Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Порядок организации ведения управленческого учета в СПК «Некрасовский»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В состав бригадных (фермерских, цеховых, общеотраслевых) расходов входят: затраты на оплату труда с отчислениями на аппарат управления и прочий персонал, чьи функции связаны с организацией работ в бригадах, на фермах, в цехах и отрасли; расходы на ремонт основных средств общеотраслевого (бригадного, цехового) назначения; другие расходы, связанные с организацией и обслуживанием производственного… Читать ещё >

Порядок организации ведения управленческого учета в СПК «Некрасовский» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На исследуемом предприятии управленческий учет организован и ведется в соответствии с законодательством РФ. Закрытие счетов следует осуществляв в определенной последовательности. В первую очередь закрывают счета производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные услуги, и завершают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. Закрытие счетов в СПК «Некрасовский» рекомендуется осуществлять в такой последовательности:

1. Сначала следует исчислить себестоимость услуг вспомогательного производства и закрыть счет 23 «Вспомогательные производства»:

Вспомогательными являются такие производства, которые обслуживают основные отрасли в порядке выполнения для них определенных работ или оказания услуг. Вспомогательные производства предназначены для того, чтобы обеспечить нормальную работу основного производства путем предоставления ему определенного вида услуг или выполнения работ. Кроме выполнения работ и услуг, вспомогательные производства могут изготавливать продукцию в виде запасных частей, производственного и хозяйственного инвентаря.

К вспомогательным производствам сельскохозяйственной организации в СПК «Некрасовский» относятся:

автогараж (2300);

грузовой транспорт (2301);

механическая мастерская (2302);

электроэнергия (2303);

нефтебаза (2304);

кузница (2305);

лошади рабочие (2306);

водопользование (2307).

Услуги грузового автотранспорта и гужевого транспорта по перемещению расходуемых непосредственно в производственном процессе материальных ресурсов с центральных складов, складов производственных подразделений предприятия и других мест их постоянного хранения на поля, фермы, места заправки тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин во время работы на поле, вывозке сельскохозяйственной продукции с поля в места ее хранения и использования (закладка силоса и т. п.) исчисляются исходя из объема выполненных работ (тонно-километров, рабочих коне-дней) и фактической себестоимости.

Затраты на услуги по электро, и водоснабжению определяются исходя из объема потребленных в производственном процессе электрической энергии и воды и их фактической себестоимости.

Учет затрат и выход услуг вспомогательных производств ведется на активном счете 23 «Вспомогательное производство».

При закрытии счета 23 необходимо учитывать наличие внутреннего оборота, который должен исключаться по количеству и по сумме, то есть при исчислении себестоимости из расчета исключается самообслуживание по количеству и по сумме.

Счет 23 закрывается в такой последовательности: 1) электроэнергия, 2) водоснабжение, 3) механическая мастерская, 4) кузница, 5) лошади рабочие, 6) нефтебаза, 7) грузовой автотранспорт, 8) автогараж.

После списания калькуляционной разницы счет 23 закрывается и сальдо не имеет. В некоторых вспомогательных производствах (например, в ремонтном) возможно наличие незавершенного производства на конец отчетного периода. В этом случае данные остатки отражаются в балансе вместе с остатками основного производства. Например рассмотрим учет транспортных расходов в данном СПК В развитие субсчета «Автомобильный транспорт» открыты следующие аналитические счета: 2300 «Автогараж», 2301 «Грузовой автотранспорт». «Общепроизводственные расходы», которые в свою очередь учитываются по следующим статьям:

Материальные ресурсы (стоимость горюче-смазочных материалов, расходы мелкого производственного инвентаря, обтирочных материалов, спецодежды, отопление и освещение гаражей, стоимость услуг сторонних организаций и т. д.).

Оплата труда (основная, дополнительная, натуральная шоферов, обслуживающего и административно-управленческого персонала и т. д.).

Отчисления на социальные нужды (по установленным ставкам ЕСН от сумм оплаты труда).

Содержание основных средств (амортизация основных средств — зданий и оборудования гаража, автомашин, прицепов, оборудования, навесов, площадок и т. д.). В составе данной статьи учитывают также расходы, связанные с восстановлением износа автомобильных шин. Сюда же списывают стоимость авторезины при замене износившейся.

Работы и услуги вспомогательных производств (относят выполненные для автотранспорта работы и услуги других вспомогательных производств).

  • 6. Налоги, сборы и другие платежи (относящиеся к указанному производству).
  • 7. Прочие затраты (не учтенные в предыдущих статьях).
  • 8. Общепроизводственные расходы автотранспорта (данная статья выделена для учета затрат по содержанию цехового персонала гаража и других общегаражных расходов, которые предварительно накапливаются постатейно).

В автомобильном грузовом автотранспорте объектами исчисления себестоимости являются выполненные тонно-километры, отработанные машино-дни. Работы, выполненные грузовым автотранспортом, списывают на счета потребителей услуг по фактической себестоимости одного тоннокилометра, а затраты по работам специальных машин и, но перевозке людей списывают на соответствующие объекты учета пропорционально отработанным машино-дням.

Фактическая себестоимость 10 тонно-километров определяется делением общей суммы затрат на эксплуатацию грузового автотранспорта, за исключением себестоимости работ по перевозке людей и работ специальных машин, а также стоимости оприходованных ценностей (отработанных масел, изношенной авторезины и т. п.) на количество выполненных тонно-километров.

Себестоимость отработанного машино-дня определяется путем деления суммы затрат по содержанию и эксплуатации грузового автотранспорта, за исключением стоимости оприходованных ценностей, на общее количество отработанных машино-дней за отчетный период.

Затраты по содержанию и эксплуатации автомобильного транспорта группируются в накопительной ведомости учета затрат (работы грузового автотранспорта), записи в которой производятся на основании путевых листов, ведомостей на получение горючего, смазочных материалов и продуктов со склада, товарно-транспортных накладных и др. Указанные затраты распределяются ежемесячно по потребителям услуг пропорционально объему выполненных работ (в тонно-километрах, по отработанным машино-дням) и их фактической себестоимости.

В том случае, если расходы на управление и организацию работ автопарка (цеховые расходы) учитывают на отдельном аналитическом счете, их распределяют на соответствующие объекты учета в конце отчетного периода (месяца, квартала) пропорционально количеству отработанных машино-дней. На основании соответствующих разделов накопительной ведомости учета затрат производятся записи о производственных показателях автотранспорта, выполненной работе, о затратах по каждой статье, направлениях выполненных работ по потребителям в производственном отчете по автотранспорту.

Фактическая себестоимость одного тонно-километра рассчитывается: за отчетный год фактическая сумма затрат, учтенная по дебету субсчета «Автомобильный транспорт» делится на калькуляционное количество тонно-километров (общие т/км — т/км на самообслуживание), которые в течение года списывались по плановой себестоимости.

После расчета фактической себестоимости определяем калькуляционную разницу на один тонно-километр.

2. Во вторую очередь определяют расходы текущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрывают счета: 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы».

Общепроизводственные расходы включают в себя расходы на организацию производства и управление отдельными отраслями производства и подразделениями, а также различные производственные затраты, которые непосредственно нельзя отнести на ту или иную культуру, либо на тот или иной вид продукции, так как они относятся к отрасли или к производственному подразделению в целом.

Затраты по организации производства, управлению и обслуживанию подразделяются на бригадные (фермерские, цеховые), общеотраслевые (общепроизводственные).

В состав бригадных (фермерских, цеховых, общеотраслевых) расходов входят: затраты на оплату труда с отчислениями на аппарат управления и прочий персонал, чьи функции связаны с организацией работ в бригадах, на фермах, в цехах и отрасли; расходы на ремонт основных средств общеотраслевого (бригадного, цехового) назначения; другие расходы, связанные с организацией и обслуживанием производственного процесса в бригадах, на фермах, в цехах и в отрасли в целом. Для указанных расходов устанавливается единая методика учета и контроля затрат: по каждому их виду составляется плановая смета с подразделением по статьям; аналитический учет затрат осуществляют также по статьям; фактические затраты по статьям сопоставляют со сметными и устанавливают отклонения.

Аналитический учет расходов по обслуживанию производства и управлению в составе счета 25 «Общепроизводственные расходы» субсчета:

  • 25−1 «Общепроизводственные расходы растениеводства»;
  • 25−2 «Общепроизводственные расходы животноводства»;
  • 25−3 «Общепроизводственные расходы (промышленных производств)» осуществляется по следующей номенклатуре статей:
    • — материальные затраты (стоимость различных материалов, топлива, производственного и хозяйственного инвентаря и так далее; услуги сторонних организаций на общепроизводственные цели — общеотраслевые, бригадные, фермерские нужды);

оплата труда (основная, дополнительная, натуральная и т. д. соответствующего цехового персонала);

отчисления на социальные нужды (по установленным ставкам от суммы оплаты труда соответствующего цехового персонала);

амортизация основных средств (зданий, сооружений, специальных машин, инвентаря общебригадного, общефермского, цехового, отраслевого назначения);

услуги вспомогательных производств;

Общепроизводственные затраты на основании соответствующих первичных документов ежемесячно накапливаются по установленным объектам и статьям в накопительной ведомости учета общепроизводственных расходов следующей примерной формы.

Итоги учета по объектам и статьям в конце месяца из ведомости переносят в производственный отчет по общепроизводственным и общехозяйственны расходам, где ведут аналитический учет этих затрат по бригадам, фермам, цехам и другим местам возникновения затрат.

Бригадные, фермерские, цеховые расходы включаются в себестоимость только той продукции, которая производится в бригаде, на ферме или в данном цехе. Общеотраслевые расходы распределяются и включаются в себестоимость продукции, производимой в растениеводстве, животноводстве, промышленными производствами.

Ежемесячно (или ежеквартально) суммы, учтенные на счете 25 «Общепроизводственные расходы», распределяются в фактическом или нормативном (плановом) размере по назначению с корректировкой до фактических сумм в конце года. Указанные расходы распределяют по объектам затрат основного производства пропорционально общей сумме основных затрат, за исключением в соответствующих производствах затрат на семена, корма, сырье, материалы и полуфабрикаты. При необходимости для целей управления и иных потребностей данного предприятия общепроизводственные расходы могут распределяться комбинированным способом в следующем порядке:

Общепроизводственные расходы растениеводства (общебригадные, общеотраслевые):

  • а) расходы на оплату труда — пропорционально основной оплате труда производственного персонала в растениеводстве;
  • б) остальная часть затрат — пропорционально основной оплате труда производственного персонала + затраты на содержание основных средств.

Общепроизводственные расходы животноводства (общефермские, отраслевые):

  • а) расходы на оплату труда — пропорционально основной оплате труда производственного персонала в животноводстве;
  • б) остальная часть затрат — пропорционально основной оплате труда производственного персонала + затраты на содержание основных средств

Общепроизводственные расходы промышленных производств (общецеховые):

  • а) расходы на оплату труда — пропорционально основной оплате труда производственного персонала (производственных участков) промышленных производств;
  • б) остальная часть затрат — пропорционально основной оплате труда производственного персонала + затраты на содержание основных средств.

Общехозяйственные расходы включают затраты на управление и обслуживание хозяйства в целом. Они представляют собой расходы, связанные с осуществлением хозяйственных операций по использованию материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов в процессе управления организацией и обусловленные ее содержанием как единого имущественно-финансового комплекса.

Типовая номенклатура общехозяйственных расходов состоит из следующих статей: материальные затраты; оплата труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств; услуги вспомогательных производств; налоги, сборы и другие платежи; прочие расходы; непроизводительные расходы.

В свою очередь указанные расходы могут подразделяться на расходы, связанные с содержанием аппарата управления обслуживающего хозяйственного персонала; общехозяйственные расходы (по содержанию и ремонту зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного характера, рационализации и изобретательству, охране труда и т. п.); общехозяйственные непроизводительные расходы и др.

Синтетический учет общехозяйственных расходов ведут на собирательно-распределительном счете 2600 «Общехозяйственные расходы», 2601 «Легковые машины», 2602 «Автобусы».

Учитывая комплексный состав и характер расходов, аналитический учет общехозяйственных затрат осуществляют по объектам их традиционной номенклатуры с обобщением по вышеприведенной типовой номенклатуре статей в целом по организации.

Для получения систематизированной информации рекомендуется ведение сводного регистра, обеспечивающего совмещение статей и элементов затрат, — накопительной ведомости учета общехозяйственных расходов. Данную ведомость целесообразно составлять ежемесячно на основании соответствующих первичных документов: табелей учета использования рабочего времени, нарядов на сдельную работу, накладных внутрихозяйственного назначения, путевых листов, ведомостей начисления амортизации основных средств, платежных и расчетных документов, авансовых отчетов подотчетных лиц и др.

Общехозяйственные расходы ежемесячно или ежеквартально в сумме фактических затрат (нормативном или плановом размере) относят по назначению и включают в себестоимость продукции основных производств, работ и услуг вспомогательных производств, выполненных на сторону, а также обслуживающих производств и хозяйств (в случаях, если они производили услуги на сторону) с корректировкой до фактических сумм в конце года.

Общехозяйственные расходы не относят на затраты по орошению, осушению земель, на содержание и использование тракторов, комбайнов и других самоходных машин, на ремонт зданий, сооружений и оборудования, а также на жилищно-коммунальное хозяйство, детские дошкольные учреждения и другие объекты культурно-бытового назначения.

До распределения общехозяйственных расходов из учтенных сумм вычитают долю общехозяйственных расходов, приходящуюся на закладку и выращивание многолетних насаждений (при отсутствии особых смет накладных расходов) и строительство в пределах утвержденной сметы накладных расходов по нему. Оставшуюся сумму общехозяйственных расходов распределяют между отраслями производства, а внутри них между объектами исчисления себестоимости продукции Общехозяйственные расходы распределяют по объектам аналитического учета соответствующих производств пропорционально общей сумме основных затрат соответствующих отраслей, за исключением стоимости семян, кормов, сырья, материалов и полуфабрикатов. Допускается также комбинированный способ распределения указанных расходов по аналогии с распределением общепроизводственных расходов.

После закрытия этих счетов калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство».

Счет 20 «Основное производство» отражает прямые издержки на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, которые являются основными, профильными в деятельности данной организации. На нем отражается также информация о стоимости продукции и работ вспомогательных производств, потребляемых в основном производстве, списываются косвенные издержки по обслуживанию и управлению, а также окончательные потери от брака. В итоге на данном счете отражается информация об издержках производства, отнесенных на себестоимость продукции, работ, услуг.

В корреспонденции со счетом 23 «Вспомогательное производство» в дебет счета 20 «Основное производство» списываются издержки вспомогательных производств, связанные с выработанной продукцией, выполненными работами, оказанными услугами в основном производстве.

Косвенные общепроизводственные издержки относятся к подразделениям основного производства, и потери от брака ежемесячно списываются в дебет счета 20 «Основное производство» в корреспонденции со счетами 25 «Общепроизводственные расходы» и 28 «Брак в производстве». В результате на счете 20 «Основное производство» формируется информация о сокращенной производственной себестоимости Сальдо по дебету счета 20 «Основное производство» на каждую отчетную дату в течение года отражает сумму издержек, произведенных с начала данного отчетного года.

Себестоимость выпущенной продукции при этом мы получаем за весь период с начала отчетного года. Для определения полной производственной себестоимости к сумме себестоимости, зафиксированной на счете 20 «Основное производство», добавляется сумма общепроизводственных расходов Аналитический учет на счете 20 «Основное производство» ведется по статьям себестоимости, видам продукции, работ, услуг (по калькуляционным объектам), при необходимости также — по местам возникновения издержек: центрам ответственности.

Производственные затраты по растениеводству (счет 20.01) осуществляются неравномерно в разное время года. От урожая получают основную и побочную продукцию (солому, полову, ботву и т. д.). В процессе производства параллельно осуществляются затраты под урожай текущего года и под урожай будущих лет. Технологический процесс включает несколько этапов: подготовку почвы к посеву (пахота, боронование, культивация и т. д.); посев (посадка); уход за растениями; сбор урожая.

В растениеводстве неизбежно постоянное наличие незавершенного производства. Все эти особенности необходимо учитывать при организации учета и исчисления себестоимости продукции Объектами учета затрат в растениеводстве являются сельскохозяйственные культуры, группы, однородные по технологии выращивания культур; виды работ незавершенною производства; затраты, подлежащие распределению: прочие объекты. Во всех случаях, когда затраты можно отнести непосредственно на ту или иную культуру, их учитывают отдельно по объектам учета затрат первой группы, то есть по выращиваемым культурам.

При осуществлении затрат на основании первичных и сводных документов делается запись: Дебет 20−1 на соответствующие аналитические счета Кредит 70, 69, 10, 02, 23, 25, 26 и др. Эти операции отражаются в течении месяца в журнале учета работ и затрат, где для каждой культуры отводится одна страница. В конце месяца фактические затраты из журнала учета работ и затрат переносятся в производственный отчет подразделения и сдаются в бухгалтерию. В бухгалтерии на основании производственных отчетов подразделений составляется сводный отчет по растениеводству и делаются записи в Журнал — Ордер № 10 и № 10/2. Готовая продукция, полученная в течение года по плановой себестоимости с корректировкой в конце года до фактической: Д-т 43, 10 К-т 20−1. Фактические затраты (фактическая себестоимость) можно определить только в конце отчетного года после закрытия счетов 23, 25, 26, т. е. к закрытию сч. 20−1 приступают только тогда, когда в Д отражены суммы калькуляционных разниц по счетам 23, 25, 26.

В конце отчетного года по Д-т 20−1 на аналитических счетах будут учтены фактические затраты, а по К-т — выход продукции в плановой оценке, которую необходимо довести до фактической себестоимости. Исчисление себестоимости основной продукции производится путем вычитания из общей суммы затрат себестоимости побочной продукции (зерноотходы). После исчисления фактической себестоимости выявляют калькуляционные разницы, которые списывают по потребителям методом дополнительной записи (если фактическая себестоимость больше плановой), или методом «красное сторно» (если фактическая себестоимость меньше плановой).

Для закрытия счета 20−1 используют «Ведомость распределения на закрытие счетов бухгалтерского учета», в ней отражают:

всего затрат по счету за год;

списано в течение года по кредиту счета;

подлежит дополнительному списанию или сторнированию в конце года;

выход продукции за отчетный год;

Учет затрат по животноводству ведется на счете 20−2.

«Животноводство» по следующим статьям затрат: 1) оплата труда с отчислениями на социальные нужды; 2) корма; 3) средство защиты животных; 4) содержание основных средств (нефтепродукты, амортизация основных средств, ремонт основных средств); 5) работы и услуги; 6) организация производства и управления; 7) платежи по кредитамэ При осуществлении затрат на основании первичных и сводных документов делаются записи: Д-т 20−2 К-т 70, 69, 10, 02, 23, 25, 26, и т. д. в зависимости от вида затрат. В результате выращенных животных может быть получена основная продукция (молоко, приплод, прирост живой массы, яйца, шерсть, мед и т. д.), и побочную продукцию (навоз, шерсть линька, пух и т. д.). В течение отчетного года побочная продукция приходуется по нормативным затратам, основная — по плановой себестоимости: Д-т 11 К-т 20−2 — при получении приплода, прироста живой массы животных; Д-т 43−2 К-т 20−2 -при получении молока, яиц, шерсти и др. Навоз приходуется по нормативным затратам на его уборку в конкретных условиях — Д-т 10 К-т20−2, а если он сразу вывозится на поля — Д-т 20−1 К-т 20−2. Прочая побочная продукция оценивается по ценам возможной реализации — Д-т 10,43 К-т 20−2.

Фактические затраты на производство продукции можно определить только в конце года когда будут закрыты счета 20−1, 23, 25, 26, 31; после списания калькуляционных ризниц с этих счетов на Д-т 20−2. Таким образом в дебетовой части аналитических счетов животноводства будут учтены фактические затраты, а в кредитовой части — выход основной продукции по плановой себестоимости. Плановую себестоимость основной продукции доводят до уровня фактической. После исчисления фактической себестоимости выявляется калькуляционная разница, которая списывается по потребителям, также как в растениеводстве. В балансе сч. 20−2 отражается только в части незавершенного производства. При закрытии нужно соблюдать следующую последовательность закрытия аналитических счетов:

по кормоцехам, по кормокухням; по молочному стаду и молодняку на откорме; по переработке молока (сч. 20−3); по молодняку КРС всех возрастов и взрослых животных на откорме; по забою скота (сч. 20−3).

Учет затрат и выхода продукции ведется раздельно по молочному и мясному скотоводству. Аналитический счет открывается по каждому объекту учета затрат (группе животных). Объектами калькуляции по основному стаду являются молоко и приплод (1 ц и 1 голова), для определения себестоимости молока, приплода применяют комбинированный метод калькуляции: 1) из общей суммы затрат исключают стоимость побочной продукции; 2) оставшуюся сумму затрат распределяют на сопряженную продукцию в соответствии с расходом обменной энергии кормов (в данном примере на молоко 55,35% на приплод 44,65%); 3) рассчитывают фактическую себестоимость 1 ц. молока и 1 головы приплода (1ц. прироста).

Пример: Сумма затрат на содержание основного стада КРС за 2006 г. в СПК «Некрасовский» составила 34 863 тыс. руб.; получено молока 40 618 ц.; плановая себестоимость 1 ц. молока 560 руб. 00 коп.; получено приплода 948 голов весом 1518 ц.; плановая себестоимость 1 ц. прироста 5250 руб. 00 коп.; получено побочной продукции по нормативной оценке на сумму 522 тыс. руб.; реализовано 36 790 ц. молока; выпойка телят составила 3828 ц. молока, прирост телят — затраты составили 2729 тыс. руб.

  • 1) Сумма фактических затрат на сопряженную продукцию составляет:
  • 34 863 тыс. руб. — 3251 тыс. руб. = 31 612 тыс. руб.
  • 2) распределяем оставшуюся сумму

Молоко — 31 612 тыс. руб. / 100% * 74,095% = 23 423 тыс. руб.

Приплод — 31 612 тыс. руб. — 23 423 тыс. руб. = 8189 тыс. руб.

  • 3) рассчитываем фактическую себестоимость:
  • 1 ц. молока — 23 423 тыс. руб. / 40 618 ц. = 576,67 руб.
  • 1 ц. прироста — 8189 тыс. руб. / 1518 ц. = 5394,60 руб.
  • 4) рассчитаем калькуляционную разницу:

Молоко: а) 576,67 — 560,00 = 16,67 руб.; б) 16,67 руб. * 40 618 ц. = 677 тыс. руб.

Приплод: а) 5394,60 — 5250,00 = 144,60 руб.; б) 144,60 руб. * 1518 ц. = 220 Шт.

5) калькуляционная разница по направлениям:

Молоко: 16,67 руб. * 36 790 = 613 тыс. руб.

На выпойку телят: 16,67 * 3828 = 64 тыс. руб.

Далее запишем ряд проводок: ДНК 20−2 = 220 тыс. руб.;

Д 20−2 К 20−2 = 64 тыс. руб.; Д 43 К 20−2 = 613 тыс. руб.;

Д 43 К 20−2 = 20 602 тыс. руб (36 790 тыс. руб. * 560,00 руб.).

Полная себестоимость реализованной продукции в отчетном году составляет: 21 215 тыс. руб., следовательно, закрываем счет 20−2 проводкой:

Д 43 К 20−2 — оприходована продукция.

Далее: Д 90−2 К 43 = 21 215 тыс. руб. — списана готовая продукция на продажу.

Далее производят записи по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», проверяя наличие документов установленной формы, подтверждающих наличие права собственности и государственной регистрации объектов, если данные объекты основных средств подлежат такой регистрации. При отсутствии соответствующих документов до их получения объект основных средств должен числиться на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» даже при наличии первичного документа, подтверждающего поступление основных средств на предприятие.

Указанное не относится к введению в эксплуатацию объектов основных средств, не относящихся к объектам недвижимости.

Следующим этапом заключительных работ является списание финансовых результатов по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы». В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т. е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, без аналогичных обязательных платежей, включая санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 83 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» № 34н). Перед тем как отразить распределение прибыли, следует проверить правильность формирования показателя прибыли отчетного года и убедиться, что:

  • —результатные счета не имеют сальдо на конец отчетного периода (счета 90 «Продажи», 91 «Прочие дебиторы и кредиторы»);
  • —произведена переоценка задолженности и монетарных активов в иностранной валюте по состоянию на конец отчетного периода;
  • —отражены результаты инвентаризации, проведенной перед составлением отчетности;
  • —на финансовый результат списаны все суммы, подлежащие списанию в конце года (сомнительные долги, условные убытки и др.).

Сопоставлением дебетовых и кредитовых оборотов по субсчетам счета 90 «Продажи» определяется финансовый результат от продаж за отчетный период. Этот результат ежемесячно списывается со счета 90—9 «Прибыль/убыток отчетного года» на счет 99 «Прибыли и убытки».

  • 59 В конце года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90−9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями по счету 90 «Продажи», субсчет «Прибыль/ убыток отчетного года». По счету 91 «Прочие доходы и расходы» ежемесячно определяется сальдо прочих доходов и расходов по его субсчетам и списывается перечислением его на счет 99 «Прибыли и убытки»:
    • —при списании прибыли

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов», Кредит 99 «Прибыли и убытки»;

—при списании убытка Дебет 99 «Прибыли и убытки», Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов».

В конце года все субсчета, открытые к счету 91 «Прочие доходы и расходы», закрываются внутренними записями со счетом 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов».

Этот новый порядок позволяет в течение учетного периода напрямую накапливать информацию, ранее содержащуюся в регистрах, организованных по старым правилам, для получения которой требовалось произвести несколько действий.

При составлении годового отчета счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. Списание прибыли отчетного года отражается следующим образом:

—на сумму нераспределенной прибыли отчетного года Дебет 99 «Прибыли и убытки»,.

Кредит 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

—на сумму убытка отчетного года Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», Кредит 99 «Прибыли и убытки».

После завершения разноски корреспонденции счетов по хозяйственным операциям при ручной технике учета в сроки, установленные графиком, подсчитывают итоги в журналах-ордерах, при необходимости суммы из одних регистров записывают в другие и осуществляют взаимную сверку встречных корреспонденции счетов. Последовательность учетных работ при переносе сумм и закрытии учетных регистров журнально-ордерной формы по окончании месяца следующая:

  • —из листков-расшифровок вносят дебетовые и кредитовые обороты в журналы-ордера и ведомости, при этом делают соответствующие отметки в листах-расшифровках и журналах-ордерах; —из ведомости № 1 по дебету счета 50 «Касса» и ведомости № 2 по дебету счета 51 «Расчетный счет» переносятся итоги в журналы-ордера № 3,10/1,13 и др.;
  • —подсчитываются итоги в ведомостях аналитического учета № 7, 12, 14, 15, 16, 17 и др., после чего итоговые данные отражаются в соответствующих журналах-ордерах;
  • —подсчитываются итоги оборотов по кредиту счетов в журналах-ордерах. Если журналы-ордера содержат аналитические данные по счетам, делают подсчеты и определяют остаток на следующий месяц, сверяют итоги различных регистров, имеющих взаимосвязь по корреспондирующим счетам. Например, в журнале-ордере № 1 итог графы, отражающий корреспонденцию дебета счета 51 «Расчетные счета» с кредитом счета 50 «Касса», должен быть сверен с итогом графы, отражающей ту же корреспонденцию счетов в ведомости № 2. Такая сверка показателей применяется по всем журналам-ордерам. Затем производят записи оборотов по кредиту одного или нескольких счетов и сумм по дебету всех корреспондирующих с ним счетов из журналов-ордеров в Главную книгу.

После этого подсчитывают обороты по дебету и определяют остатки на первое число следующего месяца по каждому синтетическому счету. В Главной книге ведут записи только с журналов-ордеров.

После записей в Главную книгу на журнале-ордере делается пометка: «В Главной книге суммы оборотов отражены», ставятся дата и подписи исполнителя и главного бухгалтера.

После определения в Главной книге остатков по счетам их сверяют с аналитическими данными, составляют баланс и другие отчетные таблицы по данным регистров журнально-ордерной формы.

При книжной (журнальной) форме учета после записи всех документов за отчетный период в журналы и подсчета в них итогов по корреспондирующим счетам проверяют тождество встречных сумм, учтенных как в разных журналах, так и в каждом из них (если таковые имеются). Выявленные несоответствия уточняют до составления мемориальных ордеров. Затем на основании итоговых данных оборотов за месяц по каждому журналу составляют мемориальные ордера. Чтобы встречные суммы, записанные в журналах, не дублировались в мемориальных ордерах, необходимо соблюдать порядок их исключения. Встречная сумма, записанная в один мемориальный ордер, не должна включаться в мемориальный ордер, составляемый на основании другого, последующего журнала, хотя она и нашла в нем отражение. Данные мемориальных ордеров, составленных на основании записей в журналах бухгалтерского учета, а также на основании первичных документов, расчетов и по другим операциям, не учитываемым в установленных журналах, записывают в книгу синтетического учета: регистрационный журнал (хронологический регистр) и Главную книгу (систематический регистр). Эти два регистра помещены в одной книге формы № 40/41. В регистрационном журнале и Главной книге записи ведут только чернилами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой