Даосизм.
История религий
Бессмертие. Религиозная составляющая даосизма достаточно четко выражена в даосском учении о бессмертии. Так, если в философской традиции даосизма смерть понимается как процесс естественный, нормальный, то в религиозной трактовке становится возможным достижение бессмертия (Сянь, Шэнъ Сянь — Бессмертный, Бессмертный святой). Достижение бессмертия в даосской трактовке становится возможным через… Читать ещё >
Даосизм. История религий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Даосизм представляет собой одно из важнейших древнекитайских религиозно-философских учений, включающее в себя элементы не только религиозно-философские, но и мистическо-эзотерические (гадания, шаманизм, практики медитации). Современные религиоведческие исследования позволяют выделить две основные точки зрения на религиозную составляющую даосизма.
Согласно первой, даосизм есть продукт перехода, деградации философского учения Дао Цзя («школа Дао») в религиозные практики Дао Цзяо («учение Дао»). Согласно другой точке зрения, и философская, и религиозная составляющие даосизма развивались синхронно, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Внутри самого учения не существует коренных различий между Дао Цзя и Дао Цзяо, поэтому даосы считают эти термины синонимами.
История даосизма. Коротко коснемся истории даосизма. Обычно исследователями выделяются следующие этапы развития этого учения: 1) зарождение и формирование даосизма как учения; 2) развитие школ и течений внутри самого даосизма.
Появление даосизма как оформленного течения обычно относят к V в. до Р. Х. Даосизм оформился как продолжение древнекитайской религии: так, в учении даосов сильны отголоски предшествовавшего шаманизма; присутствуют элементы учения магов (фашин) царств Ци и Янь.
Основоположником даосизма традиционно считают легендарного философа Лао-цзы (VI—V вв. до Р.Х.), имя которого дословно переводят как «Мудрый Старец» или «Старый младенец». Учение Дао Цзяо формируется в начале нашей эры как синтез учений Лао-цзы и Чжуана Чжоу (ок. 369—286 гг. до Р.Х.). Программными произведениями этого учения стали «Дао дэ цзин», приписываемый Лао-цзы, и «Чжуан-цзы» Чжуана Чжоу.
Во II в. происходит формирование культа Лао-цзы и его обожествление (в большинстве даосских школ Лао-цзы почитается как божество, один из «Трех Чистых» в даосском пантеоне[1]). В это же время было основано одно из первых направлений даосизма — так называемый Путь небесных наставников (Тянъши Дао), или Удодуми Дао («Пять мер риса»). В IV в. возникает направление Маошань, или Шанцин («Высшей чистоты»). В IV—V вв. — школа Линбао («Духовной драгоценности»), ориентированная на активное использование медитативных практик, и завершается оформление даосского священного канона Дао цзан.
В VII—VIII вв. под влиянием буддизма в даосизме появляются институт монашества и первые монастыри, широкое распространение получают медитативные практики.
В XII в. возникает множество различных школ, принадлежащих к течению даосизма. Среди них особенно выделяется Цюаиь чжэнь цзяо, или «Учение совершенной истины». До настоящего времени именно это течение является одним из основных в даосизме. В основе его лежит ориентация на нравственное совершенствование даосов, монашеский образ жизни и активное использование медитативных практик (духовное созерцание).
Этим же временем датируется и завершение формирования синкретичного даосского пантеона. Во главе его находится уже упоминаемая нами Триада Чистых, возглавляющая Сяиь тяиь («Прежденебесных») — божеств, олицетворяющих различные космические стихии и аспекты Дао. Далее в пантеоне следует группа Хоу Тяиь («Посленебесных»), представленная мелкими божествами, героями, святыми и отшельниками. Наиболее почитаемыми из отшельников считаются Ба сянь («Восемь бессмертных») — даосы, добившиеся бессмертия, в совершенстве овладевшие «внутренней алхимией».
Впоследующем (в XIII—XVII вв.) даосизм, наряду с буддизмом и конфуцианством, становится частью китайского религиозного синкретизма. Даосские учения северных и южных школ формируют часть унифицированного религиозно-философского комплекса Сань цзяо («Три учения»), оказавшего огромное влияние на формирование уникальной китайской цивилизации и культуры. Одновременно этот унифицированный комплекс учений стал основой для множества сект и ересей (Се цзяо), имевших антиправительственный и антифеодальный характер.
В современном Китае существует достаточное количество приверженцев даосизма, объединенных в «ассоциацию последователей даосизма». При этом число верующих непрерывно возрастает не только благодаря росту населения, но и в том числе за счет политики руководства Китайской народной республики (КНР), направленной на возвращение к традиционным китайским ценностям, культам и верованиям.
Основные категории. В основе категориального аппарата даосизма лежат представления о Дао (Пути). Основные моменты этого учения изложены в трактате «Дао дэ цзин» (IV—III вв. до Р.Х.), авторство которого приписывается одному из основных философов даосизма — Лао-цзы. В общем виде Дао есть путь постижения Универсума и его закономерностей; также Дао есть и собственно вселенский принцип и первооснова бытия (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Структура понятия Дао.
Согласно учению даосов, Дао непознаваемо, но при этом может являть себя в ипостасях Дэ, Да куай и Юань ци.
Потенциальная энергия Дао — Дэ («сила, добродетель»). Дэ существует во всех субъектах и объектах Вселенной, следующих принципу Дао.
Дао выступает и как синоним единого мирового целого Да куай («Великий ком») и первоначальной пневмы Юань ци («Изначальное небо, воздух»).
Рассмотрим также другие важнейшие категории даосизма — Ци («дыхание») и Мин («просветление»). Ци представляет собой жизненную силу, духовную энергию, явленную во всех творениях Дао. Ци есть движущая сила Универсума. Мин — идеальное состояние даоса, слияние с Дао (то, к чему надо стремиться). Мин есть осознание и следование вечному закону Чан, согласно которому весь окружающий мир есть исходное состояние и результат вечных изменений. Все мироздание непостоянно, эфемерно, неизменным остается только принцип Чан, который и управляет всеми изменениями мира.
Даосизм активно практикует гадания по трактату И цзин («Книга перемен»). Данная практика основана на возможности, по мнению даосов, прогнозирования будущего на уровне микрокосма и макрокосма.
Другими основными категориями даосизма являются понятия Инь (пассивное, женское начало, символизирующее покой, темноту и рефлексию) и Ян (мужское, активное начало, олицетворяющее свет, созидание, деятельность). Инь и Ян суть две противоположности, мировые силы Вселенной, воплощенные в пяти первоэлементах, являющихся основой мироздания. Первоэлементами, согласно представлениям даосов, являются огонь, вода, воздух, земля, дерево.
Инь и Ян неразделимы и не способны существовать друг без друга, но при этом находятся в динамическом равновесии, которое есть суть миропорядка и Дао. Предельное состояние бытия, до выделения Инь и Ян, в комментариях к трактату И цзин называется Тайцзи («Великий предел»). Его графическое изображение, популярное и ныне, стало символом китайской классической философии.
Гармония мира. С точки зрения даосизма, мир, находящийся в состоянии хрупкого динамического равновесия, совершенен. Любое действие, согласно концепции «естественности» или «спонтанности Дао» (понятие Цзы жань), есть несовершенство, поскольку направлено против естественного хода вещей и способно разрушить эту хрупкую гармонию. Любые попытки деятельности по изменению, преобразованию мира есть кощунство и посягательство на совершенный мир, поэтому один из основополагающих принципов даоса — принцип невмешательства, недеяния. Такое невмешательство в естественный кругооборот бытия есть одна из тех ступеней, которые приближают даоса к Дао. На этом основана концепция недеяния У вэй.
У вэй не есть пассивность, это философия естественного действия, не вступающего в противоречия с естественным миропорядком и принципами спонтанности Дао. Два его основных принципа: 1) ни одно усилие не должно быть противоестественным, т. е. противоречащим законам природы; 2) ни одно усилие не должно быть напрасным.
Таким образом, действие в соответствии с принципом У вэй — это спонтанное, естественное, незапланированное действие с минимальными усилиями, в основе которого лежат реальные обстоятельства. Такое действие отчасти напоминает инстинктивное, избавляет человека от конфликта с самим собой. У вэй — полная естественность в поведении, искусство быть собой с минимальными усилиями, при этом не следуя стереотипам и не задумываясь над совершаемым действием.
Такая даосская концепция естественности и гармоничности мира легла в основу практик Фэн-Шуй («Ветер-Вода») как искусства жить в гармонии с окружающим миром, при этом не переделывая окружающую среду, но естественно вписываясь в нее. В основе практик Фэн-Шуй лежат представления о присутствии энергии Ци в окружающей человека среде обитания. Практики Фэн-Шуй направлены на нормализацию динамики энергии Ци в окружающей среде: ориентации жилища на определенном месте, особых способах расстановки предметов интерьера и т. д.
Аксиология. Представления о личности в даосизме тесно связаны с понятиями о Дэ как о проявлении энергии Дао. Внешняя мотивация, согласно представлениям даосов, неприемлема. Желания общества, нормы морали, вознаграждение или кара — все это мало интересует даоса, основной смысл его деятельности — отсутствие прагматизма, заинтересованности в действии.
Аксиология даосизма предусматривает отсутствие абсолютного добра и зла; все представления об этом есть продукт мыслей человека — и только. Эти представления ограничивают человека в его действиях: любой нравственный выбор относителен, должна быть создана новая, «естественная» мораль. В основе идеала жизни даоса лежит существование, свободное от страстей и желаний. Препятствием к идеальной жизни выступают знания. Для преодоления этого в даосизме был разработан ряд практик, касающихся мышления и рефлексии; цель подобных практик — освобождение человека от навязанных ему и потому ограничивающих его знаний.
Концепция Лю («Естественная простота») призывает к спонтанным поступкам, исключающим рациональное начало. Личностью управляет подсознание, иррациональные поступки призваны достигнуть гармонии с окружающим миром. Такой подход способствует иррациональному познанию мира и человека в нем. Более того — концепция Лю призывает к осознанию человеком своей безличности, и, как следствие этого, к потере своего «Я» и следующему за этим слиянию со Вселенной и Дао.
Проблемные вопросы Государство и общество, с точки зрения даосизма, суть аппарат подавления личности и ее естественных наклонностей. Государство должно свести к минимуму вмешательства в жизнь человека; идеальный правитель — бездеятельный. Даосизм никогда не подвергал сомнению сакральный характер императорской власти. Но тем не менее ряд неортодоксальных даосских школ (например, Бао Цзинь-янь) утверждали, что деление общества на сословия и сам факт существования государства есть вещи, несовместимые с принципами Дао.
Бессмертие. Религиозная составляющая даосизма достаточно четко выражена в даосском учении о бессмертии. Так, если в философской традиции даосизма смерть понимается как процесс естественный, нормальный, то в религиозной трактовке становится возможным достижение бессмертия (Сянь, Шэнъ Сянь — Бессмертный, Бессмертный святой). Достижение бессмертия в даосской трактовке становится возможным через постижение истины и соединение с Дао; это приводит к уходу от оппозиции «жизнь — смерть». Достигнув Сянь, даос включается в систему вечных метаморфоз (Хуа).
Даосское понимание бессмертия как соединения с Дао и постижения истины есть своего рода сотериологическая концепция, выстраивающаяся наподобие онтологии макрои микрокосма. Согласно даосской антропологической концепции, человек неделим на духовную и материальную составляющую. Дух (Шень) есть особая форма состояния пневмы Ци, который в момент смерти гибнет в человеке, растворяясь в мировой Ци. Но, поскольку Дао вечно, то человек, следующий пути Дао, может рассчитывать на бессмертие; таким образом — бессмертие есть слияние с Дао.
Такое понимание бессмертия и даруемых вместе с ним сверхъестественных сил и возможностей явилось основой всех даосских мистико-эзотерических практик: дыхательной гимнастики, даосской алхимии, определенных сексуальных практик. Все это традиционно объединяется в систему так называемой «внутренней алхимии».
Влияние даосизма. Практики даосов по «внутренней алхимии» привели ко многим открытиям в области химических знаний и технологий, способствовали развитию медицины и фармацевтики (акупунктура, лечебные прижигания, даосский массаж). Медитативные практики привели к появлению различных видов китайской гимнастики и восточных единоборств. Китайская медицина, астрология — все эти и многие другие аспекты китайской культуры во многом есть результат влияния даосизма.
Отметим также, что даосизм оказал влияние не только на китайскую культуру, но и на многие другие азиатские религиозно-философские учения, в первую очередь — на буддизм и конфуцианство, при этом, однако, достаточно много от них позаимствовав.
- [1] Первым правителем в даосской «триаде чистых» является Юаныии тяпь-цзунь, он жеТянь-бао-цзюнь (Владыка небесной драгоценности), который передал свою власть ученикуЮй-хуан тянь-цзюню (Небесному достопочтенному нефритовому императору), или Линбао тянь-цзуню (Небесному достопочтенному духовной драгоценности); тот в свою очередьпередал власть Тай-шан Лао-цзюню (Высочайшему владыке Лао, или Высочайшему древнему властителю). Лао-цзы воплотил в себе черты Тай-шаи Лао-цзюия.