Проблемы мифа.
Стереотипы как часть культурно-исторического наследия
Миф как структурная составляющая мифологической картины представляет собой форму целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. Миф синкретичен, гармоничен, в нем отсутствуют грани между естественным и сверхъестественным, объективными и субъективным. Миф направлен на утверждение… Читать ещё >
Проблемы мифа. Стереотипы как часть культурно-исторического наследия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Картина мира может быть представлена несколькими моделями, одной из которых является мифопоэтическая модель мира. «Вторичный мир возникает не иначе, как в результате интерпретации познающим индивидом фактов в их отвлечении от предметной реальности. Но это отвлечение вновь конкретизируется через соизмерение с образным восприятием каких-то черт этого мира, со стереотипами, функционирующими в данной культуре, и даже мифическими представлениями» [Серебренников, 1988, с. 188].
Таким образом, мифологическое и религиозное мышление является неотъемлемой частью мышления. Его реализация осуществляется в мифах, мифологемах, библеизмах, составляющих мифологическую и религиозную концептосферу национально-культурной картины мира. [Исина, 2007, с. 188].
Посмотрим несколько определений мифа.
Под мифом мы понимаем здесь способ удержания того, что без мифа стало бы хаосом. Тогда миф — это способ организации поведения и конструирование самого человека, а не примитивное представление о мире. [Темиркулова, АКД].
Миф-стереотип — это сложное культурное психолингвистическое явление, имеющее свою особую форму бытования и функции.
Миф как структурная составляющая мифологической картины представляет собой форму целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. Миф синкретичен, гармоничен, в нем отсутствуют грани между естественным и сверхъестественным, объективными и субъективным. [Нов.философ.словарь, 1998, с.430−431]. Миф направлен на утверждение человеческих желаний и организацию коллективных действий, на внушение как чувства единства между членами коллектива, так и чувства гармонии с миром. Мифологический образ является непосредственным выражением чувств и переживаний человека.
По мнению А. А. Потебни, миф есть словесное выражение такого объяснения, при котором объясняющему образу, имеющемутолько субъективное значение, приписывается объективно действительное бытие в объясняемом [1989, с.259]. Х. Л. Борхес в «Энциклопедии вымышленных существ» утверждает, что догадки о бытии другого мира оформляются фантазией об обитателях иного мира, который мы стремимся заселить как можно плотнее, ибо пустота нас страшит. Строительный материал для создания образов нереального мира, обозначаемых лексемами и словосочетаниями, складывается из прошлого опыта человека и элементов реального мира, отражая мир нереальных по образу и подобию реального. Фантастические образы создаются путем переработки, комбинирования и переосмысления элементов существующих образов либо мыслительных образов, включающих чувственно-наглядные и рационально логические компоненты. Миф как часть культуры является и внутриязыковым, и внеязыковым явлением. Как всякий лингвистический объект, миф образован составляющими единицами, которые К. Леви-Срос предлагает называть мифемами. [Исина, 2007, с. 177].
Миф трансформируется в символ, сопряженный с некоторым ранним, но во многом утерянным «предзнанием». А символ, в свою очередь, становится знаком, «сокращенно-обобщенным» означенные того, что кроется за символом и соответственно за мифом. Однако сам знак, как находящийся на уже значительном отдалении от означаемой им «реальности» — через миф о ней и символ ее, — естественно связывается не с каким-то конкретным элементом знания, а со всей совокупностью аналогичных знаний: в одних случаях денотат отражен более отчетливо, а других — менее; в одних случаях сигнификат выражен более полно, в других — менее;, однако, как уже говорилось выше, каждый знак может быть соотнесен со множеством объектов и множеством смыслов, что позволяет ему контактировать с другими знаками и служить для значения множества явлений. [Прохоров, 2009, с. 45].
Именно в мифе закрепился национальный общественно-исторический опыт: совокупность религиозно-мифологических представлений, знаний, эстетических, художественных и морально-нравственных ценностей народа в виде картины мира. Этот образ реального мира создавался в сознании народа как результат отражения действительности благодаря мифопоэтическому мышлению. Элементы мифологического мышления и мифопоэтической картины мира закодированы в тексте эпоса на уровне семантики и носят характер универсалий. Особо актуальными для мифологического сознания людей являются такие базовые концепты архетипического характера, как время и пространство, жизнь и смерть, добро и зло, душа, сердце, кровь, наиболее ярко характеризующие национальный менталитет. [Бухарова, 2009, АКД].
Мифологема — это имя, не имеющегося денотата, поскольку она является единицей фантазии, вымысла, воображения. Как утверждает А. П. Бабушкин, мифологема является дискретной единицей коллективного сознания, концептом, отражающим объекты возможных миров, и в вербальной форме представлена в национальной памяти носителей языка.
Термин «мифологема» представляется наиболее устоявшимся в современной науке для обозначения единицы мифологической системы, поскольку он позволяет рассматривать мифологему в ракурсе системного подхода при изучении национально-культурной специфики языка.
Мифологемы могут принадлежать культуре вообще и отражать общие особенности мифологического мышления, сохранившиеся в современном обществе благодаря взаимовлиянию культур и стереотипному отражению нереального мира у всех народов. Подобные универсальные (или интернациональные) мифологемы представляют лишь часть мифологической концептосферы. Значительную часть персонажей мифологии составляют образы сверхъестественных существ, которым присущи национально-культурные особенности. [Исина, 2007, с. 178].
Например: концепт-мифологема «ангел»: «обладать ангельской добротой», «божественно танцевать», «иметь ангельский голосок» .
Таким образом, мифологемы являются содержательной единицей языкового сознания. Это «то, что забыто человеком, но сохранено в сокровенных глубинах слова и сознания» [Маслова, 2001, с. 87]. Являясь продуктом коллективного бессознательного, мифологемы хранятся в национальной памяти, а их эволюция в конкретной национальной культуре отражает специфику их преломления в определенной языковой среде. [Исина, 2007, с. 183].
Условия существования этноса вырабатывают определенный способ оценки окружающего мира, четкие критерии, которые позволяют отмечать и обнаруживать какие-либо черты, скрытые от внимания представителей других этносов. На основе таких критериев в этнической общности формируется национальная культура. Ведь каждая культура потому и своеобразна, что в ней наиболее очевидно выражаются этнические особенности психики. В культурах — разные ценностные ориентации, разные способы постижения мира, разные картины сущего.
" Эталоны, символы, нормы, стереотипы как часть культурно-исторического наследия, создаваемого в процессе практического освоения мира, составляют области культурного знания, дающего человеку систему ценностных ориентиров, которая принадлежит концептуальной картине мира в ее обиходно-бытовом варианте. [Еримбетова, 2001, с. 411].
Таким образом, существующая в структуре национального сознания картина мира основана на разветвленной системе оценок, отраженных в языке в виде ценностных ориентиров. Изучение системы ценностей этноса дает возможность выявить своеобразие его мирочувствования, мирсозерцания и мировосприятия.
Социальные стереотипы представляют собой «совокупность ожиданий, предъявляемых к характерным чертам и поведению представителей социальных и этнических групп, целых народов. [Налчаджян, 2004, с.196−197].
Каждая нация имеет исторически сложившийся стереотип характера, представляющий собой суждение о наиболее ярких запоминающихся чертах нации. Нация создает собственные коллективные представления — те верования. Нормы и ценности. Которые человек получает благодаря воспитанию, овладению культурой, такие представления предполагают коллективного субъекта, которому свойственны черты, недоступные для понимания при изучении индивида в целом [Исина, 2007, с. 243].
Рассмотрим несколько определений стереотипа.
Стереотипы — это важные инструменты познавательного человеческого процесса. Благодаря своим когнитивным истокам, стереотипы могут формироваться в любой области человеческого знания, участвуют в процессе смыслопорождения, выступая при этом регулятором социального поведения. С помощью механизма стереотипизации накапливаемая людьми информация предстает не просто как сумма полезных знаний, как определенным образом организованный опыт, который благодаря своей структурированности может быть передан следующим поколениям.
Стереотипы — это утвердившиеся в социуме психологические структуры общественного сознания, имеющие вербальную фиксацию и влияющие как развитие самого этноса, так и на характер коммуникационного общения и взаимодействия обществ. Несмотря на внешнюю свою консервативность, они обладают способностью реагировать на изменения окружающей среды, самого человека или созданной им культуры Причем степень устойчивости стереотипа зависит не только от внешних условий, но и от конкретных носителей с их обыденными представлениями, эмпирическими настроениями.
Стереотипы, представляющие собой упрощенные репрезентации действительности, детерминированы рядом историко-культурных особенностей этноса. Как составляющие народной культуры, они функционируют на всех его уровнях, способствуя формированию культурных установок и образов внутри определенного этноса. Стереотипы отличаются несомненным национально-культурным своеобразием, собственной логикой развития и проявляются в конкретных языковых формах.
Стереотипизация есть глубинный процесс, в форме которого человек производит структурирование мира в мышлении и одновременно его вербализацию. Образование стереотипов есть основа связи языка и опыта. Вербализованные стереотипы представляют собой этнокультурнообусловленные, сложные структурно-смысловые, лексически и фразеологически оформленные образования, формирующиеся в определенной лингвокультурной общности.
Стереотип связан с изучением «языковой картины мира» как доминантной ее составляющей. Картина мир лингвокультурного сообщества в целом формируется языком как средством воплощения тех или иных культурных установок, стереотипов, эталонов и т. п., организующие социум в сообщество. Вторжение стереотипов в языковую среду зачастую приобретает самые неожиданные формы, затрудняющие взаимное восприятие информации представителями различных лингвокультурных обществ. И причиной тому являются национальный склад мышления, национальная стереотипность сознания, запечатленные в лексической системе языка, выступающей в роли национальной языковой картины мира.
Структура стереотипов чрезвычайно сложна и многранна, связывающая воедино процессы восприятия, познания и языковой картины мира. Языковая картина мира национального языка представляет собой совокупность концептов языка. Концептуальная картина мира — сфера функционирования стереотипа. Образующийся на базе концепта стереотип можно рассматривать как фрейм, который существует в ментально-лингвальном комплексе представителя определенной этнокультуры и реализуется в форме определенной ситуативной модели.
Представители того или иного этноса смотрят на мир сквозь призму стереотипов, находящих непосредственное отражение в языке. Стереотипы могут изучаться через их проявления в языке посредством фразеологии, поскольку этот пласт языка наиболее ярко отражает народную мудрость, систему потребностей и общую направленность интересов, связанных с общественным положением и социальным окружением. Фразеологизм — это стандартная, стереотипизированная, существующая в «готовом» виде единица языка. [Исина, 2007, с. 364−365].
Стереотипы — это субъективные, национально-оценочные образы некоторых потребностей, санкционированных социально[Рыжков, 1988, с.15−16].
Часто национальные стереотипы отражают не индивидуальную, а общепринятую, разделяемую практически всеми членами коллектива точку зрения на предмет или событие. Они включают в себя как собственные признаки объекта оценки, так и субъективные представления о его месте в «картине мира того», кто проводит процедуру оценивания.
Оценка, несомненно, является универсальной категорией присущей любому языковому коллективу. «С одной стороны, оценка обусловлена теми качествами, которые присущи объектам-реалиям внеязыковой действительности, отражены в сознании человека и представлены во фразеологическом значении. С этой точки зрения оценка носит объективный характер». С другой стороны, человек как субъект оценки, как носитель ценностей своей эпохи, окружения и идеологии, является непосредственным «создателем» оценки. Именно в этом проявляется ее субъективный характер. [Алдабани, 2003].
Национальный стереотип позволяет человеку без лишних размышлений соотнести собственную оценку любого явления с ценностной шкалой своей этнической общности. Желая соответствовать ожиданиям последней, люди невольно определяют свои национальные ориентации в рамках, диктуемые этой шкалой. Можно объяснить силу воздействия национальных стереотипов их глубокой родственной связью с традиционализмом мифологического сознания. В настоящее время многие национальные стереотипы восходят к временам глубокой древности, к народным эпосам, бережно передаваемым из поколения в поколение [Крысько, 2004, с. 136].
Наличие в этнических стереотипах оценочных суждений, как это давно отмечено, затрудняет перевод стереотипов на другие языки.
Часто главные функции национальных стереотипов сводятся к тому, что они служат оправданием враждебности личности на межэтническом уровне и выполняют функцию позитивной ценностной дифференциации собственной группы. [Исина, 2007, с. 211].
Каждый этнос в процессе своей жизнедеятельности на определенной территории в конкретных социально-экономических и исторических условиях вырабатывает стереотип поведения, который представляет членам этноса общепринятые модели поведения в тех или иных стандартных ситуациях. Стереотипы национального (этнического) поведения — «устойчивые схематизированные модели поведения, являющиеся результатом национально осмысленного опыта и свойственные всем представителям данной этнической общности». [Крысько, 2004, с. 137].
С когнитивной точки зрения оценочный стереотип содержит в себе те знания об объекте, из которых исходит субъект при формировании оценки. Стереотипы, возникающие в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, могут оказаться ложными и выполнять консервативную роль, формируя ошибочные знания людей и серьезно деформируя процесс межличностного взаимодействия [Черемесина, 1994, с. 11].
По эмоциональной оценке выделяются положительные и отрицательные стереотипы. Индивиду свойственно оценивать этническую группу, к которой он принадлежит, позитивно. Такая позитивная оценка своей этнической группы является естественным социально-психологическим механизмом, который обеспечивает на индивидуальном уровне необходимое личностное самоуважение, а на групповом уровне — сохранение этнической культуры и передачу ее последующим поколениям [Лебедева, 1999, с. 21].
Положительные стереотипы — это утверждающие, положительные суждения оценки тех или иных черт этнической группы или этноса в целом. Отрицательные, наоборот, утверждают, что определенная этническая группа обладает некоторыми отрицательными чертами и способна на нежелательные, вредные действия [Налчалджян, 2004, с. 208].
При решении вопроса о соотношении национального стеореотипа и национального характера особое значение приобретает объективность оценочных суждений. Зачастую стереотипы основываются не на личном впечатлении, а передаются в процессе коммуникации, от поколения к поколению в форме устойчивых закрепленных в языке, пословиц и поговорок, представленных образов Выявление стереотипов в системе ценностных ориентиров — важнейшая задача лингвокультурологии, поскольку они составляют некий остров этнокультурного сознания, который формирует этнокультурную сущность личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. Жизнь человека в том или ином культурном пространстве — это формирование, развитие, совершенствование единого мира интенций и ценностно-смысловых отношений. Только в таком ценностно-смысловом контексте жизнь человека становится предметом культуры.
Стереотип в его отношении к оценочной шкале является основным элементом, на который опирается система абсолютных оценок. При любой оценке, количественной или качественной, частной или общей, в «картине мира» участников коммуникации существуют шкала оценок, и существует соответствующий стереотип, который обладает стандартным набором признаков и является общим для всех или большинства членов данного социума. [Исина, 2007, с. 189,211].