Катар.
Государственная политика и управление.
Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт
В функции Консультативного совета входит рассмотрение всех законов и постановлений, связанных с организацией и ведением государственных и гражданских дел. Совет вырабатывает свои рекомендации по вопросам законодательной и исполнительной власти и вносит их на рассмотрение Совета министров и главы государства. После одобрения их эмиром Консультативный совет утверждает новые законы и постановления… Читать ещё >
Катар. Государственная политика и управление. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Конституция Катара, последняя редакция которой была принята в 1996 г. под названием «Исправленный временный основной закон Катара», провозглашает его как суверенное и независимое арабское государство, в котором ислам является официальной религией, а шариат — главным источником законодательства. В 1990;е гг. эмиром Хамадом б. халифа ат-Тани были проведены некоторые конституционные преобразования. Согласно Конституции, вся полнота законодательной и исполнительной власти в государстве Катар принадлежит эмирам из рода ат-Тани. Личность эмира неприкосновенна, а уважение к нему является обязанностью каждого подданного (ст. 20). «Власть в государстве — наследственная по линии ат-Тани. Она переходит от отца к одному из сыновей. Если же их нет, то передается по выбору эмира одному из членов семейства ат-Тани. Эмир назначает наследника престола своим указом». При этом в соответствии с нормами шариата назначение может считаться законным «после консультаций с влиятельными людьми, обладающими властью в стране, и при согласии большинства из них» (ст. 21).
Конституция Катара не предусматривает высших выборных представительных органов. Отчасти их функции выполняет назначаемый эмиром Консультативный совет, который может лишь доводить до эмира и правительства страны свое мнение по тем или иным вопросам. В соответствии с законодательством Катара, эмир утверждает и обнародует законы только после обсуждения их в Консультативном совете. На практике законодательный процесс сводится к тому, что эмир как глава исполнительной власти непосредственно руководит разработкой законопроекта, согласовывает его с Консультативным Советом, а затем как глава государства принимает его. Аналогичная процедура сохраняется и при заключении международных договоров. В случае чрезвычайной обстановки в стране, требующей принятия экстренных мер, эмир вправе издавать указы, имеющие силу закона, без соблюдения формальной процедуры совещания с Консультативным советом.
В функции Консультативного совета входит рассмотрение всех законов и постановлений, связанных с организацией и ведением государственных и гражданских дел. Совет вырабатывает свои рекомендации по вопросам законодательной и исполнительной власти и вносит их на рассмотрение Совета министров и главы государства. После одобрения их эмиром Консультативный совет утверждает новые законы и постановления. Совет не наделен правом вмешиваться в действия исполнительных и судебных властей. Он состоит из 35 членов, назначаемых эмиром. Срок его полномочий составляет четыре года. Совет возглавляет спикер, который, так же как и его заместитель, выбирается тайным голосованием членами Консультативного совета. Спикер руководит деятельностью совета один год, после чего назначаются новые выборы. Мнение Консультативного совета носит характер компетентного заключения, которое глава государства и правительство, как правило, принимают в расчет. Наконец, Консультативный совет может обращаться с запросом по любому внутреннему вопросу, касающемуся общей политики правительства, а также направлять запрос любому министру.
Эмир Катара формирует Совет министров и назначает его председателя (ст. 29, 30). Этот государственный орган призван помогать эмиру в осуществлении им его исполнительных функций (ст. 23, 28). Вся деятельность Совета министров реализуется под непосредственным контролем главы государства. Правительство имеет достаточно широкие полномочия. Оно обладает правом законодательной инициативы; разрабатывает проекты законов, указов, которые передаются в Консультативный совет, а затем утверждается эмиром. Согласно ст. 34, правительство руководит всеми внутренними и внешними политическими делами, которые входят в его компетенцию. Совет министров контролирует работу всей структуры правительственного аппарата: утверждает уставы и постановления отдельных министерств; назначает и смещает государственных служащих, если это не входит в функции эмира; создает новые государственные органы; занимается вопросом бюджета страны.
Компетенция Совета министров регламентируется эмиром, который «направляет работу министров, намечает директивы для правительства, подписывает постановления, принимаемые Советом» (ст. 33). Министры несут коллективную ответственность перед эмиром за проведение государственной политики и индивидуальную — за исполнение своих обязанностей. В качестве главы государства эмир представляет Катар в международных делах; является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны; назначает и смещает высших гражданских и военных служащих; формирует Совет обороны, в компетенцию которого входит выработка рекомендаций по всем вопросам обороны и безопасности. Своим указом эмир вправе аннулировать любое судебное решение в стране (ст. 23, 25, 26).
Александров, И. А. Монархии Персидского залива. Этап модернизации. — М., 2000.
Ближний Восток: проблемы региональной безопасности. — М., 2000.
Бодянский, В. Л. Современный Бахрейн. — М., 1976.
Васильев, А. М. История Саудовской Аравии. — М., 1999.
Государство Кувейт. — М., 1990.
Джаварне, Салех. Иордания: опыт общественно-политического развития. — М., 1997.
Егорин, А. 3., Исаев, В. А. Объединенные Арабские Эмираты. — М., 1997.
Закария, М. Г., Яковлев А. И. Нефтяные монархи Аравии на пороге XXI века. — М., 1998.
Исаев, В. А., Филоник, А. О. Государство Катар: проблемы развития. — М., 1999.
Каминский, С. А. Институт монархии в странах арабского Востока. — М., 1981.
Сапронова, М. А. Арабский Восток: власть и конституции. — М., 2001.
Сирийская Арабская Республика. — М., 1997.
Сюкияйнен, Л. В. Шариат и мусульманско-правовая культура. — М., 1997.
Сюкияйнен, Л. Р. Мусульманское право. — М., 1986.
Основные понятия
Конституции арабских стран, административные системы арабских стран, государственный строй арабских стран.
Контрольные вопросы
- 1. Каковы общие черты конституций арабских стран Ближнего Востока?
- 2. Кто занимает центральное место в политико-административной системе Сирии?
- 3. Каковы функции короля Иордании в политико-административной системе?
- 4. Перед кем ответственны премьер-министр и министры Кувейта?
- 5. Каковы функции Верховного Совета Федерации Объединенных Арабских Эмиратов?
- 6. Кем возглавляется правительство Омана?
- 7. Предусматривает ли конституция Катара формирование выборных представительных органов?