Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Методика использования графической наглядности на уроках обучения грамоте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведение анализа звучащей речи представляет для обучающихся грамоте довольно трудную задачу, поскольку сам объект анализа подвижен, не зафиксирован во времени и пространстве. На слух проанализировать структуру предложения или слова ребенку очень трудно. Трудности до конца не снимаются, если на помощь приходит многократное проговаривание анализируемого отрезка речи. Еще в 20-е годы на это… Читать ещё >

Методика использования графической наглядности на уроках обучения грамоте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прием материализации звучащей речи в истории методики обучения грамоте

Проведение анализа звучащей речи представляет для обучающихся грамоте довольно трудную задачу, поскольку сам объект анализа подвижен, не зафиксирован во времени и пространстве. На слух проанализировать структуру предложения или слова ребенку очень трудно. Трудности до конца не снимаются, если на помощь приходит многократное проговаривание анализируемого отрезка речи. Еще в 20-е годы на это обращала внимание Ю. И. Фаусек, считая, что «анализ чего-нибудь текучего невозможен, а потому речь должна материализоваться, т. е. слово должно быть изображено графическими значками» [45]. Традиционно таким средством материализации речи являлось составление предложений и слов из букв разрезной азбуки, за которым следовало чтение по следам анализа. Однако такого рода фиксация анализируемой речи неизбежно сдерживает выработку у детей действия анализа предложения и слова, поскольку зависит от количества уже изученных букв, а до знакомства с буквами и вообще оказывается невозможным как-либо материализовать объект анализа. Между тем в теории и практике обучения детей грамоте все более и более утверждалась мысль о необходимости достаточно длительного подготовительного периода, когда до знакомства с буквами ученики осуществляют анализ звучащей речи на различных уровнях: на уровне предложения, слова, слога и звука.

Выход из положения был найден в использовании в качестве внешнего средства фиксации анализируемой речи схем — графических моделей различных отрезков речи. Одним из первых предложил обозначать произносимые и слышимые слова, которые дети еще не могут обозначить буквами, так как они еще не изучены, с помощью условного значка (+) Н. Е.Бочкарев, Так, например, предложения «Пришла весна. Мама выставила рамы» могут быть зафиксированы следующим образом: + +. Мама + рамы. Таким образом, опираясь на схему предложения, в которой отражено его устройство, взаимоотношение частей, дети осознают количество и порядок слов в предложении, включают осмысленно читаемые слова в контекст, договаривают то слово, которое они еще не могут прочитать по буквам.

Эта идея была использована в советское время методистом И. Н. Шапошниковым, который для обозначения слов в предложении применил другой значок — горизонтальную черту. Такое обозначение предложения следует считать более удачным, так как оно отражает такой признак слова, как протяженность во времени (при произнесении) и в пространстве (при записи). Схематическое обозначение слышимого и произносимого слова в виде горизонтальной черты в последующие годы было активно использовано Л. К. Назаровой в «Спутнике букваря».

Имеет свою историю и применение условных обозначений слогового состава слова. Так, И. Н. Шапошников рекомендовал, давая детям представление о слоге, прием подписывания рисунка слогом как частью слова с обозначением второго слога короткой горизонтальной чертой.

Постепенно в качестве условного обозначения слышимого и произносимого слога стал использоваться прямоугольник. Схемы-модели звукового состава слова были предложены еще в начале XX века. Артикуляционная модель слова, то есть обозначающая особенности работы произносительного аппарата, в частности губ, была использована М. И. Тимофеевым, создателем «естественного звукового метода» (1906 г.). Количество и последовательность звуков в слове символизировалось расположенными последовательно клеточками-квадратами, а артикуляционные признаки звуков — рисунками двух типов в этих клетках: согласные звуки — сомкнутые губы, гласные — разомкнутые.

В школьной практике на протяжении многих лет использовались более простые, но вследствие этого менее содержательные и менее точные схемы, в которых количество и порядок звуков в слове (а зачастую не звуков, а букв) обозначались расположенными слева направо черными точками. Эти схемы имели место во всех букварях, начиная с 50-х гг. («Букварь» А. И. Воскресенской, 1960 г.; «Букварь» АПН РСФСР, 1959 г., и др., «вкладыш» к букварю — до 1982 г.).

Поскольку эти схемы предназначались преимущественно для звукового анализа, завершавшегося составлением слов из букв разрезной азбуки, они и содержали наглядные опоры для выполнения этого действия. Лишь до определенного момента эти схемы можно было рассматривать как звуковые модели слова (в соответствии с применявшейся методикой на первом этапе обучения грамоте звуки и буквы давались в прямом соответствии и имели одинаковые названия, например: звук и буква м, звук и буква р и т. д.). После изучения букв и, ь, е и др. схемы приобретали откровенно буквенный характер (например, под картинкой лось — четыре черные точки). В итоге ограниченность и несовершенство подобных схем провоцировали смешение звука и буквы, приводили к подмене звукового анализа слов звуко-буквенным и даже просто буквенным.

Примерно с середины 50-х гг. психолог Д. Б. Эльконин, разрабатывая экспериментальную систему обучения грамоте, предложил свой способ моделирования звуковой, точнее фонемной, структуры слова на этапе овладения детьми действием звукового (фонемного) анализа до изучения букв. Как и у М. И. Тимофеева, количество звуков в слове обозначалось рядами клеток-квадратов, в которых, последовательно проговаривая звуки слова, ученики должны были размешать фишки, сначала одноцветные, а затем разноцветные; причем цвет выступает как символ некоторых фонемных признаков звуков. Как показало экспериментальное обучение, такие занятия по моделированию звуковой (фонемной) структуры слова с использованием специальных обозначений для гласных, твердых и мягких согласных облегчают проведение детьми анализа последовательности звуков в слове.

Таким образом, применение схем при обучении детей грамоте имеет в русской школе свою длительную историю. Постепенно происходило совершенствование этих схем. На первых порах они отражали артикуляционные особенности звуков в словах, затем — фонемные характеристики звуков.

В школьной практике сложилась определенная методика работы со схемами при обучении детей грамоте, которые рассматриваются как составная часть аналитико-синтетических звуко-слоговых упражнений и работы над предложением и текстом.

Таким образом, схемы применяются при обучении грамоте уже давно, и их включение в аналитическую работу вполне оправданно, поскольку без наглядной опоры, «овеществления», ребенку очень трудно определять количество и порядок слов в предложении, количество и порядок слогов в слове, количество и порядок звуков в слоге и слове. Когда анализ речи проводится только на слух, дети затрудняются правильно ответить на вопросы: сколько слов в этом предложении? Какое слово первое? Еще большее количество ошибок" всплывает при анализе слышимого слова (называются не все звуки, особенно часто пропускаются гласные, происходит замена одного звука другим, перестановка звуков и т. д. Лишь отчасти облегчается анализ речи, когда на помощь слуху подключается проговаривание. Схемы, моделирующие структурные предложения или слова, выступают как надежный помощник ученика при проведении им анализа.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой