разу в неделю.
Противопоказания к их проведению те же, что и общие противопоказания к физиотерапии. Сено — это разнотравье, среди которых каждый из компонентов выполняет свою функцию и имеет свои определенные свойства: шалфей тонизирует и смягчает, тысячелистник укрепляет сосуды, чабрец рассасывает синяки и шрамы, полынь снимает спазмы и успокаивает, лопух выводит лишнюю жидкость и токсины.
Настоящий деликатес для тела и души — это льняные обертывание. Назначение их — очищение и улучшение цвета кожи, активизация кровообращения, укрепление иммунитета и нервной системы, релаксация. Ингредиенты: льняная простыня и козье молоко с настоем уральских трав с тонизирующими, лифтинговыми и антицеллюлитными свойствами. Порядок действий: сначала пилинг всего тела, затем обертывание вымоченной в теплом молоке простыней, укутывание в термоодеяло и, наконец, обертывание простыней, вымоченной в холодном молоке. По настроению (или в зависимости от проблемы) можно подключить массаж. Применять курсами от 5 до 15 процедур. Противопоказания практически отсутствуют — при проблемах с сосудами и других сложностях термоодеяло можно не включать вообще или включать локально.
Обертывания торфом достаточно распространены и являются исконно русской процедурой. Антисептик торф глубоко очищает кожу, питает и насыщает ее минеральными веществами. Отлично выводит лишнюю жидкость, поэтому незаменим при отечном целлюлите. Курс торфяных обертываний (на выбор — холодных или горячих, но без использования термоодеяла) — от 5 до 15 процедур.
Оценивая уровень развития SPA в России, мы не можем не обращаться к опыту зарубежных коллег. Хотя бы потому, что ISPA (International Spa Association) основана в США еще в 1991 году и насчитывает в своих рядах более трех тысяч членов. То есть мы отстаем от Америки, как минимум на 10 лет, и это без учета особенностей нашего менталитета. Некоторые владельцы российских SPA, побывав в SPA западных, пытаются заимствовать идеи у заокеанских коллег, но эти попытки редко бывают успешными: нельзя обогнать время и прыгнуть через голову. В США услуги SPA — это уже часть повседневности среднего американца, у нас — что-то непонятное, дорогое и элитное. Пройдет еще один год, прежде чем SPA прочно обоснуется в нашей жизни и нашем сознании. Но у нас есть шанс избежать многих ошибок, изучив опыт первопроходцев отрасли, поэтому мы если и не перегоним Америку, то догоним ее довольно быстро. Кроме того, уже сегодня можно смело говорить о том, что мы не только перенимаем чужой опыт, но и нарабатываем собственные технологии.
Появляются стандарты отрасли. Разработанная в 2003 году классификация российских SPA — объектов четко определила критерии, по которым можно отнести SPA — объект к той или иной категории. Сегодня Комитет по маркетингу Гильдии специалистов SPA — индустрии работает над другими стандартами и требованиями, которым должны соответствовать российские. Россия стоит у кромки непаханого поля задач, которые необходимо решать именно сейчас, чтобы индустрия развивалась не хаотично, а в соответствии с законами рынка.
Одна из самых главных проблем, с которыми сталкиваются владельцы российских SPA, недостаток квалифицированного персонала. И эту проблему решает, открывшаяся в 2006 году Международная академия SPA — эстетики. Профессиональный штат преподавателей, уникальные программы обучения, самое современное оборудование и лучшие препараты — все это к услугам студентов.
Самым динамичным типом оказался дэйSPA. Классический дэйSPA требует большого бюджета на корпоративные мероприятия, PR и прямую реклам. Считается также, что в дэйSPA (по сравнению со SPA других типов) сложнее всего продавать услуги конечному потребителю. Тем не менее дэйSPA открываются в крупных городах, и их все больше. Развиваются клубные дэйSPA, SPA — услуги этого типа активно продвигают фитнес — клубы.
Растет также количество банного комплекса. Несколько лет назад было много амбициозных проектов, суть которых сводилась к тому, чтобы собрать в одном SPA «бани всего мира», но прошло время и на рынке этих услуг остались профессионалы банного бизнеса, которые знают свое дело, учатся новым технологиям и с умом их внедряют. В силу наших национальных традиций это направление популярно. В любой SPA — процедуре важно не только мастерство специалиста, но и философское ее наполнение. Банные процедуры имеют глубочайшие исторические корни и дают огромный простор фантазии для превращения банальной «помывки» в красивый и наполненный смыслом ритуал.
Медицинские SPA развивались не так успешно, как могли бы. Многие санатории «советского типа» называют себя «медицинским SPA» и предлагают высококачественные услуги врачей — физиотерапевтов, бальнеологов и т. д., но этого, к сожалению, недостаточно, чтобы причислить санаторий к SPA. Но критерии определены, спрос на подобные услуги, а это значит, что мы вправе ждать успешных проектов в ближайшем будущем.
Загородные SPA и SPA — отели инвесторы оценивают как перспективные. Зарубежный опыт показывает, что подобные SPA высокорентабельны, и уже трудно представить отель международного уровня без SPA — услуг в качестве дополнительного сервиса. Но полноценных SPA — центров при отелях по-прежнему мало, и так будет до тех пор, пока инвесторы не перестанут считать, что для открытия SPA в отели достаточно всего лишь приобрести необходимое оборудование. А ведь на самом деле нужны и тщательная разработка меню уходов (особенно в отелях семейного типа, где необходимы специальные программы для мужчин и детей), и квалифицированные сотрудники, и изысканный дизайн помещений.
SPA природных источников развиваются в России очень медленно. Такие проекты требуют больших вложений и долго окупаются. Открылись несколько SPA в Кисловодске, но говорить об успешности этого направления пока рано. Остается надеяться, что уникальные природные ресурсы России будут интересны инвесторам в будущем — ведь концепция «здоровья от природы» у нас очень популярна.
В объектах с элементами SPA становятся очень популярными «концептуальные кабинеты». Это тип SPA требует минимальных инвестиций и рассчитан, прежде всего, на клиентов, которые только знакомятся с волшебным миром SPA, а таких в нашей стране абсолютное большинство, что и объясняет успешность подобных проектов.
Стоит выделить основные тенденции развития отрасли.
- 1. У инвесторов появится более четкое понимание, какие вложения нужны для успешного SPA — бизнеса и каких доходов от него можно ожидать. К сожалению, в массовом сознании SPA — бизнес пока оценивается негативно: как «бизнес для жен богатых людей». Да, такие игроки на рынке есть, но их меньшинство, и их проекты редко бывают успешными: рынок не прощает непрофессионализма. Будет расти спрос на профессиональные кадры. Но и кадров будет становиться больше.
- 2. Цены на услуги будут меняться. Сегодня средняя стоимость процедуры в США 75 долларов, в Европе — 70 евро. В РФ цены на SPA — услуги начинаются от 100 долларов. Причины понятны: высокая стоимость аренды помещений, большой фонд заработной платы. Но в Европе и Америке у владельцев тоже есть эти расходы. Все дело в том, что у нас все SPA — услуги продаются по высокой цене как услуги класса люкс, а средняя ценовая категория отсутствует. Есть основания предполагать, что появятся и услуги среднего класса по адекватным ценам.
- 3. На рынке SPA — косметики ситуация вряд ли изменится. Сейчас в России представлены далеко не все марки косметики класса люкс. Производители опасаются выводить на рынок новую продукцию, считая ситуацию нестабильной, а будущее российской SPA — индустрии — туманным.
- 4. Со SPA — оборудованием обратная ситуация. В России в первую очередь появились представители эксклюзивной продукции, которая в Европе представлена в очень немногих объектах. Но оборудование устаревает быстро, и можно предположить, что дорогие модели уступят место не менее качественным, но более доступным по цене.
- 5. Активно будет развиваться SPA — туризм. Появляются сайты с онлайн — бронированием SPA — туров, увеличивается количество запросов на SPA — услуги при выборе отелей.
- 6. Открылись первые салоны со SPA — процедурами для животных, но, пожалуй, в следующем году эти услуги по-прежнему будут считаться экзотикой.
- 7. Открываются SPA для мужчин. Правильно определенны запросы и возможности потенциальной целевой аудитории.
Итак, какими бы ни были прогнозы, индустрия развивается. Уже 65% потенциальных клиентов знают, что такое SPA, а треть из них даже слышали о направлении «SPA дома» (это одна из последних мировых тенденций). Россию ждет большое будущее — будущее в стиле SPA.
Во всем мире предприятия SPA поражают воображение роскошью и великолепием. В SPA учитываются и используются всевозможные факторы гармонизации человека: окружающий пейзаж, климат, запахи, цвета и звуки, делается все возможное для создания максимального комфорта и удобства. Ведь секрет успеха SPA кроется не в уникальных оздоровительных методиках, а в создании атмосферы душевного комфорта, расслабления и удовольствия.
Сегодня в России и в Москве, в частности, происходит настоящий бум в стремлении к здоровому образу жизни, а, следовательно, и к SPA-индустрии: в Москве действует порядка 850−1000 различных предприятий, так или иначе позиционирующих в ассортименте своих услуг и SPA-услуги, потенциальная же емкость только московского рынка составляет не менее 6 500 SPA-предприятий различных форматов. Общероссийский же рынок SPA-услуг оценивается в полмиллиарда долларов.
Лидером в борьбе за право первенства в определенном сегменте экономики становится предприятие, владеющее не просто сформированной и отлаженной системой организации, а «глобализирующее» свой формат бизнеса, с одной стороны, и сохраняющее гибкость в отношении стремительно меняющейся рыночной ситуации, с другой. Развитие российского «красивого» рынка и рынка услуг, в целом, стремительно набирает темпы. Однако, предприятия, ранее занявшие свою нишу в конкретном сегменте, часто оказываются не в состоянии быстро перестроить свой бизнес, с учетом всех происходящих изменений.
Существуют некоторые факторы, тормозящие развитие востребованного бизнеса. Создание полномасштабного SPA-предприятия требует больших затрат на профессиональное оборудование и оснащение, значительных площадей и т. п., что могут позволить себе очень немногие. Напрашивается вполне закономерное решение вопроса — реорганизация салонного бизнеса, создание SPA-салонов и SPA-зон на территории действующих салонов красоты.
И, наконец-то, в России появились профессионалы, способные разрешить эту сложную задачу, разработать и воплотить концепции SPA, с учетом существующего салонного бизнеса, предложить экономичное профессиональное оборудование, вне зависимости от «метража», ведь и на 20 «квадратах» можно создать «райский» уголок для клиента и высокоэффективную территорию для владельца бизнеса («SPArus»). Миф о баснословной дороговизне создания SPA развинчен теперь и в России. Благодаря разработанным ноу-хау в области эргономичной организации пространства и модульности формирования рабочих зон, экономичного SPA-оборудования, одно предприятие может выполнять функции сразу нескольких предприятий. Такие перспективы развития салонного и SPA-бизнеса не могут не радовать.
Эволюция сферы услуг проходит одновременно с развитием различных областей деятельности человека, и самого Человека, как такового. Взаимодействуя и соприкасаясь с этими направлениями, сфера услуг проходит некий цикл, который имеет свойство обновляться и совершенствоваться по завершении каждого этапа развития. Концепции предприятий индустрии красоты могут иметь различные форматы, но каждое должно представлять богатейший ассортимент услуг, необходимых для оздоровления, восстановления, улучшения внешности, а также предназначенных для комфортного общения и отдыха клиентов. Именно использование всего спектра возможностей построения нового салонного бизнеса дает возможность прогнозировать эффективное развитие предприятия и гарантировать востребованность предлагаемых услуг.
Кроме того, возможные выгоды и потери от вступления РФ в ВТО для предприятий сферы услуг во многом будут зависеть от того, как быстро предприятия смогут обрести конкурентоспособность. Предприятия SPA-индустрии (на территориях салонов красоты, в том числе) дают возможность не только эффективно развивать собственный бизнес, но и создавать по данной схеме сети корпоративных и франчайзинговых предприятий. Акцент необходимо делать не на сосредоточении усилий на борьбу с конкурентами за потенциального клиента, а на создание предпосылок для перехода в ценности для клиентов: тем самым открываются новые, не охваченные конкуренцией пространства рынка. Чтобы в настоящих рыночных условиях добиться построения эффективного бизнеса, необходимо просто «реконструировать» элементы ценности для клиента, предоставив ему весь возможный ассортимент и право выбора услуги на одной территории.