Введение.
Физиология военного труда
Таким образом, физиология военного труда, возникнув из потребностей реальной практики, имеет свою методологию, теоретическую основу, конкретные задачи, специфические методические приемы и сформировалась как самостоятельная научная и учебная дисциплина. Теоретическая основа физиологии военного труда: — изучение влияния факторов и условий на организм военных специалистов (интенсивные физические… Читать ещё >
Введение. Физиология военного труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
военный эргономика труд войско.
- 1. Теоретическая основа физиологии военного труда:
- — изучение влияния факторов и условий на организм военных специалистов (интенсивные физические нагрузки, высокие и низкие температуры, нервно-эмоциональное напряжение и многое другое);
- — исследование закономерностей и механизмов военно-профессиональной адаптации;
- — проблема военно-профессиональной работоспособности (исследование физиологических, психологических и социальных факторов);
- — способы коррекции функциональных состояний, направленных на сохранение работоспособности, адаптации, профессиональную реабилитацию;
- — методы профессионального отбора и оптимизации обучения.
- 2. Влияние различных факторов на военно-профессиональную работоспособность.
- 3. Разработка мероприятий, направленных на предупреждение загрязнения окружающей среды чужеродными химическими веществами с учетом их токсичности, кумулятивных свойств и устойчивости.
- 1. Основные факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье личного состава войск.
- 2. Особенности труда военнослужащих:
- — в мотострелковых войсках;
- — в танковых (бронетанковых) войсках;
- — в ракетных войсках;
- — в радиотехнических войсках.
- 3. Влияние различных факторов на военно-профессиональную работоспособность.
- 4. Контроль за соблюдением установленных гигиенических нормативов параметров окружающей среды и трудового процесса в порядке предупредительного и текущего надзора.
- 5. Медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава войск в условиях действия профессиональных вредностей.
Теоретической базой гигиены военного труда является физиология труда. Она изучает физические и нервно-психические основы функциональной деятельности работающего человека, механизмы утомления и восстановления организма, его функциональные резервы; устанавливает критерии оценки физиологических функций, разрабатывает методики их исследований в процессе трудовой деятельности человека.
При решении проблем физиологии военного труда принципиальное значение имеет системный подход, предполагающий разработку научно-практических вопросов в единстве взаимосвязанных компонентов: человек (военный специалист) — общество (военный коллектив) — боевая техника — труд — окружающая среда. Это и составляет методологию физиологии военного труда.
Теоретическая основа физиологии военного труда базируется на фундаментальных представлениях, как общей физиологии, так и смежных с ней дисциплин. Среди них в первую очередь следует выделить учение о постоянстве внутренней среды организма. Только до тех пор, пока регуляторные, компенсаторные возможности организма оказываются достаточными, чтобы сохранить гомеостаз при непривычных, порой экстремальных, колебаниях параметров внешней среды, возможны нормальное функционирование и должный уровень работоспособности. Когда эти резервы оказываются недостаточными, для адекватного компенсирования воздействия факторов окружающей среды или трудовой деятельности постоянство внутренней среды нарушается с неблагоприятными, а порой необратимыми последствиями.
Среди актуальных научно-практических задач, решаемых физиологией военного труда, можно выделить следующие:
- 1. Изучение влияния факторов и условий окружающей среды на организм военных специалистов. В их перечень входят интенсивные физические нагрузки, высокие и низкие температуры, измененная газовая среда, гипери гипогравитация, шум и вибрация, гиподинамия, монотония, электромагнитные излучения, нарушение естественных биологических ритмов, нервно-эмоциональное напряжение и др. Поэтому важно изучать характер и механизмы влияния на организм не только каждого из них в отдельности, но и их сочетанного воздействия. Полученные при этом данные используются в целях нормирования факторов обитаемости, совершенствования пищевых рационов, выдачи рекомендаций по режиму труда и отдыха, разработки мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний и др.
- 2. В связи с необычными условиями жизни и характера учебно-боевой деятельности актуальное значение имеет исследование закономерностей и механизмов военно-профессиональной адаптации, т. е. совокупности всех приспособительных процессов в организме при комплексном воздействии социальных, психологических, микроклиматических, а также связанных со спецификой трудовой деятельностью факторов.
- 3. Одной из специфических задач физиологии военного труда является проблема военно-профессиональной работоспособности. При этом имеется в виду исследование физиологических, психологических и социальных факторов, определяющих возможности человека применительно к конкретной профессиональной деятельности.
- 4. Полученные данные по указанным выше проблемам позволяют разрабатывать мероприятия и способы коррекции функциональных состояний, направленные на сохранение работоспособности, оптимизацию адаптации профессиональную реабилитацию.
- 5. Основным направлением в физиологии военного труда является разработка принципов и методов профессионального отбора и оптимизации обучения. Накопленный опыт убедительно свидетельствует об очевидной зависимости успешности профессиональной деятельности от личностных качеств человека. Поэтому ведутся работы по психофизиологическому анализу деятельности военных специалистов, психофизиологии военных профессий и изысканию методов оценки психофизиологического статуса человека. Среди применяемых методических приемов ведущая роль принадлежит оценке функционального состояния организма и профессиональной работоспособности военных специалистов в процессе выполнения обязанностей на рабочих местах, т. е. при комплексном воздействии всех факторов военного труда. Однако проведение исследования непосредственно на рабочем месте в процессе учебно-боевой деятельности, по некоторым причинам, иногда оказывается невозможным. В таких случаях применяют принцип моделирования условий деятельности в соответствующих лабораториях, используя при этом широко распространенные тренажеры.
Таким образом, физиология военного труда, возникнув из потребностей реальной практики, имеет свою методологию, теоретическую основу, конкретные задачи, специфические методические приемы и сформировалась как самостоятельная научная и учебная дисциплина.