Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Формирование резервных земельно-имущественных фондов как фактор развития продовольственного комплекса региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Функционирование резервного земельно-имущественного фонда региона позволяет получить экономический, социальный и экологический эффекты. Экономический эффект выражен совершенствованием производственного подкомплекса, что позволяет увеличить производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия в регионе. Повышение экономической эффективности функционирования продовольственного комплекса… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования государственных резервов продовольственного комплекса региона р
    • 1. 1. Развитие продовольственного комплекса региона, как фактор обеспечения продовольственной безопасности и устойчивого развития сельской местности
    • 1. 2. Резервы как экономическая категория, фактор рационального использования материально-ресурсной базы продовольственного комплекса региона
    • 1. 3. Международный и российский опыт формирования государственных резервов продовольственной сферы
  • Глава 2. Методические основы формирования и оценки эффективности функционирования резервного земельно-имущественного фонда региона
    • 2. 1. Исследование социально-экономического положения сельской местности и уровень развития продовольственного комплекса Иркутской области
    • 2. 2. Варианты оценки эффективности функционирования государственного земельно-имущественного резерва региона
    • 2. 3. Подход к организации функционирования резервного земельно-имущественного фонда продовольственного комплекса региона
  • Глава 3. Оценка эффективности формирования земельно-имущественного фонда Иркутской области
    • 3. 1. Организационно-экономический механизм формирования земельно-имущественного фонда региона (на примере Иркутской области)
    • 3. 2. Методика определения минимального размера земельно-имущественного фонда Иркутской области
    • 3. 3. Эффективность формирования земельно-имущественного фонда региона

Формирование резервных земельно-имущественных фондов как фактор развития продовольственного комплекса региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Трансформация экономической системы России обусловила изменение особенностей функционирования продовольственного комплекса. В результате реформирования произошло резкое сокращение производства продовольствия, что было вызвано снижением производственного потенциала аграрной сферы — основного звена продовольственного комплекса. Одной из основных из целого ряда причин, явилась слабая материально-ресурсная база аграрного производства.

Кризис экономики страны особенно остро отразился на региональных продовольственных комплексах, поскольку проводимые федеральным центром реформы не привели к кардинальному улучшению положения, что перенесло решение существующих проблем на региональный уровень. В результате региональные власти вынуждены практически самостоятельно решать вопросы формирования условий для функционирования продовольственного комплекса.

Сокращение уровня государственной поддержки и недостаток собственных средств у регионов привели к снижению производственного потенциала регионального продовольственного комплекса, в частности, к сокращению его материально-ресурсной базы, в состав которой входят земельные и материально-технические ресурсы. Современное состояние их использования характеризуется низкой эффективностью, что особенно ярко выражено в части использования земельного фонда.

Недостаточная эффективность использования материально-ресурсной базы продовольственного комплекса региона обусловила необходимость изучения возможности формирования специфического резервного земельно-имущественного фонда с целью достижения приемлемого уровня продовольственного обеспечения и повышения уровня жизни населения.

Решение задачи повышения эффективности использования материально-ресурсной базы продовольственного диктует необходимость более глубокого изучения данной проблемы как с теоретической, так и с практической точек зрения, что обосновывает актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы. В диссертационном исследовании при изучении проблем регионального развития использовались работы отечественных и зарубежных ученых, таких как: A.B. Аргучинцева, В. И. Бутов, А.И. Гав-рилов, Г. В. Гутман, В. И. Гурман, П.-М Дежардин, Т. Г. Краснова, Т. Г. Морозова, H.H. Некрасов, В. Ю. Рогов, И. А. Родионова, Е. В. Рюмина, В. И. Самаруха, В. И. Соколов, А. П. Черников, Р. И. Шнипер, и др.

При исследовании вопросов обеспечения продовольственной безопасности, функционирования региональных продовольственных комплексов и использования материально-ресурсной базы были использованы труды ученых, в частности: E.H. Борисенко, П. Т. Бурдуков, Р. Гумеров, М. П. Демина, С.С. Дза-саров, И. В. Качалов, Э. Н. Крылатых, В. П. Можин, A.JI. Пустуев, Е. В. Серова, М. Трейси, И. Г. Храмова, Ю. С. Хромов, С. О. Шаталов, Е. С. Шершнев, Е. К. Ястребова и др.

Основой для исследования по вопросам формирования государственных резервов послужили работы Л. И. Абалкина, Д. Букана, В. П. Буянова, В.Н. Вят-кина, Е. Д. Казакова, Э. Кенигсберга, М. М. Мельника, П. Д. Половинкина, Ю. И. Рыжикова, Дж. Хэмптона, М. К. Шерменева, и др.

Анализ этих и других работ показывает, что в настоящее время в целом сформированы основные принципы, положения и подходы для совершенствования функционирования продовольственного комплекса страны и ее регионов.

Вместе с тем, необходимо отметить недостаточную изученность вопроса использования государственных резервов в форме земельно-имущественных фондов для повышения эффективности системы обеспечения продовольственной безопасности и использование их в процессах развития продовольственного комплекса.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических основ формирования государственного резервного земельно-имущественного фонда в составе продовольственного комплекса региона, обоснования направлений его развития и повышения эффективности управления.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

— Рассмотреть резервные земельно-имущественные фонды как экономическую систему в структуре продовольственного комплекса регионаопределить понятия и выявить функции резервного земельно-имущественного фонда в системе управления государственными продовольственными резервами на федеральном и региональном уровнях.

— Уточнить структуру механизма функционирования продовольственного комплекса страны и ее регионов, в части формирования и использования государственного земельно-имущественного фондаопределить мотивы, структуру принципы формирования государственных федеральных и региональных резервов продовольственной сферы.

— Выявить структуру резервного земельно-имущественного фонда региона и определить организационно-экономический механизм его функционирования.

— Выявить эффекты, определить критерии эффективности и предпосылки формирования и функционирования резервного земельно-имущественного фонда региона.

— Обосновать подход к определению размера резервного земельно-имущественного фонда региона.

Объектом исследования является государственный резервный земельно-имущественный фонд в продовольственном комплексе региона, рассматриваемый как система, включающая материально-технические и земельные ресурсы, обеспечивающие пополнение государственных продовольственных резервов.

Предметом исследования являются процессы и механизмы формирования и функционирования государственного резервного земельно-имущественного фонда региона.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные изучению проблем функционирования национального и регионального продовольственных комплексов, а также труды, посвященные изучению резервов как экономической категории, их роли и места в функционировании экономической системы в целом, и в продовольственной подсистеме в частности.

В качестве научного инструментария в работе использованы общенаучные методы исследования (анализ, синтез, группировки), социологические, имитационного моделирования.

Информационная база исследования включает федеральные и региональные нормативно-правовые акты, федеральные и региональные программы социально-экономического развития, статистические данные, характеризующие состояние экономики России и ее регионов.

Основные результаты диссертационного исследования заключается в разработке методических подходов к определению структуры, механизма и оценки эффективности функционирования резервного земельно-имущественного фонда региона и состоят в следующем:

1. Предложена структура резервного земельно-имущественного фонда региона, включающая в себя фонд материально-технических ресурсов (машин, оборудования, горюче-смазочных материалов и запчастей) и земельный фонд, состоящий из арендного фонда, земель на консервации и восстановлении и земель неприкосновенного запаса. Показано, что механизм функционирования земельно-имущественного фонда региона включает в себя: объекты воздействия (продовольственный рынок, систему сельскохозяйственного землепользования, материально-техническую базу аграрного комплекса, систему продовольственных резервов) — организационный и экономический механизмы воздействия на продовольственный комплекс регионапрямую и косвенную отдачи (эффекты).

2. Выявлены предпосылки формирования и комплекс эффектов от функционирования резервного земельно-имущественного фонда региона, включающий в себя: социальный, хозяйственный, экологический и рыночный. Предложен обобщающий критерий эффективности формирования резервных земельно-имущественных фондов как минимум затрат на образование и функционирование системы резервных фондов, достаточных для получения необходимых эффектов от их применения.

3. Обоснован подход к определению размера земельно-имущественного фонда региона, основанный на оценке сложившейся экологической и экономической эффективности использования сельскохозяйственных угодий, применения нормативов обеспечения земельных ресурсов материально-техническими ресурсами и определении их оптимальных размеров, исходя из сезонного спроса.

Научная новизна диссертационной работы заключается в развитии теоретических подходов к понятийному и концептуальному аппаратам проблемы формирования резервных земельно-имущественных фондов региона и состоит в следующем:

1. Предложена трактовка резервного земельно-имущественного фонда региона как экономической системы — подсистемы государственных резервов продовольственного комплекса страны и ее регионов. Дано понятие резервного земельно-имущественного фонда региона как комплексной материально-технической и природно-ресурсной формы воспроизводства продовольственных резервов, обеспечивающих повышение стабильности функционирования продовольственного комплекса региона и достаточный уровень продовольственной безопасности. Выявлены функции резервного земельно-имущественного фонда, в частности: экономическая, социальная, экологическая, регулирующая, страховая, стратегическая (мобилизационная).

2. Предложено включать в структуру механизма продовольственной безопасности региона материально-технические резервы (резервные земельно-имущественные фонды), выступающие как фактор стабильности продовольственного обеспечения и как элемент системы воспроизводства государственных (федеральных и региональных) продовольственных резервов. Определены социальные, экономические и экологические мотивы формирования государственных продовольственных резервов.

3. Выявлены основные принципы формирования материально-технических и земельных резервов (резервный земельно-имущественный фонд) продовольственного комплекса:

— возмещение государственных расходов на формирование резервного фонда;

— территориальная диверсификация процессов воспроизводства продовольственных резервов;

— государственная поддержка предприятий аграрного сектора для обеспечения государственных нужд в продовольственной продукции.

Практическая значимость научных результатов заключается в возможности их использования органами государственной власти и управления Российской Федерации и ее субъектов (регионов) при разработке современных концепций управления продовольственным комплексом, создании государственных корпоративных структур управления имущественными комплексами субъектов федерации. Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации могут быть использованы при разработке и реализации комплексных региональных программ развития продовольственного комплекса. Теоретические и методические положения могут использоваться в учебном процессе для подготовки студентов вузов, а также в сфере дополнительного образования.

Апробация полученных результатов. Основные результаты и положения диссертационного исследования были доложены на научно-практической конференции проведенной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия «Состояние и проблемы развития АПК Республики Бурятия» — (22 — 25 февраля 2001 г.) — на научно-практической конференции БГСХА «Проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса Байкальского региона» — (3 — 4 июня 2003 г.) — на международной научно-практической конференции БГУЭП «Социально-экономические проблемы формирования новой экономики России» — (21 мая 2004 г.).

По материалам диссертационного исследования опубликовано 7 работ общим объемом 2,0 п. л.

Заключение

.

Развитие и эффективное функционирование регионального продовольственного комплекса играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности, а трансформационные изменения, произошедшие в экономике России в последнее десятилетие, негативно отразились на функционировании продовольственного комплекса страны и ее регионов. В результате осуществления реформ произошел разрыв установившихся как внешних, так и внутренних связей продовольственного комплекса. В результате произошло резкое ослабление производственного потенциала центрального звена всей системы продовольственного обеспечения — аграрного комплекса. Трансформация аграрного сектора, его переход к рыночным отношениям, в настоящее время одна из наиболее трудных задач проводимых реформ, что связано как с особенностями отрасли, так и комплексом накопившихся проблем. Все это негативно отразилось на уровне социально-экономического развития сельской местности.

Совершенствование функционирования регионального продовольственного комплекса региона имеет большое значение, поскольку регионы характеризуются достаточно высокой степенью экономической автономности, вследствие имеющихся значительных различий в природно-географических, социально-демографических и экономических условиях.

Одним из инструментов регулирования и управления развитием продовольственного комплекса являются федеральные и региональные резервные фонды. Их вклад в совершенствование регионального продовольственного комплекса может быть значительно выше, и может использоваться не только как пассивный гарантийный страховой запас, но и как активный элемент воздействия на его развитие.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Резервы в функционировании продовольственного комплекса представляют собой систему экономических отношений по поводу формирования и распределения материально-технических, земельных и финансовых ресурсов, с целью их более рационального использования. Резервы — это часть производственных активов, временно выведенных из коммерческого оборота, со строго определенной целью. По отношению к продовольственному комплексу региона, такой целью является повышение эффективности его функционирования.

Как известно, продовольственный комплекс региона состоит из следующих подкомплексов: товаропроизводители, покупатели, инфраструктура и государство в лице федеральных и региональных органов власти. Присутствие государства в данной системе является необходимым, поскольку устойчивость и эффективность ее функционирования определяет степень доступности для населения основных видов продовольствия. Система резервов в данном случае выступает как один из инструментов государственного регулирования продовольственного комплекса, путем выполнения экономических, социальных, экологических и страховых функций. Потенциально, материально-технические и земельные резервы могут играть гораздо более активную роль как в экономике в целом, так и в его продовольственном секторе.

2. Резервный земельно-имущественный фонд региона представляет собой подсистему национального воспроизводства государственных запасов, а также один из инструментов повышения эффективности использования материально-ресурсной базы и управления развитием регионального продовольственного комплекса.

Особое место в данной системе занимает производственный подкомплекс. Поскольку он находится в составе государственного фонда, следовательно и сам он представляет собой государственное предприятие, занимающееся производственной деятельность, и отличающимся от существующих предприятий других организационно-правовых форм, тем, что основной целью его функционирования является производство сельскохозяйственной и продовольственной продукции для государственных нужд.

Создание и функционирование в составе земельно-имущественного фонда региона производственного подразделения, можно обосновать тем, что в настоящее время еще не сформирована классическая контрактная система, которая обеспечивала бы гарантированное поступление необходимых продовольственных ресурсов для государственных нужд.

3. Функционирование резервного земельно-имущественного фонда региона позволяет получить экономический, социальный и экологический эффекты. Экономический эффект выражен совершенствованием производственного подкомплекса, что позволяет увеличить производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия в регионе. Повышение экономической эффективности функционирования продовольственного комплекса, безусловно, положительно влияет на уровень социального развития сельской местности, что выражается в получении социального эффекта. Он выражается в сокращении безработицы в сельской местности, увеличением благосостояния сельских жителей и улучшением демографического состояния.

Повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения в состав земельно-имущественного фонда региона определяет экологический эффект от его деятельности.

Таким образом, создание и функционирование земельно-имущественного фонда региона позволяет получить комплексный социо-эколого-экономический эффект для продовольственного комплекса и сопряженной с ним сельской местности.

4. Размер земельно-имущественного фонда определяется исходя из региональных потребностей. Материально-техническая часть резервного фонда определяется на основе существующей системы управления запасами и соотносится с нормативом оснащенности земель сельскохозяйственного назначения. Земельный фонд формируется на основе площадей земель сельскохозяйственного назначения не используемых в настоящее время, а также земель подверженных воздействию неблагоприятных факторов, кроме того, предусмотрено включение земель добровольно переданных предприятиями региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» от 29 декабря 1994 г. в редакции Федеральных законов от 17.03.97 № 58-ФЗ, от 12.02.98 № 27-ФЗ.
  2. Федеральный Закон «О социальном развитии сельских поселений»
  3. Постановление правительства РФ «О формировании оперативного резерва сельскохозяйственной продукции и продовольствия» от 7 декабря 1998 г. // Документы. 1999. — № 1. — с. 35.
  4. Постановление Правительства РФ № 822 «Об утверждении положения об оперативном резерве сельскохозяйственной продукции продовольствия Правительства Российской Федерации», от 24 июля 1998 г.// Документы. 1998. -№ 9.-с. 18.
  5. Указ президента РФ № 440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.96// Российская газета. 1996. — 9 апреля.
  6. Закон Иркутской области № 22-оз «О фонде зерна и продовольствия» от 09.04.96// Ведомости ЗС Иркутской области. 1996. — № 19.
  7. Постановление губернатора Иркутской области № 462-п «Об утверждении Положения о неснижаемом запасе зерна области» от 3 сентября 2003 г.
  8. Л.И. Конечные народнохозяйственные результаты: Сущность. Показатели. Пути повышения/ 2-е изд., доп. и перер. М.: Экономика, 1982.- 184 с.
  9. Агропромышленный комплекс России. М.: Госкомстат РФ, 2003. -125 с.
  10. И. Государственные земли: кто владелец? // Ваше право. -1998.-окт. (№ 41).-С. 10.
  11. С.Б. Аграрно-промышленный комплекс ФРГ / Институт МЭ и МО. М.: Наука, 1987. — 122 с.
  12. Н. Риск и оптимум в формировании запасов // Риск. 2003. -№ 3. — С. 35−42.
  13. Биктимирова 3. Государственное управление и качество жизни населения // Общество и экономика. 2003. — № 3. — с. 119 — 132.
  14. Биктимирова 3. Качество жизни: продовольственная безопасность // Экономист. 2004. — № 2. С. 78 — 84.
  15. Б. А. Черняк В.И. Эффективность управления: Наука и практика. М.: Наука, 1982 — 144 с.
  16. Е. Продовольственная безопасность России // Международная жизнь. 1997. — 1997. — № 6. — С. 60−67.
  17. E.H. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы. М.: Экономика, 1997. — 349 с.
  18. E.H. Продовольственный рынок России // Финансовый бизнес. 2002. № 3. — С. 51 — 58.
  19. Д., Кенигсберг Э. Научное управление запасами / Пер. с англ. -М.: Наука, 1967.-423 с.
  20. М.К. Национальная экономика. М.: Дело, 1997. — 272 с.
  21. М.К. Национальная экономика. / Учебное пособие. М.: Дело, 1998−405 с.
  22. П. Т. Саетгалиев Р.З. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности // http:// duel.ru/publish/burdakov/glob/html
  23. В.П. Рискология. Управление рисками М.: Экзамен, 2002. -383 с.
  24. В., Маслова В. Земельный оборот в России // Экономист. -1996.-№ 4.-С. 83−89.
  25. Д.Ф. Продовольственный комплекс СССР: региональные проблемы М.: Экономика, 1984. — 186с.
  26. М.А. Стратегия развития Сибири и Предбайкальского региона / Современные проблемы экономики региона: Сб. научных трудов. Иркутск.: Изд-во ИГЭА, 2000. — С. 5−11.
  27. Г. Н., Миль Г. В. Особенности занятости сельского населения II Народонаселение. 2002. — № 2. — С. 82−89.
  28. А.И. Региональная экономика и управление М.: ЮНИТИ, 2002.-239 с.
  29. Х.Н., Троицкий В. А. Концепция устойчивого развития: Новая социально-экономическая парадигма// Общественные науки и современность. 1998. — № 5. — С. 124−130.
  30. Е.В. и др.Теория управления: Учебный курс. М.: Вестник, 1997.-332 с.
  31. О. В. Нещадин A.A. Альтернативные подходы к экономической реформе в регионах // Общество и экономика. 1996. — № 6. — С. 112−124.
  32. A.A. Экономическая география Иркутской области (общая и отраслевые части). Иркутск: Изд-во Иркутского Университета, 1983. — 92. с.
  33. П. Агропромышленная интеграция основа повышения эффективности продовольственного комплекса // АПК: экономика, управление. -1999.-№ 12.-С. 46−51.
  34. Г. П. Основы стратегии развития Иркутской области в начале XXI века. Иркутск: Изд-во СО РАН, 1998. — 140 с.
  35. Р. Вопросы развития интегрированных корпоративных структур в агропромышленном комплексе// Российский экономический журнал. — 2002. № 5−6.
  36. Р. К разработке методолого-теоретических проблем исследования продовольственной безопасности России// Российский экономический журнал. 2003. — № 5. — 9−27.
  37. Р. Продовольственная безопасность России// Российский экономический журнал. 2003. — № 7. — с. 13.
  38. Р. Разработка эффективной модели госфинансирования российского АПК: новые подходы к анализу его консолидированного бюджета// Российский экономический журнал. 2003. — № 4. — 50−60.
  39. Г. В. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2001. — 175 с.
  40. Г. В., Мироедов А.А., C.B. Федин Управление региональной экономики. М.: Финансы и статистика, 2001. — 176 с.
  41. С. Продовольственная безопасность России // Экономист. -1996.-№ 8.-С. 23 -34.
  42. В. Государственное регулирование продовольственного рынка (зарубежный опыт). МЭ и МО. — 2000. — № 9. — С.24−28.
  43. В. Основные направления регулирования продовольственного рынка // Экономист. 2000. — № 3. — С. 78−81.
  44. Р., Фишер С. Макроэкономика. М.: Изд. МГУ, 1997. — 784с.
  45. В.А. Государственное регулирование развития территориально-экономических систем. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. — 196 с.
  46. В.А. Государственное регулирование развития территориальных экономических систем. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. — 196 с.
  47. А. Земельный вопрос в системе российских реформ// Экономист. 2001. — № 9. — С. 3−11.
  48. А. Продовольственная безопасность страны: угрозы и факторы нейтрализации// Российский экономический журнал. 2003. — № 7. — с. 3442.
  49. А.Х. Продовольственная безопасность и экономические угрозы // Пищевая промышленность. 2003. — № 8. — С. 52 — 53
  50. В. Обеспечение продовольственной безопасности России // АПК: экономика, управление. 1996. — № 1. — С. 21−27.
  51. Р.В. Экономическая наука в решении проблемы устойчивого развития сельского хозяйства и сельской местности // Экономика сельского хозяйства. 1999. — № 11. — с. 34−40.
  52. Е.Д. Государственные продовольственные резервы в СССР. М: Наука, 1956.
  53. И.В. Продовольственный рынок России // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1997. — № 6. — С. 23 — 27.
  54. P.M. Управление хозяйственным риском М.: Наука, 2002. -192 с.
  55. С. Институт земельной собственности в России. // Вопросы экономики. 2003. — № 10. — с. 38.
  56. В. Эколого-экономические проблемы агротехнологической политики // Общество и экономика. 2003. — № 7/8. — С. 92 — 116.
  57. H.A. Финансовый и имущественный потенциал региона: Опыт регионального менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2000. — 240 с.
  58. Кол один B.C. Логистическая инфраструктура регионального товарного рынка. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999 — 174 с.
  59. A.B. Экономическая безопасность. М.: Финстатинформ, 1999- 103 с.
  60. Н.Д. Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции. М.: Наука, 1991.-486 с.
  61. М. Агропромышленный комплекс России и меры по его развитию // Вопросы экономики 1999. — № 1. — с. 34.
  62. В.И. Управление региональной экономикой в условиях рынка: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 2001. — 64 с.
  63. Т.Г. Экономическая устойчивость региона: теоретические вопросы и практические исследования. Красноярск: Изд-во КГТУ, 1999 — 248 с.
  64. В.А., Маршак В. Д. Региональный экономический механизм// Регион: экономика и социология. 1997. — № 3. — С. 23−47.
  65. Крючков В Г. Использование земель и продовольственные ресурсы. — М.: Мысль, 1987.-231 с.
  66. Г. И. Социально-экономическая оценка эффективности развития АПК региона. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1990. — 184 с.
  67. В. Государственный заказ как система устойчивого развития// Экономист. № 5. — С. 53−56.
  68. Е. Государственный сектор в рыночной экономике // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 5. — С. 25−30.
  69. Л.Н. Социализация земли в России. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. — 536 с.
  70. Е. Государственное регулирование агропромышленного производства в странах ЕС // Экономист. 1998. — № 8. — С. 89−93.
  71. М.М. Экономико-математические методы и модели в планировании и управлении материально-техническим снабжением. М.: Высшая школа, 1990.-208 с.
  72. Л. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.: Гардарики, 1998. — 210 с.
  73. .З. Реформы управления и управление реформами. М., 1994.- 193 с.
  74. С. Многофункциональность сельского хозяйства и ее влияние на процесс либерализации мировой торговли. // Вопросы экономики. № 1. -2003.-С. — 117.
  75. Моделирование и управление процессами регионального развития / A.B. Аргучинцева, В. К. Аргучинцев. -М.: Физматлит, 2001. -432 с.
  76. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона / Под. Ред. В. И. Гурмана, Е. В. Рюминой. -М.: Наука, 2001. 175 с.
  77. H.H. Математика управление — экономика. — М.: Знание, 1970.-42 с.
  78. В.Б. Об эффективности управления государственной собственностью // Проблемы теории и практики управления. № 1. — 1997 — с. 86.
  79. Наше будущее / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — 256 с.
  80. H.H. Региональная экономика: теория, проблемы, методы. -М., 1978.-343 с.
  81. A.C. Теория региональных рынков: Учеб. для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, — 2002. — 446 с.
  82. Нормативы для планирования сельского хозяйства // М., «Колос», 1985 384 с.
  83. Обследование по проблемам занятости населения. М.: Госкомстат РФ, 2001.
  84. О. Государственное регулирование аграрного сектора США // Человек и труд. 2000. — № 8. — С. 51−55.
  85. А.Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие. М.: Вопросы экономики, 2000. — 415 с.
  86. Л. Производственно-техническое обеспечение сельского хозяйства// Экономист. 2002. — № 6. — с. 73−76.
  87. Основы экономической безопасности/ Под ред. Е. А. Олейникова. М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез, 1997. — 279 с.
  88. Политико-экономические проблемы российских регионов / К. Э. Яновский, П.-М Дежардин и др. М.: 2001. — 222 с.
  89. П.Д. Резервные фонды в социалистическом воспроизводстве: Вопросы теории и методологии. М.:Экономика, 1979. — 136 с.
  90. Природно-ресурсный потенциал Иркутской области. Иркутск: Изд-во СО РАН, 1998−236 с.
  91. Природно-ресурсный потенциал Иркутской области: интегральные оценки //Регион: экономика и социология. 1998. — № 2. — с. 69−78.
  92. Продовольственный комплекс СССР: региональные проблемы. М.: Экономика, 1984. — 240 с.
  93. Продовольственный комплекс страны / В. П. Можин, Э. Н. Крылатых и др. М.: Экономика, 1983. — 232 с.
  94. Продовольственный рынок России/ Стат. сборник. М.: АНОИИЦ «Статистика России», 2003. — 186 с.
  95. А.П., Жапаров К. Ж. Продовольственная безопасность региона: теоретико-методологический подход// Пищевая промышленность 2004. -№ 2.-с. 44−45.
  96. С. Рынок земли или рынок земелепользования? // Российская Федерация.-2001. № 5.-С.50−51.
  97. А. Государственный сектор в развитых странах (опыт Франции и Великобритании)// Экономист. № 3. — С. 34−43.
  98. Региональные агропромышленные комплексы СССР / Под ред. H.H. Некрасова. М. гНаука, 1979. — 323 с.
  99. Регионы России. / Ред. Кол. В. И. Галицкий и др. Госкомстат России. -М.:Б.и.-Т.2, 2001.-227 с.
  100. В.Ю. Основы формирования геоэкономических регионов современной России. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. — 197 с.
  101. И.А. Экономическая география и региональная экономика. М.: Московский лицей, 2001. — 288 с.
  102. В.М. Региональные особенности общественного воспроизводства. М.: Мысль, 1972. — 190 с.
  103. П. Стратегия стабилизации производства зерна // АПК: экономика, управление. 2000. -№ 11. — С. 13−17.
  104. Ю.И. Управление запасами. М.: Наука, 1969. — 343 с.
  105. Н.Т. и др. Национальная экономика. СПб.: Политехника, 1999.- 175 с.
  106. Е. Региональные аспекты аграрной политики // АПК: экономика, управление. 2001. — № 2. — С. 11−18.
  107. Э.А. Проблемы ценообразования в агропромышленном комплексе России в условиях вхождения в рынок. М.: 1999. — 56 с.
  108. В. И. Краснова Т.Г. Основы регионалистики. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001.-387 с.
  109. Е., Храмова И. Структура и функции агропродовольственных рынков в России // Вопросы экономики. 2000. — № 7. — С. 45−66.
  110. А.Ю. Актуальные проблемы правового регулирования ограничений (обременений) в земельном праве// Юрист. 2000ю — № 11. -С.26−34.
  111. П. Виртуальная крестьянская политика // Власть. 1997. — № 8. -С. 21−26.
  112. Л. Государственное регулирование в сфере продовольственного обеспечения населения регионов // Экономист. 2002. — № 3. — С. 67 — 70.
  113. С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М.: Ге-лиос АРВ, 1999.-320 с.
  114. Современная логистика: Пер. с англ./ Дж. С. Джонсон, Д. Ф. Вуд и др. М.: Вильяме, 2002. — 615 с.
  115. В.И. Проблемы устойчивого развития сельских регионов Канады // США Канада: Экономика. Политика. Культура. — 2003. — № 12. — С. 101 -113.
  116. Социально-экономические проблемы развития АПК региона / Под ред. М. П. Деминой. Иркутск: Изд-во Иркутского Университета, 1991. — 376 с.
  117. Стратегия экономической безопасности и инновационной политики (страна, регион, фирма) / Под ред. Е. А. Олейникова. М.: РЭА им. Плеханова Г. В., 1994.-273 с.
  118. Т. Логистический подход к управления запасами// Логистика. 2002. — № 2. — С. 21 — 24.
  119. Т. Экономика природопользования и охрана окружающей среды. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001 — 292 с.
  120. Д.И. Устойчивое развитие сельской местности приоритетная задача XXI века // Экономика сельского хозяйства. — 2001. — № 6. — с. 47−52.
  121. М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: введение в теорию, практику и политику. СПб.: Экономическая школа, 1995.-431 с.
  122. H.H. Стратегическое управление: Учебное пособие. М.: ПРИОР, 2000. — 282 с.
  123. Управление риском в рыночной экономике / В. Н. Вяткин, В. А. Гамза, Дж. Хэмптон. М.: Экономика, 2002. — 196 с.
  124. Управление риском: Риск. Устойчивое развитие. Синергетика / М: Наука, 2000.-431 с.
  125. А.Д., Романович A.JI. Концепция устойчивого развития и проблема безопасности // Экономист. 1999. — № 8. — с. 42 — 46.
  126. Ушвицкий JL, Собонь Я. Методология анализа развития продовольственного комплекса// Вестник СКГТУ. 2003. — № 1 (9), — с. 78−85.
  127. P.A. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: Дело, 2001.-446 с.
  128. Н., Симчера В. К оценке эффективности использования национальных ресурсов России// Вопросы экономики. 2003. — № 8. — С. 31−40.
  129. Е. В. Экономика природопользования. М.: Дашков и К, 2003.-207 с.
  130. С. Государственное регулирование в современной смешанной экономике // Вопросы экономики 1994. — № 11. — С. 80−91.
  131. В.Н. Рациональное использование земельных ресурсов: понятие и правовое регулирование // Государство и право. 2000. — № 9. — С. 28−37.
  132. Н.В. Управление рисками М.: ЮНИТИ — ДАНА., 1999. — 234с.
  133. И. Рынки сельскохозяйственной продукции и продовольствия России // МЭ и МО. 1996. — № 2. — С. 136−143.
  134. Н.В. Устойчивое развитие сельского хозяйства и проблема устойчивого развития сельской местности // Общественные науки и современность. 1999. — № 7. — с. 54.
  135. А. П. Василенко В.А. Цели, принципы и структура организационно-экономического механизма устойчивого развития (на примере Иркутской области) // Вестник ИГЭА. 1999. — № 4. — С. 180 — 186.
  136. Г. В. Практика управления рисками на уровне предприятия. -СПб.: Питер, 2000. 176 с.
  137. . Развитие и регулирование аграрной экономики США на рубеже веков// Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 4. — С. 4650.
  138. .А. Высокотехнологичное земледелие США // США Канада: Экономика. Политика. Культура. — 2003. — № 9. — С. 99 — 126.
  139. А.И. Сельская местность России в прошлом и настоящем. -М.: ЮНИТИ, 2000.- 150 с.
  140. Е.Ю. Правовая охрана сельскохозяйственных угодий // Журнал Российского права. 2000. — № 8. — С.59 — 66.
  141. С. О необходимости отечественной продовольственной интервенции: цифры и факты // Предпринимательство. 1997. — № 4−5. — С. 98 106.
  142. Е.А. Американские государственные программы продовольственной помощи // США: Экономика. Политика. Идеология. 1997.- № 4.-С. 91−100.
  143. М.К. Финансовые резервы в расширенном воспроизводстве.- М.: Финансы, 1973. 208 с.
  144. Шершнев Е. С и др. Продовольственная безопасность США -приоритетная цель экономической стратегии страны // 1997. № 10. — С. 14−15.
  145. Г. И. Аграрная политика и аграрные отношения в России в XX веке. М.: Наука, 2000. — 256 с.
  146. Г. И. Аренда земли: история и современность // Россия и современный мир. 1998. — № 2. — С. 83−105.
  147. Р. И. Новоселов A.C. Экономические проблемы формирования и регулирования региональных рынков. Новосибирск: ИЭ и ОПП СОР АН, 1990.-230 с.
  148. Р. И. Новоселов Р.И. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. Новосибирск: Наука, 1993. — 155 с.
  149. Экономика: Учебник / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко и др. М.: Проспект, 1999. — 787 с.
  150. Экономическая безопасность / Под ред. Сенчагова В. К. М.: ЗАО Финстатинформ, 1998. — 621 с.
  151. Экономическая безопасность и инновационная политика / Под ред. Е. А. Олейникова. -М.: МРЭА им. Плеханова Г. В., 1993.-256 с.
  152. Е.К. Эффективность конкуренции на продовольственном рынке России // Вестник Моск. Университета. Сер. 6., Экономика. 1999. — № 5. -С. 24−45.
Заполнить форму текущей работой