Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Обеспечение стабильного финансового состояния малых строительных организаций в условиях кризиса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сектор малого предпринимательства — это один из важнейших и необходимых элементов для развития хозяйственной системы, в отсутствие которого ни экономика, ни общество не могут нормально функционировать. В секторе малого бизнеса генерируется и вращается большая часть национальных ресурсов, выступающих, в свою очередь, основой для среднего и крупного бизнеса. Состояние малого предпринимательства… Читать ещё >

Обеспечение стабильного финансового состояния малых строительных организаций в условиях кризиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обеспечение стабильного финансового состояния малых строительных организаций в условиях кризиса

Сектор малого предпринимательства — это один из важнейших и необходимых элементов для развития хозяйственной системы, в отсутствие которого ни экономика, ни общество не могут нормально функционировать. В секторе малого бизнеса генерируется и вращается большая часть национальных ресурсов, выступающих, в свою очередь, основой для среднего и крупного бизнеса [1]. Состояние малого предпринимательства является важнейшим индикатором развития экономики любого государства. На современном этапе развития малый бизнес имеет тенденцию к образованию новых форм предпринимательства, которые позволят перейти от посреднических видов экономической деятельности к производственным формам. Так, в настоящее время, экономический подъем России напрямую зависит от развития отечественного производства. Важная роль в этом процессе принадлежит малым строительным организациям, которые осуществляют коммерческую деятельность в целях обеспечения работы рынка. Социальная, экономическая и политическая стабильность страны во многом зависит от решения проблемы обеспечения строительства жилых, производственных и социальных объектов. Именно поэтому и появилась необходимость оптимизации структуры малого предпринимательства в пользу малой стройиндустрии [2].

Изучение статистических данных за период с 2011 по 2013 год показывает, что в целом в России наблюдался некоторый рост количества малых строительных предприятий (табл. 1) [3]. Анализируя таблицу № 1, можно также отметить, что строительная отрасль является одной из ведущих отраслей малого предпринимательства.

Таблица № 1.

Число малых предприятий по видам экономической деятельности.

(без учета микропредприятий).

Вид экономической деятельности.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Ед.

%.

Ед.

%.

Ед.

%.

Транспорт и связь.

6,3.

6,5.

6,6.

Обрабатывающие производства.

9,3.

9,6.

9,5.

Строительство.

11,0.

11,5.

11,7.

Операции с недвижимым имуществом, аренда, предоставление услуг.

20,8.

20,4.

20,3.

Торговля.

39,6.

39,3.

39,1.

Под финансированием малого бизнеса понимается его обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами и материальными ценностями для успешного становления и развития. Объем финансирования определяется исходя из запланированных расходов и источников их обеспечения.

В условиях развития рыночных отношения на сегодняшний день выделяют две основные категории источников финансирования: собственные и заемные средства.

Обобщая классификации различных авторов, основными методами финансирования для малого бизнеса принято считать:

  • — самофинансирование;
  • — кредитное (долговое) финансирование;
  • — лизинг;
  • — государственное (бюджетное) финансирование;
  • — венчурное финансирование;
  • — смешанное финансирование;
  • — проектное финансирование.

Но, несмотря на наличие разнообразных источников финансирования, существует малая доступность малого бизнеса ко многим из них, что в некоторой степени является фактором, тормозящим развитие данного сектора экономики в нашей стране.

Устойчивое развитие и деятельность малых строительных предприятий зависит от большого количества условий и факторов. В общем виде все факторы можно разделить на экзогенные и эндогенные. В отличие от эндогенных, экзогенные факторы не поддаются контролю и регулированию со стороны самого предприятия, но оказывают на него существенное влияние (табл. № 2) [4].

Таблица № 2.

Факторы, влияющие на обеспечение финансовой устойчивости малых строительных организаций.

Экзогенные.

Эндогенные.

инфляция.

сфера деятельности.

деловая среда.

недостаток собственных средств.

налогообложение.

неплатежеспособность.

колебание валютных курсов.

ненадежная финансовая инфраструктура.

процентные ставки по кредитам и др.

высокий риск принятия управленческих решений.

На основе обобщения и анализа изученных данных можно выявить основные проблемы деятельности малых строительных организаций [5]:

  • — формирование стартового капитала;
  • — несмотря на льготные условия налогообложения, уплачиваемые налоги составляют существенную часть прибыли;
  • — нехватка средств для самофинансирования;
  • — высокий процент по кредиту;
  • — сложный механизм получения займа;
  • — недостаточный спрос на продукцию;
  • — повышенная чувствительность к изменениям экономической ситуации;
  • — негативное влияние инфляции и валютного курса;
  • — высокая стоимость строительных материалов, оборудования, машин;
  • — неблагоприятные погодные условия;
  • — недостаток квалифицированных рабочих;
  • — высокий уровень инвестиционного риска и др.

В современном экономическом пространстве эти проблемы возможно решить лишь отталкиваясь от концепции адаптации и выживания к парадигме устойчивого развития малого строительного бизнеса. Под устойчивым развитием следует понимать сохранение основных финансовых показателей деятельности предприятия на уровне нормальных значений и выше. Устойчивое развитие малых строительных предприятий представляется как постоянная тенденция к наращиванию финансового потенциала в динамичных условиях хозяйствования [6].

В периоды, когда страна находится в состоянии финансово-экономического кризиса, наибольшую поддержку малому предпринимательству может оказать именно государство путем осуществления различного рода программ по поддержке и развитию малого бизнеса [7].

Уровень демократизации государства и открытости его экономики во многом определяется степенью развития малого бизнеса. Государство, которое активно поддерживает малое предпринимательство, способно решить проблему повышения уровня благосостояния населения и, соответственно, увеличить в процентном соотношении количество граждан, обладающих средним уровнем дохода. А это в свою очередь нормализует социальную обстановку в стране в целом [8]. Кроме того, налоговые отчисления малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Также конкуренция, возникающая в процессе деятельности малых организаций, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги и мотивирует предпринимателей постоянно совершенствовать качество своей продукции, а также внедрять новые технологии. Таким образом, значимость малого предпринимательства в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как именно малый бизнес выступает конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.

В условиях кризиса на малый бизнес возлагаются особые надежды. Малые компании благодаря своей гибкости и мобильности способны быстро решать проблемы занятости населения, поскольку высвободившимся с крупных предприятий работникам необходима социальная адаптация. Кроме того, малый бизнес способен создать новые рабочие ниши и поддержать экономический рост.

Государственная поддержка малого предпринимательства направлена на снижение рискованности малого предпринимательства и осуществляется по следующим ключевым направлениям (табл. № 2) [9].

Таблица № 2.

Основные направления государственной поддержки малого бизнеса.

Вид поддержки.

Краткое описание.

Финансовая.

Создание государственных программ, обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговые и амортизационные льготы и др.

Материально-техническая.

Предоставления технологий и оборудования в аренду, создание технопарков, предоставление имущества на льготных условиях и др.

Консультативная и информационная.

Обеспечение доступа к специализированным библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг по проблемам создания, управления бизнесом, налогообложения и т. д.

Организационная.

Организация семинаров, выставок, конгрессных мероприятий, бизнес-форумов, конкурсов для предпринимателей и др.

Основной целью деятельности государства в отношении малого бизнеса выступает финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства и формирование эффективного финансового механизма для реализации данной поддержки. Для осуществления этой цели реализуются следующие направления деятельности [10]:

  • 1. Формирование льготного налогового режима для малого бизнеса.
  • 2. Выработка финансовой стратегии по привлечению российского и международного банковского капитала для обеспечения развития малого бизнеса в РФ.
  • 3. Развитие внешнеэкономической активности субъектов малого бизнеса.
  • 4. Формирование системы лизинга как одного из наиболее перспективных возможностей создания и развития производственного базиса малого предпринимательства.
  • 5. Подготовка и переподготовка кадров к работе в сфере малого предпринимательства.
  • 6. Информационное и нормативно-правовое обеспечение деятельности малых организаций.
  • 7. Развитие инновационной деятельности в предпринимательских структурах.

Увеличение количества малых предприятий и их вклада в экономику страны требует комплексной и оперативной поддержки развития малого предпринимательства, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях [11]. Органы государственной власти совместно с органами местного самоуправления должны систематизировать действия различных структур в области малого бизнеса, разрабатывать предложения по развитию малых организаций, проводить анализ и оценку программ развития этой сферы, организовывать и изучать новые формы предпринимательства, а также разрабатывать рекомендации по привлечению иностранного капитала.

Dalman C. The Problem of Externality // The Journal of Law and Economics. 1979. рр. 25−30.

North D., Thomas R. The Rise of the Western World // Cambridge University Press. 1973. рр. 1−2.

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: gks.ru.

Котова Л. Г., Шевченко А. П. Формирование механизма устойчивого развития строительной организации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2014, № 1. С. 191−192.

Кошелева Т. Н. Финансирование деятельности малого предпринимательства в процессе его стратегического развития: сборник научных статей // Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты, 2010, № 9. С. 168−172.

Елисеева Т.П., Сущенко Д. И. Формирование и развитие инфраструктуры системы поддержки развития малого и среднего бизнеса в сфере услуг // Инженерный вестник Дона, 2012, № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1142.

Мазий В. В. Состояние и финансирование развития малого предпринимательства в России и Ростовской области // Финансовые исследования, 2008, № 1(18). С.59−64.

Мазий В.В., Черняк Е. А. Повышение эффективности применения патентной системы налогообложения субъектами малого бизнеса в условиях экономического кризиса // Инженерный вестник Дона, 2015, № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2015/3316.

Калинин А. В. Основные тенденции развития и характеристика малого и среднего бизнеса в России // Российское предпринимательство, 2011, № 1. С. 30−35.

Кулик Н. А., Онищенко Л. Г. Государственная поддержка малого бизнеса в России // Сибирский торгово-экономический журнал, 2010, № 11. С. 23−31.

Чурсина Ю. А., Ленкова Е. А. Оценка финансового состояния предприятий малого бизнеса: проблемы, пути решения // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки, 2014, № 4. С. 141−155.

References.

Dalman C. The Problem of Externality. The Journal of Law and Economics.1979. рр. 25−30.

North D., Thomas R. The Rise of the Western World. Cambridge University Press. 1973. рр. 1−2.

Oficial’nyj sajt Federal’noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki RF. [The official website of the Federal service of state statistics of the Russian Federation]. URL: gks.ru.

Kotova L. G., SHevchenko A. P. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. 2014. № 1. pp. 191−192.

Kosheleva T. N. Problemy sistemnoj modernizacii ehkonomiki Rossii: social’no-politicheskij, finansovo-ehkonomicheskij i ehkologicheskij aspekty. 2010. № 9. pp. 168−172.

Eliseeva T.P., Sushhenko D.I. Inћenernyj vestnik Dona (Rus). 2012. № 4.

Maziy V.V. Finansovye issledovanija, 2008. № 1(18). pp.59−64.

Mazij V.V., Chernjak E.A. Inћenernyj vestnik Dona (Rus). 2015. № 4.

Kalinin A. V. Rossijskoe predprinimatel’stvo. 2011. № 1. pp. 30−35.

Kulik N. A., Onishchenko L. G. Sibirskij torgovo-ehkonomicheskij zhurnal. 2010. № 11. pp. 23−31.

CHursina YU. A., Lenkova E. A. Vestnik PNIPU. Social’no-ehkonomicheskie nauki. 2014. № 4. pp. 141−155.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой