Управление инновационной деятельностью региона на основе стратегических факторов развития
Инновационная политика Орловской области характеризуется недостаточно чётким видением приоритетов и перспектив стратегического развития, а также неразвитостью инструментов государственного управления. Для преодоления недостатков предложено вернуться к идее создания Регионального научно-инновационного совета, но на новых организационных началах — не как сугубо совещательного органа, а органа… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические предпосылки управления инновационной деятельностью региона на основе стратегических факторов развития
- 1. 1. Понятийный комплекс «Управление инновационной деятельностью региона» как теоретический инструментарий инновационного развития
- 1. 2. Стратегический подход к управлению инновационным развитием
- 1. 3. Институциональный подход к организации стратегического управления инновационной деятельностью региона
- Глава 2. Формирование инновационных систем на национальном и региональном уровнях
- 2. 1. Зарубежный и отечественный опыт управления национальными инновационными СИСТеМаМИ I
- 2. 2. Управление инновационными системами. Советского Союза и Российской Федерации ! в условиях перехода, от командно-административной (плановой) модели к рыночной.<
- 2. 3. Управление инновационным развитием Российской Федерации в условиях формирования национальной инновационной системы
- Глава 3. Организация системы стратегического управления инновационной деятельностью Орловской области
- 3. 1. Инновационная политика региона: возможности и ограничения стратегического управления инновационной деятельностью
- 3. 2. Стратегические факторы развития инновационной деятельности региона
- 3. 3. Система управления инновационной деятельностью региона на основе стратегических факторов развития
Управление инновационной деятельностью региона на основе стратегических факторов развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования определяется необходимостью поиска эффективных форм управления инновационным преобразованием региона в условиях, когда реорганизация системы отношений собственности и проведение рыночных реформ не привели к ожидаемому повышению эффективности народного хозяйства. Принятая модель рыночных преобразований оказалась неспособной обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие государства и его территориальных образований. Инструменты рыночной экономики в сфере инновационного развития используются далеко не в полной мере, а механизмы государственного управления недостаточно стимулируют инновационную деятельность.
Международный опыт свидетельствует о том, что в условиях перехода к постиндустриальному обществу инновационная сфера становится определяющим источником экономического роста и гуманизации социально-экономических отношений. Выраженный гуманитарный характер инновационного развития создаёт предпосылки для последовательного рассмотрения социально-экономических отношений как специфически деятельностных, которые возникают между участниками инновационного преобразования.
В этом контексте особую значимость. приобретает деятельностный характер структур государственного управления по регулированию, стимулированию и поддержке инновационных процессов. Узловым фактором успешного инновационного развития становится высокий уровень, координации усилий представителей научного знания, инновационного бизнеса, высокотехнологичного производства и государственного управления.
Для придания государственным институтам управления стратегической направленности необходимо последовательное решение ряда ключевых вопросов, в их числе — теоретически обоснованного выбора стратегии инновационного развития и системной организации, управления инновационной деятельностью региона.
Последовательное рассмотрение указанных проблем предопределяют актуальность темы диссертации, ее теоретическую и народно-хозяйственную значимость.
Степень разработанности темы. Теоретическую основу диссертации составляют труды классиков экономической науки, а также результаты исследований российских и зарубежных учёных в области управления социально-экономическими процессами.
Анализ общих проблем инновационного развития представлен в работах Й. Шумпетера, Г. Менша, А. Кляйнкнехта, Ю. Яковца, Б. Кузыка, С. Глазьева, Д. Львова, С. Кузнецовой и др.
Вопросы стратегического управления инновационной деятельностью — в исследованиях В. Афанасьева, А. Гапоненко, Д. Гвишиани, П. Друкера, М. Мес-кона, Р. Фатхутдинова и др.
Теоретические концепции системного управления инновациями получили освещение в работах зарубежных учёных: И. Ансоффа, С. Бира. Г. Саймона, Ч. Бернарда, Т. Парсонса, Т. Петерса. Р. Уотермана, Р. Джонсона, М. Райса и др.
Существенный вклад в развитие теории государственного управления внесли крупные отечественные учёныехА.Анчишин, А. Аганбегян, Д. Гвишиани, Г. Гольдштейн, О. Дейнеко, Б. Мильнер, Г. Попов, В. Плотников, Е. Сибирская, С. Шаталин, С. Шманёв. и др.
Концептуальные предпосылки построения институционэ пьной экономической теории раскрыты зарубежными исследователями Д. Нортом, Г. Ицковицем, Л. Лейдесдорфом.
Идеи построения национальной инновационной системы разработаны зарубежными учёными Р. Нельсоном, Б .-А: Лундваллом, Ч. Фридманом, К. Эдквистом.
Вопросы формирования национальной инновационной системы в условиях Российской Федерации получили освещение в работах Н. Ивановой и Л. Гуриевой.
Возможности становления региональной инновационной системы изучены Ф. Куком, М. Андерссоном, Ч. Карлссоном.
Вопросы становления инновационной законодательства рассмотрены М. Волынкиной, А. Ворожевич, Е. Лисинойпроблемы регионального законодательства получили освещение в публикациях М. Волынкиной и А. Ворожевич.
Процедура выбора стратегии инновационного развития региона с использованием математического метода анализа иерархий Т. Саати и К. Кернса разработана Е. Семёновой.
Идея системной организации управления на принципах деятельности получила обоснование в ряде публикаций Г. Щедровицкого.
Несмотря на существенный вклад вышеназванных учёных в исследование инновационных процессов, остаются недостаточно освещёнными вопросы системной организации стратегического управления инновационной деятельностью региона., Недостаточная разработанность ряда вопросов по данной проблематике, а также необходимость поиска организационных решений государственного управления развитием инновационной деятельностью региона в современных условиях социально-экономической модернизации определили выбор темы данного диссертационного исследования.
Объектом исследования является инновационная деятельность региона. Прикладные исследования и расчеты диссертации выполнялись на примере Орловской области. .г-'-.'-.—- ••<�••.?.4401 т-т.п мг.п.,'.
Поелмет исследования — отношения, .котопые возникают в процессе д. • • -.—.7 ± 17 ' стратегического управления, инновационной деятельностью региона.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертации заключается в разработке концепции системной организации стратегического управления инновационной деятельностью региона.
Для достижения цели диссертационного исследования были поставлены и решены следующие задачи: :. .;
— проанализировать возможности использования понятийного комплекса «управление инновационной деятельностью региона» для формирования эффективной модели стратегического управления инновационной деятельностью региона-. .. .,.
— проанализировать мировые тенденции формирования институтов управления инновациями, обеспечивающие подвижность и многомерность национальных инновационных политик;
— разработать систему институциональных мер, способствующих повышению согласованности действий органов власти и управления федерального и регионального уровней в инновационной сфере страны и регионов;
— определить направления совершенствования нормативно-правовой базы инновационного развития регионов";
— разработать теоретико-методический инструментарий оптимизации управления инновационным развитием региона- ¦ I.
— разработать концепцию системной организации стратегического управления.
Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных учёных по экономической теории, инновационному развитию, теории государственного управления, в том числе стратегического управления инновационным развитием. В диссертации использовались прикладные исследования по вопросам выбора стратегии развития инновационной деятельности региона, а также системной организации управленияинно-вационной деятельностью территориального образования.
Диссертационное исследованиевыполнено с привлечением методологий деятельностного, системного и ¡-институционального подходов к анализу систем управления инновационным развитием. В аналитическом разделе диссертации в качестве специальных, аналитических инструментов использовались методы экономико-математического моделирования и анализа иерархий.
Информационной базой диссертационного исследования послужили законодательные, нормативные и справочные документы, регламентирующие развитие инновационной деятельности региона, статистические отчёты Российской Федерации и Орловской области, аналитические отчёты статистических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».. .
Область исследования. Диссертационная работа выполнена в соответствии с Паспортом ВАК научной специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством.
Пункт 2. Управление инновациями:
2.1. Развитие теоретических и методологических положений инновационной деятельностисовершенствование форм и способов исследования инновационных процессов в экономических системах- 2.12. Исследование форм и способов организации и стимулирования инновационной деятельности, современных подходов к формированию инновационных стратегий- 2.13. Разработка и совершенствование институциональных форм, структур и систем управления инновационной деятельностью.
Пункт 3. Региональная экономика:
3.17. Управление экономикой регионов. Формы и механизмы взаимодействия федеральной, региональной,' муниципальной власти, бизнес-структур и структур гражданского общества. Функции :и механизмы управления. Методическое обоснование и разработка организационных схем и механизмов управления экономикой регионовоценка их эффективности.
Новые научные результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, заключаются в следующем:
1. Обосновано применение понятийного комплекса «Уплавление инноватти 1 1 онной деятельностью региона» в качестве инструмента теоретического осмысления процессов инновационного преобразования,' предложена модель иерархического взаимодействия деятельностньгс. подходов (культурологического, институционального, системного и кластерного) для формирования инструментов стратегического управления инновационной деятельностью региона.
2. Систематизированы факторы, оказывающие существенное влияние на формирование институтов управления инновационным развитием, позволившие дополнить их известный состав факторами политического, экономического, социального, научно-технического, экологического, гуманитарного свойстваустановлено, что взаимодействие выявленных факторов определяет страновую специфичность национальных инновационных политик.
3. Определены пути преодоления последствий негативных тенденций развития инновационных процессов в Российской Федерации, вызванных разбалансиро-ванностью инструментов управления инновациямидля минимизации негативных последствий предложено формирование институциональных структур, обеспечивающих согласованное управление инновационными процессами.
4. Установлены общие и специфические недостатки нормативно-правовой базы инновационного развития регионов ЦФО и Орловской области, предложены направления её совершенствования.
5. Разработана модель оптимизации воздействия стратегических факторов различной природы (технологических, экономических, социальных, организационно-управленческих, финансовых, экологических) на инновационное развитие региона с использованием метода анализа иерархий.
6. Разработана концепция системной организации стратегического управления инновационной деятельностью региона на основе согласования функций стратегического, координационного и оперативного свойстваформирования трехуровневой административной иерархии управления с последовательным усилением стратегической направленности деятельности каждого вышестоящего уровня.
Теоюетическая и гюактическая значимость писсетггаттионного исслеяож ± «', вания состоит в развитии теоретических и методологических начал системной организации управления инновационной деятельностью региона на основе стратегических факторов развития. Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на-совершенствование инструментов и механизмов управления иннрвационным преобразованием региона.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы органами управления Российской Федерации и ее регионов при решении задач управления инновационной деятельностью территориального образования, разработки и реализации инновационной политики,! выбора стратегии инновационного развития и формирования целевых программ инновационного преобразования.
Реализация и апробация результатов исследования. Основные положения и научные результаты диссертационного исследований были представлены автором и получили одобрение на межрегиональных, международных и всероссийской научно-практических конференциях, в том числе на Международной конференции молодых учёных «Стратегии комплексного развития регионов России» (Орёл, 2009 г.) — II Международной научно-практической конференции «Моделирование и прогнозирование в управлении: методы и технологии» (Орёл, 2009 г.) — Межрегиональной конференции молодых учёных «Механизмы антикризисного управления: федеральные, региональные, корпоративные» (Орёл, 2010 г.) — Международной научно-практической конференции «Рекламный рынок и PR в России (Воронеж, 2011 г.) — X Всероссийской научно-практической конференции «Стратегия устойчивого развития регионов России"'(Новосибирск, 2012 г.) — I Международной научно-практической конференции «Управление инновациями: теория, методология, практика» (Новосибирск, 2012 г.).
Результаты выполненного исследования апробированы в управлении промышленности и информатизации департамента имущества, промышленности и информатизации Орловской области, что подтверждено справкой о внедрении. «j I <�¦. ,.
Структура диссертации: диссертация состоит их введения, трёх глав, заключения, списка использованной яитературьт7 вкттючающего 150 наименований, и 5 приложений. Работа изложена на 188 страницах без учета приложений, содержит 4 рисунка, 3 таблицы.
Публикации. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в опубликованных автором 11 работах общим объемом 6,7 п.л., из которых 10 — печатных, 11) — электронный ресурс, 3 работы опубликованы в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Ми-нобрнауки России.
Публикации. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в опубликованных автором 11 работах общим объемом 6,7 п.л., из которых 10 — печатных, 1 — электронный ресурс, 3 работы опубликованы в ведущих научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Ми-нобрнауки России.
Во введении выявлена актуальность работы, установлена практическая значимость и степень разработанности темы исследования, цели и задачи, раскрыты теоретико-методологическая и информационная основы исследования сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические предпосылки управления инновационной деятельностью региона на основе стратегических факторов развития» раскрыта сущность понятийного комплекса «Управление инновационной деятельностью региона», формируемого в точке пересечения ведущих направлений знания о закономерностях социально-экономического развития общества и науки управления и является эффективным инструментарием теоретического осмысления процессов инновационного преобразования.
Во второй главе «Формирование инновационных систем на национальном и региональном уровнях» проанализирован международный опыт политики инновационного развития, которая формируется под воздействием внешних и внутренних факторов. Доказано, что решение социально-экономических проблем территориальных образований современной России невозможно без последовательного реформирования института. государственного управления инновационным развитием. ' «' 1 '1!
В третьей главе «Организация, системы стратегического управления инновационной деятельностью, Орловской области» представлены концепция организации системы государственного управления, инновационной деятельностью региона и механизмы определения стратегических факторов развития инновационной деятельности региона на основе метода анализа иерархий.
В заключении диссертационной работы сделаны основные теоретические обобщения и выводы проведенного исследования.
В приложениях даны сравнительные характеристики ключевых индикаторов развития инновационной деятельности Орловской области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Научные результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, позволяют обосновать ряд новых теоретических и методических положений, развить недостаточно изученные возможности инновационной политики и организации системы стратегического управления инновационной деятельностью региона:
1. Взаимодействие деятельностных подходов к инновационной деятельности региона (культурологического, институционального, системного и кластерного) имеет выраженный системный характер. С учётом сущностных особенностей разработана модель системного взаимодействия деятельностных подходов, которая создаёт необходимые предпосылки для организации управления инновационными процессами на ближайшую и отдалённую перспективу развития.
2. Формирование институтов управления инновационным развитием осуществляется в фокусе внешних и внутренних факторов: политических, экономических, социальных, научно-технических, экологических, гуманитарных. Взаимодействие факторов определяет страновую специфичность национальных инновационных политик, которые формируются в русле двух исторически взаимообусловленных процессов: 1) формирования национальных инновационных систем и 2) трансформации НИС в инструменты постиндустриального развития.
3. Отмена в 2007 году инновационного законодательства в связи с вступлением в ВТО ведёт к потере опыта, традиций и разбалансированности-институтов управления по государственной вертикали — «Регион — Федеральный центр». Для минимизации негативных последствий предлагается создание при институте исполнительной структур власти региона институциональных структур, из числа и специалистов по вопросам госслужбы с целью согласования принимаемых управленческих решений с инновационной политикой Федерального центра и воссоздаваемым инновационным законодательством РФ.
4. Инновационное законодательство регионов ЦФО обнаруживает общность недостатков — невысокий уровень нормативно-правовой базы, противоречивость и несоответствие понятийного аппарата стратегий инновационного развития принципам юридической доктрины. Для преодоления недостатков нормативно-правовых документов регионов ЦФО предлагается проводить работу по двум взаимообусловленным направлениям:
1) направлению, имеющему кардинальное значение для будущего состояния инновационной деятельности региона — создание свода нормативно-правовых документов, устанавливающего нормы и правила ведения инновационной деятельности, включая деятельность структур государственного управления инновациями;
2) направлению, содержание которого заключается в своевременном и адекватном ответе на вызовы окружающей среды, — совершенствование актов инновационного законодательства как правового основания инновационной деятельности региона, включая деятельность структур государственного управления инновациями.
Инновационная политика Орловской области характеризуется недостаточно чётким видением приоритетов и перспектив стратегического развития, а также неразвитостью инструментов государственного управления. Для преодоления недостатков предложено вернуться к идее создания Регионального научно-инновационного совета, но на новых организационных началах — не как сугубо совещательного органа, а органа, органично «встроенного» в систему государственного управления инструмента координации инновационной деятельности.
— 5. Разработана-методика определения стратегических факторов инноваци— -онного развития региона с использованием математического метода анализа иерархий Т. Саати и К. Кернса. МАИ, базирующийся на системном подходе, обладает высокой универсальностью, органично сочетает строгий математический расчёт и психологическую обоснованность исследовательских операций по проблеме принятия решений, и в силу этого обстоятельства демонстрирует высокую научную эффективность.
6. Разработана концепция системной организации стратегического управления инновационной деятельностью региона, создающая предпосылки для оптимизации инновационных процессов территориального образования.
Список литературы
- Шумпетер, Й. Теория экономического развития Текст. / Й. Шум-петер. М.: Прогресс, 1982. — 455с.
- Schumpeter, J. Business Cycles: A Theoretical, Historical and Statistical Analysis of the Capitalist Process / J, Schumpeter. N.Y.- L., 1939. — 2 vols. -P. 127.
- Кондратьев, H.Д. Мировое хозяйство и его конъюктуры во время и после войны Текст. / Н. Д. Кондратьев // Большие циклы конъюктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002 — С. 40−340.
- Кондратьев, Н.Д. Большие циклы экономической конъюнктуры Текст. / Н. Д. Кондратьев // Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002. — С. 341−400.
- Маркс, К., Энгельс, Э. Наёмный труд и капитал Текст.: т. 6 / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса 2-е изд.- М.: 1987-С.442.
- Глазьев, С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития Текст. /С.Ю. Глазьев.-М., 1993.-310с.
- Кузык, Б.Н. Россия 2050. Стратегия инновационного прорыва Текст. / Б Н Кузык, Ю. В. Яковец. — М.: Экономика, 2004. — 864с.
- Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования Текст. / Д. Белл. М.: Academia, 1999. — 949с.
- Drucker P. Management: tasks, responsibilities, practices Текст. / P. Drucker. N.Y.: Harper & Row, 1974. 839 p.
- Юдин, Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность Текст. / Э. Г. Юдин. -М.: Эдиторан .УРСС, 1997. 444с.
- Словарь русского языка Текст. / под. ред. С. И. Ожегова. М.: Русский язык, 1988. — 336с.
- Завлин, П.Н. Инновационная деятельность в условиях рынка Текст. / П. Н. Завлин, A.A. Ипатов, A.C. Кулагин.- СПб., 1994. С. 74.
- Кузнецова, С.А. Инновации: от идеи до проекта Текст.: учеб. пособие / С. А. Кузнецова, В. Д. Маркова. Новосибирск: НГУ, 2007. — 92с.
- Розанова, Н.В. Структура рынка и стимулы к инновациям Текст.: / Н. В. Розанова // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 3. — С. 93−108.
- Cooke Ian, Mayers P. Introduction to Innovation and Technology Transfer. Boston: Artech House, Inc., 1996. Part 1. 124 p.
- Ворожевич, A.C. Инновация как правовая категория Электронный ресурс. / A.C. Ворожевич- Режим доступа: http://web.snauka./ru/2011 /09/2215
- Философский энциклопедический словарь Текст. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 561с.
- Путеводитель по Методологии, Организации, Руководству и Управлению Текст.: хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. М.: Дело, 2003.- 476с.
- Райзенберг, Б.А. Современный экономический словарь Текст. / Б. А. Райзенберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. 5-е изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2010 — (243) 495с.
- Философский энциклопедический словарь Текст. М.: Советская энциклопедия, 1983.- 840с.
- Словарь русского языка Текст. / под ред. С. И. Ожегова. М.: Русский язык, 1988. — 336с.
- Бурков, В.Н. Как управлять организациями Текст. / В. Н. Бурков, Д. А. Новиков. М.: Синтег, 2004. — 188с.
- Афанасьев, В.Г. Системность и общество Текст. / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1980. — 368с.
- Косалс, Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов: сравнительный анализ советского и постсоветского периодов Текст. // Л. Я. Косалс // Экономическая наука современной России. 2007. — № 3−4. — С. 85−90.
- Завлин, П.Н. Инновационная деятельность в условия рынка Текст. / П. Н. Завлин, A.A. Ипатов, A.C. Кулагин. СПб: Наука, 1994. — 192с.
- Лисина, Е.Б. Вопросы правового регулирования инновационной деятельности в странах СНГ Электронный ресурс. Режим доступа: http://iee.org.ua/files/alushta/42-lisina-voprosypravovogo.pdf.
- Медведев, Д. А. Россия, вперёд! Текст. / Д. А. Медведев. // Российская газета. 2009. — 11 сентября. — С. 1−2.
- Иноземцев, В.Л. Модернизация России: условия, предпосылки, шансы Текст.: вып. 1 / В. Л. Иноземцев. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2009. / Режим доступа: http: // finanal.ru>009 / что-будет-с-россией.
- Экономическая Большая Российская энциклопедия Текст.: Т. 11. / Председатель науч.-ред совета Ю. С. Осипов. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. — 768с.
- Шепелев. Г В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры / - Г. В. Шепелев.-Электронныйресурс. http://regions.extech.ru/leftmenu/shepelev.php.
- Гуманистические ориентиры России Текст. М.: ИЭ РАН, 2002. — 392с.
- Философский словарь Текст. / под ред. И. Т. Фролова. Изд. седьмое, перераб. и доп. — М.: Республика, 2001. — 719с.
- Николаев, А. Инновационное развитие и инновационная культура Текст. / А. Николаев // Проблемы теории и практики управления. 2001. -№ 5. — Режим доступа: http: // vasilievaa.narod.ru/9−5-01.htm.
- Путин, В.В. Послание Президента РФ к Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.04.2005 г. Текст. / В. В. Путин // Рос. газ. -2005.- 26 апр. С. 3−4.
- Modigliani F., Miller M. H. The Cost of Capital, Corporation Finance and the Theory of Investment / F. Modigliani F., M. Miller // Amer. Econ. Rev. 1958. June. P. 261−297.
- Армстронг, Г. Введение в маркетинг Текст. 8-е изд. / Г. Армстронг, Ф. Котлер- 8-е изд.- М.: Вильяме, 2007. — 832с.
- Портер, М.Е. Конкуренция. Текст. / М. Е. Портер. СПб., М., Киев: Изд-кий дом Вильяме, 2000 — 495с.
- Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления Текст.: учебник для вузов по специальности «Менеджмент». — 2-е изд., изм. и доп. — М.: НОРМА-ИНФРА, 2001. 528с.
- Скидельски, Р. Джон Мейнард Кейнс. 1883−1946: Экономист, философ, государственный деятель. Текст.: в 2-х т. Т. 2 / Р. Скидельски- пер. с анг. Д. Васильева. М.: Московская школа политических исследований, 2005. -804с.
- Markusen A. Regions. Economics and Politics of Territory Текст. / A. Markusen. Rowman and Littlefield Publishers, 1987. — 304 p.
- Блауберг, И.В. Понятие целостности и его роль в научном познании Текст. / И. В. Блауберг, Б. Г. Юдин, — M., 1972. 448с.
- Конституция Российской Федерации Текст.: офиц. текст. М.: Маркетинг, 2001. — 39с.
- Лихачёв, В.К. К Европе регионов. Субъект Российской Федерации обладает значительным потенциалом международного сотрудничества Текст. / В. К. Лихачёв // Независимая газета 2000 — 29 сентября. — С. 4.
- Друкер, Питер, Ф. Управление, нацеленное на результаты Текст. / Ф. Питер, Друкер- пер с анг. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. -2000с.
- Эрроу, К. Применение теории управления к экономическому росту Текст. / К. Эрроу // Математическая экономика. М.: Мир, 1974. — С. 7−45.
- Дискуссионные вопросы теории современного менеджмента. -Электронный ресурс.: http://www.gourclab.ru/7/145/
- Шеховцева, Л.С. О некоторых понятиях стратегического управления Текст. / JI.C. Шеховцева // Менеджмент в России и за рубежом. -2002. № 6. -Режим доступа: http: // www. merviz/ru/articles/2002/6/1054.html
- Тейлор, Ф. У. Принципы научного менеджмента Текст. / Ф. У. Тейлор. М.: «Журнал «контроллинг», 1991. — 349с.
- Файоль, А. Управление это наука и искусство Текст. / А. Фай-оль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. — М.: Республика, 1992. — 642с.
- Bassett, D. (Retrived Dec, 2011). Mary Parker Follett: A Publlett: a Public Scholar «Far Ahead of her Tim» / D. Bassett. 1938.
- Богданов, А. А. Тектология: всеобщая организационная наука Текст.: в 2-х-т. / А. А. Богданов. — М., 1989, — 304с. (т.1),-35Л.с. (т.2).
- Берталанфи, JI. фон. Общая теория систем. Критический обзор Текст. / Л. фон Берталанфи // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. — С. 23 — 82.
- Месарович, М. Б Общая теория систем: математические основы Текст. / М.б. Месарович, Я. Такахара М.: Мир, 1978. — 311с.
- Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем Текст. / А. И. Уемов. М.: Мысль, 1978. — 287с.
- Клиланд, Д. Системный анализ и целевое управление Текст. / Д. Киланд, Г. Кинг М.: Советское радио, 1974. — 280с.
- Моисеенко, Е.В. Информационные технологии в экономике Текст. / Е. В. Моисеенко, Е.Г. Лаврушкина- Режим доступа: http: // abe. wsu.ru/books/inform
- Гольдштейн, Г. Я. Стратегические аспекты управления НИОКР Текст. / Г. Я. Гольдштейн. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. — 207с.
- Магу Parker Follett: Prophet of Management, by Pauline Graham (Editor) — Beard Books, incorporated- December 2003.
- Mayo, E. The Human Problems of industrial Civilization Текст. / E. Mayo. New York: Macmiilan, 1933. — 148 p.
- Woodword, D. Industrial Organization: Theory and Practice Текст. / D. Woodword. Oxford University Press, USA- 2 edition (February 19, 1981)
- Щедровицкий, П. Инновационный сценарий для России / П. Щедровицкий, А. Тупицын // Ведомости. 2002. -27 мая.
- Freeman, С. Technology Policy and Economic Performance: Lessons from Japan Текст. / С. Freeman. London: Pinter, 1987. — 168 p.
- Lundvall, B.-A. National Systems of Innovation. Towards a theory of Innovation and Interactive Learning Текст. / B.-A. Lundvall. London: Pinter Pablishers, 1992.- 142 p.
- Nelson, R. National Innovation Systems: a Comparative Analysis Текст. / R. Nelson. N. Y: Oxford University Press, 1993. — 838 p.
- Sabato J. Technology and the. Productive-Structure. Instituto Latinoamericano de Estudios Transnacionales Текст. / G. Sabato, N. Y: Oxford University Press, 1979 750 p.
- Edquist, C. ed. Systems of Innovations and Organizations Текст. / С. Edquist. London: Pinter, 1997. — 645 p.
- Иванова, Н.И. Национальные инновационные системы Текст. / Н. И. Иванова // Вопросы экономики. 2001. — № 7. — С. 59−70.
- Ковальчук, М. Инновации это внедрение научных достижений / М. Ковальчук: Актуальное интервьюhttp://www.ras.ru/news/shownews. aspx? id=e74cb253-de97−4f6d-a9a9-fa4f4ffic3a72&print=l © 2012 Российская академия наук.
- Cooke, Р, Braczyk, Н. J. & Heidenreich, M. Regional innovation systems: the role of governances in the globalized world Текст. / P. Cooke, P, H. J. Braczyk. London: UCL Press, 1996. 780 p.
- Сеньков, В.И. Модели регионального развития и структуры региональных инновационных систем Текст. / В. И. Сеньков, Н. В. Сенькова // Региональная экономика: теория и практика 2010 — № 5 (140).
- Andersson, М., Karisson, С. The Role of Accessibility for the Per-fomance of Regional Innovation System Текст. / M. Andersson, C. Karisson. -Flensburg&S.-A. Horte, 2004. 252 p.
- Hamilton, Walton H. The Institutional Approach to Economic Theory Текст. / Walton H. Hamilton American Economic Reviw, 9(1).
- Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики Текст. / Д. Норт. М.: Фонд экономической книги Начала, 1997. — 180с.
- Universities And The Global Knowledge Economy: A Triple Helix Of University-Industry- Government Relations. With HenryEtzkowitz. Continuum International Publishing Group.
- Палей, Т.Ф. Типология моделей государственной инновационной политики Текст. / Т. Ф. Палей // Инновационная среда- проблемы, формирования и перспективы развития: тезисы докл. всеросс. научн.-практ. конф. -Казань, 2002. С. 70−72.
- Гончаренко, Л.П. Инновационная политика Текст. / Л. П. Гончаренко, Ю. А. Арутюнов. М.: КноРус, 2011. — 385с.
- Ходов, Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики Текст.: учебник / Л. Г. Ходов. М.: Экономиста, 2004. — 620с.
- Володин, С.В. Продажа инноваций: система коммерциализации прав на РНТД предприятия наукоемкой отрасли Текст. / С. В. Володин // Экономика и жизнь.- 2008. -№ 05 (9219). С. 35−46.
- Гохберг, JI. Статистика науки и инновационный инструмент обоснования научно-технической политики Текст. / JI. Гохберг // Человек и труд.-№ 4.-С. 12−18.
- Щедровицкий, Г. П. Методология и философия организационно-управленческой деятельности: основные понятия и принципы. Текст.: Курс лекций / Г. П. Щедровицкий // Из архива Г. П. Щедровицкого. М.: Путь, 2003.-286с.
- Конкурируя за будущее сегодня: новая стратегия развития национальной инновационной системы России. Исследовательский проект. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// opora.ru/upload/Researh/Opora Rossii-2010Konkurenziya/
- Чумаченко, Б. Стратегическое управление научно-технологическим развитием: опыт США Текст. / Б. Чумаченко, К. Лавров // Проблемы теории и практики управления СПб. 2000 — № 2. — С. 58−62.
- Закон «Об Университетах и Процедуре патентования для малого бизнеса» («University and Small Business Patent Procedures Act») или так называемый Закон «Бей-Доула» (The «Bayh-Dole Act») (35 U.S.С § 200−212
- Закон «О технологических инновациях» («Technology Innovation Act») или Закон «Стивенсона-Уайдлера» (The «Stevenson-Wydler Act») (Public Law 96−480).
- Иноземцев, В.Л. Пределы «догоняющего» развития Текст. / В. Л. Иноземцев. М.: Экономика, 2000. — 468с.
- President Clinton’s Address to Caltech on Science and Technology / The White Hause Office of the Press Secretary (Los Angeles, California) // Электронный ресурс.-Режим доступа: http://marcomm.caltech.edu/evants/presidentialspeech/pspeechtxt/html
- Захаров, А. Федерализм и деволюция: опыт США Текст. / А. Захаров // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1999. -№ 4 (29).-С. 17−22.
- Clinton, W. J., Gore, A. Technology for America’s Economic Growth, a New Direction to Build Текст. / W. J. Clinton, A.Gore. Executive Office of the President, Washington, DC., 1993, 39 pp.
- Obama Innovation Strategy and doing more. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http:// www.innovationpolicy.org/obama-innovation-strategy-and-doing-m.
- Иванова, Н.И. Глобальное инновационное развитие: современная антикризисная политика и перспективы Текст. / Н. И. Иванова, И. Н. Данилин // Глобальная трансформация инновационных систем. М.: ИМЭМО РАН, 2010.- 163с.
- Europe 2020: Commission proposes new economic strategy. 03/03/2010/ Электронный ресурс. — Режим доступа: http:// http://ec.europa.eu/news/economy/10 0303en.htm
- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК Текст.: Т.5. Ч. II. 8-е изд. — М.: Политиздат, 1971- Имеется электронная версия печати. публикации. Режим доступа: http://l/iesod3/z8/ru/sllfD022/l51108 kpss rez res H2. rar
- Грэхэм, Р. Л. Очерки истории российской и советской науки Текст. / Р.Л. Грэхэм- пер. с анг. В. Геровича. М.: Янус-К., 1998. — 310с.
- Павлов, В. Поражение. Почему захлебнулась косыгинская реформа Текст. / В. Павлов // Родина. 1995. — № 11. — С. 68−70.
- Баринов, В. К. Управление конверсией в России Текст. / В.К. Ба-ринов, Н. В. Баринов // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 2-С. 93−106.
- Указ Президента РФ «О создании Совета по науке и высоким технологиям» от 8 ноября 2001 г. 1301. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www/2004.kremlin.ru/priorities/evants/31 008/2001 /shtml
- Закон СССР от 31.05. 1991 «Об изобретениях в СССР» N2213−1. -Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/. ,/consdocLAWl 8406/
- О защите конкуренции Текст.: федеральный закон РФ от 01.12.2007 г. N 318-ФЗ. //Консультант Плюс. Обновление от 15.11.2012 г.
- О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд Текст.: федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94=ФЗ (ред. От 07 12.2011) // Консультант Плюс. Обновление от 15.11.2012 г. -
- О науке и государственной научно-технической политике Текст.: федеральный закон от 23.08.1996 г. N 27 ФЗ. // Консультант Плюс. Обновление от 15.11.2012 г.
- Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике Текст.: проект федерального закона № 99 029 071−2 (ред.01.12.1999г.)//Консультант Плюс. Обновление от 15.11.2012 г.
- Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998−2000 гг. Текст.: постановление Правительства РФ от 24.07.1998 г. № 832 //Консультант Плюс. Обновление от 15.11.2012 г.
- Волынкина, M.B. Правовой инновационный опыт регионов Текст. / М. В. Волынкина. // Журнал российского права. 2006. — № 5- Режим доступа: http://www/uristy/ucoz/m/./volynkina./23/10−1118
- О науке и государственной научно-технической политике Текст.: федеральный закон от 26.07.2011 г. № 254-ФЗ // Консультант Плюс. Обновление от 15.11.20 012г.
- Дубровский, А.Ю. Основы государственного управления инновационной деятельностью Текст. / А. Ю. Дубровский / Вестник МГУ. Сер. 21. Управление (государство и общество).- 2008 № 4. — С. 22−36.
- Закон РФ от 16.03.2002 г. «Основные направления социально-экономического развития РФ и долгосрочную перспективу (2000 2010 гг.)» N314 р — ФЗ. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www/economy/gov/m/minec/activy/. /programs
- Глазьев, С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития Текст. / С. Ю. Глазьев М., 1993 — 310с.
- Кузык, Б.Н. Россия — 2050: стратегия инновационного прорыва Текст. / Б. Н. Кузык., Ю. В. Яковец Ю. В.- 2-е издание. М.: Экономика, 2004.-632с.
- Михаил Фрадков посчитал инновационный прорыв слишком дорогим Текст. /7 Коммерсант. 2005 — 16 декабря. — С 5.
- Кузнецова,~Е.И. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства Текст.: монография / Е. И. Кузнецова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 384с.
- Концепция развития венчурной индустрии в России (государственной системы стимулирования венчурных инвестиций). Электронный ресурс. — Режим доступа: http://wwwl+4b.icsti.su/docs/concept/htm
- Закон РФ от 30 марта 2002 г. «Об основах политики РФ в области развития науки и технологий на период 2010 года и дальнейшую перспективу» М1р-576. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/text/docs/2002/30/30 293.shml
- Шмелёва, Е. Новации возьмут в оборот. Для перехода на новую модель экономики нужно создать рынок нематериальных активов Текст. / Е. Шмелёва. Российская газета — Экономика. — 2009. — № 4790.
- Интернет-конференция В. Черешнева. Электронный ресурс.-Режим доступа: http://www/federal/book.ru / actions/cont.html
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года Электронный ресурс.: утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08.12.11. Режим досту-na:http://www.mon/gov/ru/dok/akt/91 301
- Креативный класс и унылая Россия Текст.: редакционная статья //Эксперт.-№ 34 (767).-С. 15−17.
- Медведев, Д.А. Россия, вперёд! Электронный ресурс. http://kremlin.ru/news/5413-
- Медведев, Д.А. Россия, вперёд! Электронный ресурс. http://er.ru/news/2011 /2012/13/prezident-rf-obratitsya-s-poslaniem-k-federlnomu-sobraniyu-22-dekabrya/
- Единая Россия Электронный ресурс.: официальный сайт партии. Партийные проекты. Режим доступа: http:// ghjtrns>///innovatsionnayasistema
- The Global Competitiveness Report 2011−2-12 Электронный ресурс. http: // www."weform.org /reports/global-competitiveness-report-2011−2012
- Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2011−2012.- Электронный ресурс. Режим доступа: http:// gtmarket.ru>ratings/global-competitiveness-index
- Марача, М.Г. Региональное стратегическое планирование: основные подходы и условия реализации Текст. / М. Г. Марача // Проблемы теории и практики управления. 2008. — № 11. — С. 35−40.
- Модельный закон об инновационно-инвестиционной инфраструктуре. Принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ N 9−11 от 8 июня 1997 года
- Закон РФ от 21 июля 2011 г. «О науке и государственной политике № 49-ФЗ. Электронный ресурс. — Режим доступа: http:// www. gr/ru/201 l/07/26/naukadok/html
- Закон Орловской области «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политики в Орловской области от 28.11.2002 г. N293−03 (ред. от 07.01.11) Электронный ресурс. Режим доступа: http:// oryol/news-city/info >docs/sistemsg/dokiegii/htm
- Закон Брянской области от 15.06.2007 N 83−3 «Об инновационной деятельности в Брянской области» Электронный ресурс. Режим доступа: http:// consultant.ru>law/review/l58350.html Москва.
- Акимова. Л.И. Орловская область. 2000−2009 Текст.: стат. сб./ Л. И. Акимова [и др.]- территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орел, 2010. — 410с.
- Рейтинг Инновационного развития субъектов Российской Федерации Текст.: аналитический доклад / под ред. Л. М. Гохберга. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012. — 104с.
- Мерцалов, С. Инновации: быть всегда отстающими не для нас / С. Мерцалов Электронный ресурс. — Режим доступа: http://oreledinoros.m/index.php?option=comcontent&-task=view&-id=355&-Itewid =30
- Арсеньев, П. В Орловской области появится программа инновационного развития промышленного комплекса Текст. / П. Арсеньев // Российская газета. 2010 — 20 декабря. — С. 2.
- Стратегия инновационного развития регионов России и роль университетских комплексов в модернизации образования Текст. / В.А. Го-ленков, Ю. С. Степанов, В. Г. Садков, П.Н. Машегов-М.: Машиностроение 1, 2003.-286с.
- Ансофф, И. Стратегическое управление Текст. / И. Ансофф- пер. с англ. М.: Экономика, 1989. — 519с.
- Ветлугин, С. Ю. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона на основе регулирования инвестиционной деятельности Текст. / С. Ю. Ветлугин. СПб.: СПБИЭУ, 2005. — 262с.
- Стратегическое планирование в России: анализ, проблемы, предложения Текст.: аналитический доклад / под ред. В. Е. Рохчина. СПб.: РИУГМУ, Северо-зап. филиал ИРЭ РАН, 2001. — 68с.
- Саати, Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий Текст. / Т. Саати- пер. с анг. М.: Радио и связь, 2001. — 273с.
- Киреев, B.C. Метод анализа иерархий Саати в системе оценки инновацйонности образовательных проектов. Программные продукты и системы Текст. / B.C. Киреев // Успехи современного естествознания. 2010. -№ 4.-С. 97−100.
- Ендовицкий, А. Метод анализа иерархий в прогнозировании инфраструктуры локального фармацевтического рынка Текст. / Д. А. Ендовицкий, Е. Е. Чупандина // Региональная экономика: теория и практика. 2007. -№ 12 (51).-С. 15−18.
- Семёнова, Т.Ю. Региональная социально-экономическая политика развития инновационной деятельности Текст.: автореф. докт. дисс. / Т. Ю. Семёнова. СПб, 2008. — 32с.
- Саати, Т. Аналитическое планирование. Организация систем Текст. / Т. Саати, К. Керне- пер. с анг. М.: Радио и связь, 1991. — 224с.
- Глоссарий по информационному обществу Текст. / М.Р. Кога-ловский [и др.]- под общ. ред. Ю. Е. Хохлова. М.: Институт развития информационного общества, 2009. — 162с.
- Лоханова, В.Н. Мониторинг инновационной деятельности организации: Информационное и организационно-методическое обеспечение Текст.: автореф. на соис. к. э.н. / В. Н. Лоханова. М.: 2003. — 29с.
- Позиционирование регионов ЦФО Российской Федерации по индексу «Социально-экономические условия инновационной деятельности»
- Регион 2010 Изменения ранга по РФ 2008
- Группа Ранг по ЦФО Ранг по РФ Группа і Ранг по ЦФО Ранг по РФ1. Москва I 1(0) 1 0 I 1 1
- Московская область II 2(0) 3 0 II 2 3
- Белгородская область II 3(0) 17−19 -2 IV 3 15
- Ярославская область II 4(0) 24 +2 II 4−5 26−27
- Воронежская область III 5(+1) 38 +4 II 6 32
- Тульская область III 6(-2) 41 -15 II 4−5 26−27
- Смоленская область III 7(+1) 49 +11 III 8 60
- Орловская область 8(-1) 50 -1 III 7 49
- Курская область III 9(-1) 52 -1 III 8 51−52
- Тверская область III 10(+1−2) 57−58 +7 IV»» ~ 11
- Липецкая область III 11(-1−2) 68 -7 III 9−10 61
- Брянская область III 12(-1−2) 69 -2 III 9−10 61
- Ивановская область III 13(-1) 70 0 IV 12 70
- Тамбовская область III 14(-1) 71 0 IV 13 71
- Костромская область IV 15(-1) 72 +6 IV 14 78−79
- Позиционирование регионов ЦФО Российской Федерации по значению индекса «Результативность инновационной деятельности"1. Регион 2010 2008 1. О о с 5* X о 01 с Л Ос >ч ш & X ш 2 35 І с и І Х
- О. С О. О. м со х о. О. с О- с
- Ярославская область I 1(+1) 9 +5 I 2 14
- Орловская область I 2(+1) 15 +2 I 3 17
- Липецкая область I 3(+8) 16 +26 II 11 42
- Воронежская область II 4(+4) 19 +16 II 8 35
- Москва II 5(+4) 19 +16 II 9 35
- Брянская область II 6(0) 24 +5 II 6 29−30
- Тульская область II 7(0) 29 +2 II 7 31
- Тамбовская об- II 8(-4) 36 -17 I 4 21ласть
- Курская область III 9(+5) 61 +4 III 14 65
- Белгородская область II 10(-9) 39−40 -27 I 1 12
- Московская об- II- - --11 (+6) —47 — - -20 -II 5 27−28ласть
- Костромская область III 12(-2) 54 -13 II 10 41
- Тверская область III 13(-1) 60 -12 II 12 48−49
- Ивановская об- III 14(-1) 62−63 -7 III 13 55ласть
- Смоленская об- III 15(-1) 76 -4 III 14 72ласть
- Позиционирование регионов ЦФО Российской Федерации по индексу «Научно-технический потенциал"1. Регион 2010 2008 то о с 1? * о О) г- го о Ас я О I «а» 2 с Т7 —г I —1 I1— о. с о. а. О. с О. С1. Москва 1 1(0) 1 0 I 1 1
- Московская об- 1 2(+1) 5 +2 I 3 7ласть
- Ярославская область II 3(+1) 10 +2 I 4 12
- Смоленская об- II 4(0) 11−12 -7 II 10 38ласть
- Воронежская область II 5(+5) 13 +5 II 5 18
- Ивановская об- II 6(-4) 20 -14 I 2 6ласть
- Тверская область III 7(-1) 31−32 -12 II 6 19
- Орловская область III 8(-1) 35 -8 II 7 27
- Белгородская область III 9(+2) 37 +2 ІІ 11 39
- Костромская область III 10(-2) 38−40 8 II 8 30−31
- Курская область III 11 (+2) 45 -13 II 9 30−31
- Тамбовская об- III 12(0) 62 -10 III 12 52−53ласть
- Тульская область III 13(+1) 63 +8 III 14 71
- Брянская область IV 14(+1) 71 +10 IV 15 81
- Липецкая область IV 15(-2) 72−73 -3 III 13 62
- Позиционирование регионов ЦФО Российской Федерации по индексу «Качество инновационной политики"1. Регион 2010 2008 1. СО о о с к X а> СО о ос ТУ I =г I— га & х а> 2 с о х о хо с О. О. м та ^ а. а. с а. с
- Воронежская область I 1(0) 1 +7 I 1 8−10
- Курская область I 2(+5) 7 +26 II 6 33−42
- Москва I 3(-1) 11−12 0 I 2 11−14
- Тульская область II 4(+4) 29 +4 II 8 39−42
- Липецкая область II 5(+6) 31−32 +19 III 11 50
- Ивановская об- II 6(+6) 31−32 +31 III 12 62−64ласть
- Тверская область III 7(+8) 34−35 +47 I 15 81
- Московская об- II 8(-3) 47 -20 II 5 27−28ласть
- Белгородская область II 9(0) 37 -15 II 9 39−42
- Ярославская II 10(-7) 38−47 -23 I 3 15−16область
- Смоленская об- III 11 (-7) 48 ~ -23 II 4 25−27ласть
- Брянская область III 12(+2) 50 +22 IV 14 71
- Костромская область III 13(-3) 54 -13 II 10 41
- Орловская область IV 14(-1) 69−70 -3 III 13 67
- Тамбовская об- IV 15(-8) 74−75 -41 II 7 33−42ласть