Версальский мир и создание многополярной системы международных отношений
Говоря о новом политико-территориальном устройстве, нельзя обойти вниманием и события в России. В период заключения договоров она находилась на пике гражданской войны и была фактически изолирована от Европы. Этот процесс сопровождался и территориальным распадом. В результате на периферии были созданы государства, ставшие частью Версальской системы — страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония… Читать ещё >
Версальский мир и создание многополярной системы международных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Версальский мирный договор между победителями (государствами — членами Антанты (всего 27)) и побежденной Германией, ставшей к тому времени демократической республикой (иногда называемой Веймарской — по месту принятия конституции), был подписан в весьма символичном месте — Зеркальном зале Большого дворца 28 июля 1919 г. Значимость места обусловлена тем, что именно там в свое время в ходе франко-прусской войны (28 января 1871 г.) состоялось провозглашение Германской империи.
Важно отметить, что содержание договора во многом не соответствовало декларациям о намерениях, которые были провозглашены в Уставе Лиги Наций. Так, или иначе он представлял собой итог сложной, часто закулисной борьбы, проходившей на Парижской конференции, прежде всего, между лидерами Великобритании (Ллойд Джордж), Франции (Клемансо), США (Вильсон) и Италии (Орландо). Мнение иных государств, за исключением, пожалуй, Японии, учитывалось постольку, поскольку оно совпадало с позицией по крайней мере одного из главных участников.
Объем исследования не позволяет подробно описать все положения этого состоящего из 440 статей документа. Наиболее важными и имевшими, как показало дальнейшее развитие событий, фатальные последствия были положения, закрепляющие новую политико-территориальную конфигурацию, причем не только в Европе, но и в глобальном отношении (31—158-я статьи). Помимо вполне приемлемых и обоснованных, не вызывающих особых споров, таких как возврат Франции Эльзаса и Лотарингии, восстановление с незначительными приращениями Бельгии (с возвратом ей статуса постоянного нейтралитета), возвращения Польши исторического ядра ее государства (области так называемой Великой Польши с центром в Познани[1]), Версальский договор содержал в себе массу установлений, провоцирующих конфликты в будущем. Перечислим некоторые из них.
Особый статус Рейнской области, левый берег которой полностью, а правый — на глубину 50 км был демилитаризован для германских вооруженных сил, но оккупирован победителями на 15 лет. Здесь можно наблюдать традицию внешней политики Франции, заложенную еще Ришелье о Рейне как естественной границе.
Были созданы территории, находившиеся под международным управлением (в лице Лиги Наций), что было новым в международном праве. При этом уровень политической ответственности в процессе администрирования был крайне низок, что порождало перманентную нестабильность общественной жизни в них (Данциг, Мемель[2], Саарская область).
На некоторых территориях (Шлезвиг, Силезия, часть Восточной Пруссии) в соответствии с договором были предусмотрены референдумы с целью самоопределения населением своей политической принадлежности. Причем предполагалось, что по итогам они перестанут входить в состав Германии. Когда же результаты проведенных в 1920 г. референдумов оказались для победителей неудовлетворительными, они поменяли свои условия и произвели механическое разделение территорий Силезии и Шлезвиге в соответствии с предпочтениями избирателей на локальном уровне.
В рамках установки на создание сильной Польши ей отходил участок побережья на Балтийском море, что привело к территориальному отрыву Восточной Пруссии от остальной части Германии.
Развивая тему территориального передела, здесь уместно указать, что и в других заключенных в рамках Парижской мирной конференции договорах с Австрией (Сен-Жерменский), Венгрией (Трианонский), Болгарией (Нейский) и агонизирующей Османской империи (Севрский) также был заложен потенциал будущих конфликтов. В частности, немецкой Австрии, ставшей фактически моноэтнической, было прямо запрещено объединение с Германией, что противоречило провозглашенному победителями праву наций на самоопределение.
Территории, населенные хотя и родственными сербам, но имевшими серьезные культурные отличия хорватами, боснийцами и словенцами, объединялись с первыми в новое югославянское государство.
Договоры никак не регулировали судьбу довольно обширной, со смешанным польско-украинским населением Галиции, которая до 1918 г. была провинцией Австро-Венгрии[3].
Другая преимущественно украинская область — Буковина — отходила к Румынии.
При образовании Чехословацкой республики вне учета мнения народов были механически инкопрорированы немцы (правда, бывшие подданные Австро-Венгрии) Судетской области, украинцы-русины в Закарпатье, венгерское меньшинство в Словакии, польское в Силезии. В результате сформировалось достаточно мозаичное с точки зрения этнической структуры и потому потенциально неустойчивое государство, вытянутое на восток вплоть до Румынии[4].
Болгария лишалось выхода к Эгейскому морю.
Османская империя фактически была ограничена территорией Анатолийского полуострова, а ее обширные нетурецкие земли были либо поделены на основе мандатов между Великобританией и Францией, либо стали новыми государствами — Хиджаз, Неджд, Ирак. Это разграничение, в свою очередь, породило массу конфликтов, некоторые из них крайне остры и в настоящее время (арабо-израильский, курдский, суннито-шиитский в Ираке).
Таковы были основные принципы территориального передела. Кроме того, Германия лишалась колоний и была серьезно ограничена в своих военных правах. Она была вынуждена признать свою исключительную вину в развязывании войны и соглашалась выплатить компенсационные репарации, причем позиция Франции в этом вопросе отличалась крайней радикальностью и характеризовалась лозунгом военных времен: «Германия заплатит за все». Впоследствии вопрос о сумме репараций также будет дестабилизирующим фактором существования Версальско-Вашигтонской системы[5].
Говоря о новом политико-территориальном устройстве, нельзя обойти вниманием и события в России. В период заключения договоров она находилась на пике гражданской войны и была фактически изолирована от Европы. Этот процесс сопровождался и территориальным распадом. В результате на периферии были созданы государства, ставшие частью Версальской системы — страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония, Финляндия). Кроме того, сложностью положения воспользовались Румыния, аннексировавшая Бессарабию, установив границу по Днестру, и Польша, сумевшая победить в войне с Советской Россией и получить примерно половину Белоруссии и украинскую Волынь. Все эти государства в сумме получили название «лимитрофы», или страны «санитарного кордона». Их функциональность, по замыслу западных государств, заключалась в двух аспектах: предотвращение распространение коммунизма и выполнение роли буфера между двумя государствами, оказавшимися за бортом созданной системы, — Германией и Советской Россией. Данное обстоятельство также впоследствии окажется дестабилизирующим для Версальско-Вашигтонской системы. В целом для характеристики созданной структуры международных отношений справедлива характеристика, данная ей Г. Киссинджером: «Версальское урегулирование было мертворожденным, поскольку ценности, на которых оно покоилось, не вязались со стимулами для его поддержания: большинство государств, от которых требовалось обеспечить защиту достигнутых договоренностей, в той или иной мере считали их несправедливыми»[6].
Можно выделить два периода в развитии Версальско-вашингтонской системы международных отношений: период относительной стабильности (до рубежа 1920—1930;х гг.) и период деградации (1930;е гг.). Они совпадают с процессами, происходившими в мировой экономике: первый — с сецессией, второй — с глобальным кризисом, получившим название «Великая депрессия». При этом следует отметить, что утвердившаяся международная система так и не привела к снижению конфликтного потенциала, даже в первый период своей истории. Одной из причин этого явилась идеологизация внешней политики. Возникло размежевание на страны, где по-прежнему фундаментальным мировоззрением оставался либерализм; с другой стороны, зарождаются и быстро распространяются антилиберальные настроения и, как следствие, установление в ряде стран авторитарных, а в некоторых — тоталитарных политических режимов, которые не скрывали своей враждебности миру Запада и экстраполировали свои ценности в практическую сферу осуществления своих внешнеполитических интересов. Вдобавок возникает и противостояние между вновь возникшей системой социализма (в лице СССР) и капитализмом, которое с самого начало имело черты антагонизма и наиболее ярко проявлялось и без того конфликтном регионе Центральной и Восточной Европы.
- [1] Именно в этом регионе в Средние века находилась столица Польского королевстваи состоялось принятие христианства.
- [2] В 1923 г. в результате спровоцированных беспорядков и военного вторжения безнаказанно аннексирован Литовской республикой.
- [3] Позднее, в 1923 г., Лига Наций признает эту территорию частью Польши.
- [4] Такая конфигурация была выгодна Франции, поскольку позволяла иметь прямуюсвязь с ее союзникам — ЧСР и Румынией.
- [5] Такое двойное название она получила, поскольку сенат США не ратифицировалВерсальский договор, склоняясь к возвращению традиционной политики изоляционизма. В 1921 г. в Вашингтоне был подписан практически идентичный договор без статей о Лиги Наций, в которую США так и не вступили.
- [6] Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997. С. 215.