Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Средства речевой выразительности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипербола (от греч. hyperbole — преувеличение) — один из тропов; образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления. К гиперболе прибегает писатель для усиления впечатления, для заострения образа. Гипербола часто встречается в устном народном творчестве, например в былинах: Илья Муромец берёт в руки «шалыгу железную, да котора была весу ровно… Читать ещё >

Средства речевой выразительности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К средствам речевой выразительности относятся фигуры и тропы.

Речевые (риторические, стилистические) фигуры — это любые языковые средства, придающие речи образность и выразительность (греч. schema, лат. figura — очертание, внешний вид; оборот речи).

Фигуры речи подразделяют на семантические и синтаксические.

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ речи образуются соединением слов, словосочетаний, предложений или более крупных отрезков текста, имеющим особую смысловую значимость :

  • * сравнение — стилистическая фигура, основанная на образной трансформации грамматически оформленного сопоставления: Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье (А.С. Пушкин); Под ним струя светлей лазури (М.Ю. Лермонтов);
  • * восходящая градация — фигура речи, состоящая из двух и более единиц, размещенных по возрастающей интенсивности значения: Я вас прошу, я вас очень прошу, я вас умоляю;
  • * нисходящая градация — фигура, создающая комический эффект путем нарушения принципа нарастания: Дама, не боящаяся самого дьявола и даже мыши (М. Твен);
  • * зевгма — фигура речи, создающая юмористический эффект в силу грамматической или семантической разнородности и несовместимости слов и сочетаний: Он пил чай с женой, с лимоном и с удовольствием; Шел дождь и три студента, первый — в пальто, второй — в университет, третий — в плохом настроении;
  • * каламбур — фигура, представляющая собой игру слов, намеренное соединение в одном контексте двух значений одного и того же слова или использование сходства в звучании разных слов для создания комического эффекта: В ее твореньях красок нет, а на лице их слишком много (П.А. Вяземский);
  • * антитеза — стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравниваемых понятий. Лексическая основа этой фигуры — антонимия, синтаксическая основа — параллелизм конструкций. Пример: Легко подружиться, тяжело разлучиться; Умный научит, дурак наскучит;
  • * оксюморон — фигура речи, состоящая в приписывании понятию несовместимого с этим понятием признака, в сочетании противоположных по смыслу понятий: живой труп; молодые старички; спеши медленно.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ речи — это особое стилистически значимое построение (синтаксическая форма) словосочетания, предложения или группы предложений в тексте:

фигуры ДОБАВЛЕНИЯ.

# повтор — фигура, состоящая в повторении слова или предложения с целью подчеркивания, усиления мысли;

# анадиплозис (подхват) — фигура речи, построенная таким образом, что слово или группа слов повторяется в начале следующего сегмента: Придет оно, большое как глоток, — глоток воды во время зноя летнего (Рождественский);

# пролепса — одновременное употребление существительного и заменяющего его местоимения: Кофе-то, он горячий/.

фигуры УБАВЛЕНИЯ.

# эллипсис — стилистическая фигура, состоящая в том, что один из компонентов высказывания не упоминается, опускается с целью придать тексту больше выразительности, динамичности: Решили лисы кролика запечь, а кролик из духовки — прыг на печь, потом на лавку и в окошко с лавки (Козловский);

# апосиопеза — умышленно незавершенное высказывание: Вот он вернется и тогда…;

# просиопеза — опущение начальной части высказывания, например употребление отчества вместо имени и отчества;

Троп (греч. tropos — поворот) — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном их значении, смысле. В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, близких друг другу в нашем представлении какими-либо сторонами или признаками. Признаками одного явления мы характеризуем другое, стремясь пояснить его, создать о нём конкретное, яркое представление.

Использование тропов создаёт в художественной речи новые сочетания слов с новым их значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, сообщает определяемому явлению то значение, оттенок смысла, который нужен говорящему, передаёт его оценку явления.

Троп свойствен разговорной речи, но в художественно-литературном творчестве тропы особенно распространены, так как помогают писателю индивидуализировать явления, о которых он говорит, давать им оценки.

Различают следующие виды тропов: простейшие — сравнение, эпитет; сложные — метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраз.

Сравнение — один из простейших тропов: определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим общие признаки с первым. Сравнение сообщает явлению или понятию то освещение, оттенок смысла, какой намерен придать ему писатель.

Эпитет (от греч. epitheton — приложение) — слово, определяющее, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета.

Например: Серебряные коньки; шёлковые кудри.

Метафора (от греч. metaphora — перенос) — один из основных поэтических тропов: употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами.

Использование метафоры подчёркивает это сходство или, наоборот, различие предметов или явлений, на которые хочет обратить наше внимание писатель.

Метонимия (от греч. metonymia — переименование) — один из основных тропов: замена в поэтической речи названия явления, понятия или предмета другим названием, неразрывно связанным в нашем сознании с представлением об этом жизненном явлении. Так, например, в нашем представлении неразрывно связаны автор и написанная им книга, характерная одежда человека и человек, постоянно в неё одетый, посуда и пища, в которой обычно её подают, форма и содержание явления.

Гипербола (от греч. hyperbole — преувеличение) — один из тропов; образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления. К гиперболе прибегает писатель для усиления впечатления, для заострения образа. Гипербола часто встречается в устном народном творчестве, например в былинах: Илья Муромец берёт в руки «шалыгу железную, да котора была весу ровно сто пудов».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой