Органы местного самоуправления
Функционально-отраслевые подразделения — это постоянные и временные комиссии. Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению представительного органа, а также для содействия реализации его решений, контроля их исполнения представительный орган местного самоуправления образует комиссии и комитеты. Решение комитетов и комиссий носит рекомендательный характер. Если… Читать ещё >
Органы местного самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Конституция РФ не устанавливает определенной организационной структуры местного самоуправления, указывая лишь, что оно осуществляется гражданами как путем различных форм прямого волеизъявления (например, референдум, выборы), так и через органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к органам местного самоуправления относятся:
— представительные органы местного самоуправления;
иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.
В общем виде, по выполняемым функциям (представление интересов населения и их воплощение в жизнь) органы муниципального управления могут быть разделены на представительные и исполнительные (исполнительно — распорядительные).
В Конституции РФ перечень органов местного самоуправления носит открытый характер. Если в федеральных законах, регулирующих отношения в системе местного самоуправления, вообще не упоминается об исполнительных органах местного самоуправления, то в нормативных актах субъектов РФ они не только обозначаются, но и наделены значительными полномочиями, но решению задач местного значения и осуществлению части государственных функций.
Представительные органы местного самоуправления
Представительный орган местного самоуправления — это выборный орган, призванный представлять интересы жителей при решении возложенных на него задам.
Основными принципами функционирования представительных органов местного самоуправления являются принципы:
- 1) выборности — представительные органы местного самоуправления формируются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
- 2) представительности — представительный орган наделен правом и обязанностью, представлять и учитывать интересы населения муниципального образования;
- 3) самостоятельности — наделение представительных органов местного самоуправления собственной компетенцией, но решению вопросов местного значения;
- 4) подотчетности — утрата доверия населения предусматривает санкции в форме отзыва депутата представительного органа, либо в досрочном прекращении полномочий представительного органа;
- 5) обеспечения законности — представительные органы обязаны строго соблюдать требования законности в собственной повседневной работе, а также добиваться исполнения закона всеми другими субъектами в сфере местного самоуправления;
- 6) прозрачности представительные органы систематически информируют граждан о своей работе. Прозрачность реализуется через встречи и приемы депутатами избирателей, через отчеты депутатов перед избирателями, освещение деятельности представительных органов в СМИ;
- 7) коллегиальности — коллегиальное принятие решений. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Численный состав представительного органа определяется уставом муниципального образования. При этом существует прямая зависимость между размером муниципального образования, численностью его населения и численным составом представительного органа местного самоуправления. Обычно в состав представительного органа входит от 5 до 60 депутатов. Наименование представительного органа определяется уставом муниципального образования — представительными органами местного самоуправления являются думы, муниципальные собрания, комитеты, советы и т. д.
принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
- — утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- — принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об исполнении;
- — определение местных налогов и сборов;
- — установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
контроль деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы. Другие полномочия представительных органов местного самоуправления определяются в уставе муниципального образования. К таким полномочиям обычно относятся следующие:
- — назначение даты выборов главы муниципального образования;
- — назначение местного референдума;
- — принятие Устава муниципального образования;
передача полномочий органам территориально общественного самоуправления;
- — согласование назначения должностных лиц местного самоуправления;
- — выражение недоверия к главе муниципального образования.
Срок полномочий представительного органа в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не может быть менее двух, но не более пяти лет.
Конкретный срок полномочий представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования, и составляет, как правило, четыре года. В отдельных поселениях уставом муниципального образования, в соответствии с законами субъектов РФ, может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов собраниями, сходами граждан. Структура или внутреннее строение представительных органов местного самоуправления определяется муниципальным образованием самостоятельно, закрепляется в уставе муниципального образования и регламенте представительного органа местного самоуправления.
Представительный орган включает следующие структурные звенья.
1. Руководящие органы и должностные лица представительного органа. Функции председателя подразделяются на внешние и внутренние. Внешние функции связаны с представлением этого органа перед населением муниципального образования, организациями и органами государственной власти. Председатель принимает меры по учету интересов населения и обеспечению гласности в работе представительного органа. От имени представительного органа председатель заключает договоры. Внутренние функции председателя связаны с координацией деятельности представительного органа и руководством работы аппарата представительного органа.
Если уставом муниципального образования предусмотрена должность главы муниципального образования, то он может быть наделен правом входить в состав представительного органа и председательствовать на его заседаниях. В этом случае председатель и заместитель председателя представительного органа не избираются, их функции выполняет глава муниципального образования.
- 2. Функционально-отраслевые подразделения — это постоянные и временные комиссии. Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению представительного органа, а также для содействия реализации его решений, контроля их исполнения представительный орган местного самоуправления образует комиссии и комитеты. Решение комитетов и комиссий носит рекомендательный характер.
- 3. Депутаты представительного органа могут объединяться в группы, фракции по партийной принадлежности, политическим или иным интересам. Такие группы и фракции регистрируются представительным органом. Права фракций и групп по партийной принадлежности определяются регламентом представительного органа, а также положениями о депутатских группах и фракциях. Депутаты представительного органа, избранные от смежных территориальных избирательных округов, могут объединяться в территориальные депутатские группы, которые взаимодействуют с расположенными на их территории организациями и структурными подразделениями местной администрации. Территориальные депутатские группы изучают общественное мнение, ведут прием избирателей и решают иные вопросы.