Обеспечение стабильного финансового состояния малых строительных организаций в условиях кризиса
Сектор малого предпринимательства — это один из важнейших и необходимых элементов для развития хозяйственной системы, в отсутствие которого ни экономика, ни общество не могут нормально функционировать. В секторе малого бизнеса генерируется и вращается большая часть национальных ресурсов, выступающих, в свою очередь, основой для среднего и крупного бизнеса. Состояние малого предпринимательства… Читать ещё >
Обеспечение стабильного финансового состояния малых строительных организаций в условиях кризиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обеспечение стабильного финансового состояния малых строительных организаций в условиях кризиса
Сектор малого предпринимательства — это один из важнейших и необходимых элементов для развития хозяйственной системы, в отсутствие которого ни экономика, ни общество не могут нормально функционировать. В секторе малого бизнеса генерируется и вращается большая часть национальных ресурсов, выступающих, в свою очередь, основой для среднего и крупного бизнеса [1]. Состояние малого предпринимательства является важнейшим индикатором развития экономики любого государства. На современном этапе развития малый бизнес имеет тенденцию к образованию новых форм предпринимательства, которые позволят перейти от посреднических видов экономической деятельности к производственным формам. Так, в настоящее время, экономический подъем России напрямую зависит от развития отечественного производства. Важная роль в этом процессе принадлежит малым строительным организациям, которые осуществляют коммерческую деятельность в целях обеспечения работы рынка. Социальная, экономическая и политическая стабильность страны во многом зависит от решения проблемы обеспечения строительства жилых, производственных и социальных объектов. Именно поэтому и появилась необходимость оптимизации структуры малого предпринимательства в пользу малой стройиндустрии [2].
Изучение статистических данных за период с 2011 по 2013 год показывает, что в целом в России наблюдался некоторый рост количества малых строительных предприятий (табл. 1) [3]. Анализируя таблицу № 1, можно также отметить, что строительная отрасль является одной из ведущих отраслей малого предпринимательства.
Таблица № 1.
Число малых предприятий по видам экономической деятельности.
(без учета микропредприятий).
Вид экономической деятельности. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | |||
Ед. | %. | Ед. | %. | Ед. | %. | |
Транспорт и связь. | 6,3. | 6,5. | 6,6. | |||
Обрабатывающие производства. | 9,3. | 9,6. | 9,5. | |||
Строительство. | 11,0. | 11,5. | 11,7. | |||
Операции с недвижимым имуществом, аренда, предоставление услуг. | 20,8. | 20,4. | 20,3. | |||
Торговля. | 39,6. | 39,3. | 39,1. |
Под финансированием малого бизнеса понимается его обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами и материальными ценностями для успешного становления и развития. Объем финансирования определяется исходя из запланированных расходов и источников их обеспечения.
В условиях развития рыночных отношения на сегодняшний день выделяют две основные категории источников финансирования: собственные и заемные средства.
Обобщая классификации различных авторов, основными методами финансирования для малого бизнеса принято считать:
- — самофинансирование;
- — кредитное (долговое) финансирование;
- — лизинг;
- — государственное (бюджетное) финансирование;
- — венчурное финансирование;
- — смешанное финансирование;
- — проектное финансирование.
Но, несмотря на наличие разнообразных источников финансирования, существует малая доступность малого бизнеса ко многим из них, что в некоторой степени является фактором, тормозящим развитие данного сектора экономики в нашей стране.
Устойчивое развитие и деятельность малых строительных предприятий зависит от большого количества условий и факторов. В общем виде все факторы можно разделить на экзогенные и эндогенные. В отличие от эндогенных, экзогенные факторы не поддаются контролю и регулированию со стороны самого предприятия, но оказывают на него существенное влияние (табл. № 2) [4].
Таблица № 2.
Факторы, влияющие на обеспечение финансовой устойчивости малых строительных организаций.
Экзогенные. | Эндогенные. |
инфляция. | сфера деятельности. |
деловая среда. | недостаток собственных средств. |
налогообложение. | неплатежеспособность. |
колебание валютных курсов. | ненадежная финансовая инфраструктура. |
процентные ставки по кредитам и др. | высокий риск принятия управленческих решений. |
На основе обобщения и анализа изученных данных можно выявить основные проблемы деятельности малых строительных организаций [5]:
- — формирование стартового капитала;
- — несмотря на льготные условия налогообложения, уплачиваемые налоги составляют существенную часть прибыли;
- — нехватка средств для самофинансирования;
- — высокий процент по кредиту;
- — сложный механизм получения займа;
- — недостаточный спрос на продукцию;
- — повышенная чувствительность к изменениям экономической ситуации;
- — негативное влияние инфляции и валютного курса;
- — высокая стоимость строительных материалов, оборудования, машин;
- — неблагоприятные погодные условия;
- — недостаток квалифицированных рабочих;
- — высокий уровень инвестиционного риска и др.
В современном экономическом пространстве эти проблемы возможно решить лишь отталкиваясь от концепции адаптации и выживания к парадигме устойчивого развития малого строительного бизнеса. Под устойчивым развитием следует понимать сохранение основных финансовых показателей деятельности предприятия на уровне нормальных значений и выше. Устойчивое развитие малых строительных предприятий представляется как постоянная тенденция к наращиванию финансового потенциала в динамичных условиях хозяйствования [6].
В периоды, когда страна находится в состоянии финансово-экономического кризиса, наибольшую поддержку малому предпринимательству может оказать именно государство путем осуществления различного рода программ по поддержке и развитию малого бизнеса [7].
Уровень демократизации государства и открытости его экономики во многом определяется степенью развития малого бизнеса. Государство, которое активно поддерживает малое предпринимательство, способно решить проблему повышения уровня благосостояния населения и, соответственно, увеличить в процентном соотношении количество граждан, обладающих средним уровнем дохода. А это в свою очередь нормализует социальную обстановку в стране в целом [8]. Кроме того, налоговые отчисления малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Также конкуренция, возникающая в процессе деятельности малых организаций, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги и мотивирует предпринимателей постоянно совершенствовать качество своей продукции, а также внедрять новые технологии. Таким образом, значимость малого предпринимательства в рыночной экономической системе трудно переоценить, так как именно малый бизнес выступает конструктивной единицей и гарантией существования развитой рыночной экономики.
В условиях кризиса на малый бизнес возлагаются особые надежды. Малые компании благодаря своей гибкости и мобильности способны быстро решать проблемы занятости населения, поскольку высвободившимся с крупных предприятий работникам необходима социальная адаптация. Кроме того, малый бизнес способен создать новые рабочие ниши и поддержать экономический рост.
Государственная поддержка малого предпринимательства направлена на снижение рискованности малого предпринимательства и осуществляется по следующим ключевым направлениям (табл. № 2) [9].
Таблица № 2.
Основные направления государственной поддержки малого бизнеса.
Вид поддержки. | Краткое описание. |
Финансовая. | Создание государственных программ, обеспечивающих льготное кредитование малых предприятий, субсидии, налоговые и амортизационные льготы и др. |
Материально-техническая. | Предоставления технологий и оборудования в аренду, создание технопарков, предоставление имущества на льготных условиях и др. |
Консультативная и информационная. | Обеспечение доступа к специализированным библиотекам, базам данных, оказание консультативных и правовых услуг по проблемам создания, управления бизнесом, налогообложения и т. д. |
Организационная. | Организация семинаров, выставок, конгрессных мероприятий, бизнес-форумов, конкурсов для предпринимателей и др. |
Основной целью деятельности государства в отношении малого бизнеса выступает финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства и формирование эффективного финансового механизма для реализации данной поддержки. Для осуществления этой цели реализуются следующие направления деятельности [10]:
- 1. Формирование льготного налогового режима для малого бизнеса.
- 2. Выработка финансовой стратегии по привлечению российского и международного банковского капитала для обеспечения развития малого бизнеса в РФ.
- 3. Развитие внешнеэкономической активности субъектов малого бизнеса.
- 4. Формирование системы лизинга как одного из наиболее перспективных возможностей создания и развития производственного базиса малого предпринимательства.
- 5. Подготовка и переподготовка кадров к работе в сфере малого предпринимательства.
- 6. Информационное и нормативно-правовое обеспечение деятельности малых организаций.
- 7. Развитие инновационной деятельности в предпринимательских структурах.
Увеличение количества малых предприятий и их вклада в экономику страны требует комплексной и оперативной поддержки развития малого предпринимательства, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях [11]. Органы государственной власти совместно с органами местного самоуправления должны систематизировать действия различных структур в области малого бизнеса, разрабатывать предложения по развитию малых организаций, проводить анализ и оценку программ развития этой сферы, организовывать и изучать новые формы предпринимательства, а также разрабатывать рекомендации по привлечению иностранного капитала.
Dalman C. The Problem of Externality // The Journal of Law and Economics. 1979. рр. 25−30.
North D., Thomas R. The Rise of the Western World // Cambridge University Press. 1973. рр. 1−2.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: gks.ru.
Котова Л. Г., Шевченко А. П. Формирование механизма устойчивого развития строительной организации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки, 2014, № 1. С. 191−192.
Кошелева Т. Н. Финансирование деятельности малого предпринимательства в процессе его стратегического развития: сборник научных статей // Проблемы системной модернизации экономики России: социально-политический, финансово-экономический и экологический аспекты, 2010, № 9. С. 168−172.
Елисеева Т.П., Сущенко Д. И. Формирование и развитие инфраструктуры системы поддержки развития малого и среднего бизнеса в сфере услуг // Инженерный вестник Дона, 2012, № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1142.
Мазий В. В. Состояние и финансирование развития малого предпринимательства в России и Ростовской области // Финансовые исследования, 2008, № 1(18). С.59−64.
Мазий В.В., Черняк Е. А. Повышение эффективности применения патентной системы налогообложения субъектами малого бизнеса в условиях экономического кризиса // Инженерный вестник Дона, 2015, № 4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2015/3316.
Калинин А. В. Основные тенденции развития и характеристика малого и среднего бизнеса в России // Российское предпринимательство, 2011, № 1. С. 30−35.
Кулик Н. А., Онищенко Л. Г. Государственная поддержка малого бизнеса в России // Сибирский торгово-экономический журнал, 2010, № 11. С. 23−31.
Чурсина Ю. А., Ленкова Е. А. Оценка финансового состояния предприятий малого бизнеса: проблемы, пути решения // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки, 2014, № 4. С. 141−155.
References.
Dalman C. The Problem of Externality. The Journal of Law and Economics.1979. рр. 25−30.
North D., Thomas R. The Rise of the Western World. Cambridge University Press. 1973. рр. 1−2.
Oficial’nyj sajt Federal’noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki RF. [The official website of the Federal service of state statistics of the Russian Federation]. URL: gks.ru.
Kotova L. G., SHevchenko A. P. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. 2014. № 1. pp. 191−192.
Kosheleva T. N. Problemy sistemnoj modernizacii ehkonomiki Rossii: social’no-politicheskij, finansovo-ehkonomicheskij i ehkologicheskij aspekty. 2010. № 9. pp. 168−172.
Eliseeva T.P., Sushhenko D.I. Inћenernyj vestnik Dona (Rus). 2012. № 4.
Maziy V.V. Finansovye issledovanija, 2008. № 1(18). pp.59−64.
Mazij V.V., Chernjak E.A. Inћenernyj vestnik Dona (Rus). 2015. № 4.
Kalinin A. V. Rossijskoe predprinimatel’stvo. 2011. № 1. pp. 30−35.
Kulik N. A., Onishchenko L. G. Sibirskij torgovo-ehkonomicheskij zhurnal. 2010. № 11. pp. 23−31.
CHursina YU. A., Lenkova E. A. Vestnik PNIPU. Social’no-ehkonomicheskie nauki. 2014. № 4. pp. 141−155.