Этапы формирования умений
Мотивационная основа действия, позитивный настрой учащихся на необходимость определенных действий в процессе выполнения учебного задания; Процесс формирования умений в учебно-воспитательном процессе по экологии — процесс сложный и длительный. Он включает следующие этапы: Организация деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью (приемом) с использованием системы… Читать ещё >
Этапы формирования умений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Процесс формирования умений в учебно-воспитательном процессе по экологии — процесс сложный и длительный. Он включает следующие этапы:
введение
в прием (постановка цели овладения умением, мотивация);
ознакомление учащихся с составом умения (действиями, входящими в состав умения) в форме правила или инструкции;
демонстрация образца выполнения умения (показ учителем образца выполнения умения, предупреждение о возможных ошибках);
закрепление посредством выполнения умения (тренировочные упражнения).
Чтобы учащиеся успешно овладели умением, они должны знать, из каких действий складывается данное умение. Поэтому учителю важно вначале самому проанализировать структуру умения, четко определить, из каких элементов (операций) оно складывается; какова последовательность этих элементов. Например, умение наблюдать состоит из следующих действий: осознание цели наблюдения (по заданию); рассмотрение предмета или явления; выбор признаков предмета в соответствии с целью задания; рассмотрение признаков; проверка соответствия результата работы поставленной цели (заданию); формулирование вывода о сущности наблюдаемого явления.
Для закрепления умения подбираются вопросы и задания, в ходе выполнения которых отрабатываются определенные действия или умение в целом. Далее учащиеся на основе знания о составе и последовательности действий самостоятельно применяют его в новых условиях. Для закрепления умения требуется осознание учащимися структуры самого умения, многократное его повторение, упражнение в применении действий по образцу, инструкции, правилу, самостоятельное применение.
Успех формирования умений достигается при соблюдении следующих условий:
• мотивационная основа действия, позитивный настрой учащихся на необходимость определенных действий в процессе выполнения учебного задания;
. четкость и доступность изложения цели и задач, которые учащиеся должны решить в ходе учебной деятельности;
- • полнота и ясность представления структуры формируемого умения;
- • показ способов выполнения деятельности, определение наиболее рациональной последовательности выполнения операций, из которых складывается действие, — построение модели (алгоритма действия);
- • организация деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью (приемом) с использованием системы заданий;
- • обучение самоконтролю за выполнением данного действия;
- • применение умения выполнять данное действие в более сложных видах деятельности.
Сложность деятельности определяется сложностью содержания программного материала; числом логических шагов; насыщенностью учебного материала научной терминологией; степенью подготовленности учащихся; характером деятельности.