Эвристическое обучение в учебном процессе: история и современность
В XVI—XVII вв. еках труды Ф. Бэкона (ок. 1214−1294), Г. Галилея (1564−1642), Г. В. Лейбница (1646−1716), Х. Вольфа (1679−1754), К. Больцано (1781−1848) и других ученых возродили эвристические подходы в науке и технике. В качестве реакции на формализм традиционного образования в США и Европе появилось движение прогрессивистов, основанное на идеях Ж.-Ж. Руссо о трудовом воспитании. Одной из главных… Читать ещё >
Эвристическое обучение в учебном процессе: история и современность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Суть современных новаций в высшей школе заключается, прежде всего, в поиске оптимального соответствия между традициями отечественной системы обучения и новыми веяниями в контексте вхождения в единое образовательное пространство. Обобщение опыта педагогов-новаторов вместе с разработками отечественной науки дает основания поставить вопрос об организации эвристического обучения студентов в условиях внедрения современных педагогических технологий. С целью раскрытия вопросов реализации эвристики в учебном процессе, ее специфики и аргументации использования ее методов ретроспективно проанализируем существовавшие в дидактическом опыте направления эвристического обучения. Наиболее древней тенденцией в использовании вопросов в обучении считается эвристический диалог, который отличается от простого обмена информацией тем, что информация не является чем-то нейтральным — она пропущена через сознание и сердце собеседников. Впервые понятие эвристического диалога как умения пользоваться словом, приобретения навыков выступления перед публикой уточняется в Древней Греции. Появляется новое направление — эристика (греч. eristika — искусство спора), подразделяющееся на софистику и диалектику. Софистика — сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, так называемых софизмов, т. е. всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью (Аристотель, 384−322 гг. до н.э.). Происходило превращение дискуссий, споров в искусство и профессиональное мастерство, разрабатываются техники ведения спора. В словесных состязаниях (полемике) поднимались вопросы определения понятий, классификации вопросов, четкости и ясности ответов, характера аргументации, искусства доказательства истины. Диалектика — искусство вести эффективный спор, в котором истина достигается в ходе взаимозаинтересованного обсуждения проблемы и противоборства мнений (Сократ, 470/469−399 гг. до н.э.). Дискуссия — своего рода коллективная лаборатория, одушевленное поисковое поле: она невозможна без совместного поиска истины.
Выделившись в эпоху античности как метод ведения беседы, эвристика еще долгое время сохраняла скромное прикладное значение. В Средневековье эвристическую беседу из практики обучения вытеснило догматическое заучивание текстов «божественных писаний». Тем не менее, в эпоху Возрождения сторонники гуманистического образования начали резко критиковать существовавшее схоластическое обучение и выдвинули на первое место культ человека. Франсуа Рабле (1494−1553) в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» декларировал идею многостороннего образования, развития самостоятельного мышления, творчества и активности. Я. А. Коменский (1592−1670) критиковал существующую в то время систему обучения и отмечал необходимость познания объектов посредством открытия, создания своего мнения, т. е. возможности создания многогранности личного опыта, а не изучения только путей, пройденных другими.
В XVI—XVII вв.еках труды Ф. Бэкона (ок. 1214−1294), Г. Галилея (1564−1642), Г. В. Лейбница (1646−1716), Х. Вольфа (1679−1754), К. Больцано (1781−1848) и других ученых возродили эвристические подходы в науке и технике. В качестве реакции на формализм традиционного образования в США и Европе появилось движение прогрессивистов, основанное на идеях Ж.-Ж. Руссо о трудовом воспитании. Одной из главных целей течения стало обучение через физическое, эмоциональное и интеллектуальное приращение ученика. Почти все концепции, методы и технологии прогрессивизма включают элементы эвристики: Дальтон-план, Квинси-план, Виннетка-план, системы обучения Марии Монтессори, метод проектов У. Килпатрика и др.
Эвристическая беседа применялась и плодотворно разрабатывалась передовыми учителями дореволюционной русской школы — Н. И. Пироговым (1810−1881), К. Д. Ушинским (1824−1870), П. Ф. Каптеревым (1849−1922). Теоретико-методологическим аспектам педагогической деятельности в ходе организации эвристического обучения в XX веке были посвящены работы отечественных педагогов-исследователей (В.Н. Аганисьяна, В. И. Андреева, М. М. Махмутова, Н. М. Плескацевича, И. Ф. Харламова, И. И. Цыркуна, А. В. Хуторского и др.).
Ретроспективный анализ опыта подтверждает жизненность реализации эвристического обучения. Мы полагаем, что учёт данного подхода поможет преподавателю не только преодолеть некоторые трудности, характерные для учебного процесса, но и позволит повысить эффективность обучения, повлияет как на глубину знаний обучающихся, так и на повышение интереса к изучаемому предмету.
На наш взгляд, эвристическое обучение студентов — это процесс превращения учебно-познавательной деятельности в интеллектуально-творческую, при котором количественное усвоение учебной информации происходит на максимально качественном уровне за счет использования внутреннего резерва и творческого потенциала личности с целью формирования профессиональной компетентности выпускника вуза.
Следует выделить ряд существенных позитивных факторов, повышающих эффективность учебного процесса. Использование эвристического обучения в условиях внедрения современных педагогических технологий:
- 1) позволяет индивидуализировать обучение;
- 2) повышает активность студентов;
- 3) помогает интенсифицировать обучение;
- 4) повышает мотивацию учения;
- 5) создает комфортную среду обучения;
- 6) способствует появлению интеллектуально-творческого потенциала и выработке самооценки у студентов;
- 7) создает условия для самостоятельной работы.
Эти эффекты достигаются погружением студента в принципиально новую информационную среду открытия неведомого ему ранее знания. В отличие от проблемного обучения, рассчитанного на притязание на самостоятельное получение положительного результата и развитие познавательной мотивации, саморегуляции, направленной на понимание и управление собственными действиями, на формирование внутренней потребности к преодолению познавательных трудностей, развитие самооценки, эвристика имеет положительные результаты использования в групповой, фронтальной и индивидуальной формах работы. Она позволяет дифференцированно подходить к выбору содержания образования, учитывать различный уровень подготовки студентов по предмету, их склонности, мотивы, особенности темперамента, свойства мышления и памяти, эмоциональность и т. п. В сочетании с традиционной системой обучения преподаватель по своему выбору может внедрять эвристические приемы в классно-урочную и внеаудиторную работу. Приобретенные знания могут в дальнейшем использоваться в профессионально-ориентированном обучении и послужить основой создания междисциплинарной компетенции и развития интеллектуально-творческого потенциала студентов.
Кроме того, функциональное назначение содержания эвристического образования меняет критерии оценки образовательной деятельности. Поскольку в традиционном обучении образовательный продукт оценивается по степени его приближенности к заданному, использование эвристической технологии способствует развитию творческого мышления и проявлению интеллектуального потенциала студентов. Образовательный продукт в данном случае оценивается по степени его отличия от заданного, что в совокупности с освоенными способами эвристической деятельности составляет личностный компонент содержания образования. В процессе обучения студент приобретает не только знания, но и опыт креативной деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности, к самому себе и своей деятельности, развивает воображение и творческое мышление.
В заключение отметим, что содержание обучения не может быть создано только обучаемыми, определённая его часть вносится в образовательный процесс извне для прямого усвоения. Применение эвристической технологии лишь обогащает учение вариативными формами и методами организации продуктивного обучения.