Функция охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве
В частности на теоретическом уровне необходимо дальнейшее изучение понятия, сущности и признаков функции охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве. Детального исследования требуют формы и методы осуществления данной функции, необходим дальнейший поиска наиболее оптимального, результативного их сочетания в механизме реализации охраны прав и свобод личности. Тщательному… Читать ещё >
Содержание
- Введение.С.З
- Глава 1. Понятие и место функции охраны прав и свобод личности в системе функций современного Российского государства
- 1. Понятие государственной функции охраны прав и свобод личности .С
- 2. Место и роль функции охраны прав и свобод личности в системе функций современного Российского государства. С
- Глава 2. Механизм реализации функции охраны прав и свобод личности
- 1. Формы осуществления функции охраны прав и свобод личности. С
- 2. Методы осуществления функции охраны прав и свобод личности. С
- 3. Тенденции развития государственной функции охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве. С
Функция охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Происходящие в России процессы, направленные на формирование демократической государственности, гражданского общества, реальных федеративных отношений в стране, не могут обойтись без пересмотра целого блока проблем теории государства и права, многие из которых еще недавно казались вполне очевидными. Радикальный характер осуществляемых преобразований, бурные дискуссии о будущем страны требуют глубокого и беспристрастного научного осмысления имеющихся результатов государственного строительства в России уже в современную эпоху, со всеми достижениями и потерями, победами и поражениями.
Об этом говорил и Президент России в очередном Послании Федеральному Собранию РФ: Россия должна быть и будет страной с развитым гражданским обществом и устойчивой демократией. В ней в полной мере будут обеспечены права человека, гражданские и политические свободы. Все это должно создать достойные условия для жизни людей. Позволит России на равных находиться в сообществе самых развитых государств1.
Особую актуальность в этой связи приобретает исследование деятельности государства, т. е. его функций и прежде всего, главной из них — функции охраны прав и свобод личности.
Институт прав и свобод личности является важнейшим компонентом любой правовой системы. Тем более это справедливо для современного Российского государства, цель которого — стать демократическим и правовым, где личность должна рассматриваться как высшая социальная ценность, для.
1 Послание Президента России Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию РФ // Журнал российского права. — 2003. — № 6. — С. 3. развития и совершенствования которой должны быть созданы наиболее благоприятные условия. Особенности прав и свобод личности в новом веке состоят в том, что они развиваются в условиях противоречий, как сохранившихся от предшествующих этапов развития, так и вновь возникающих. Это создает значительные трудности на пути утверждения прав человека, затрудняет их реализацию в различных регионах мира, особенно в 11 России.
Возникает поэтому потребность в научном анализе необходимых условий осуществления, а также негативных факторов, тормозящих, затрудняющих деятельность государства по охране прав и свобод личности.
Следует также отметить, что государственная функция охраны прав и свобод личности представляет собой достаточно объемное и сложное направление его деятельности, так как охватывает практически все важнейшие сферы жизни общества. щ В силу вышеизложенного научно-теоретический анализ функции охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве, выработка понятийного аппарата и концептуального аспекта представляются важными и актуальными для юридической науки, что и обусловило выбор темы данного диссертационного исследования.
Степень научной разработанности. Многим проблемным вопросам государственных функций было уделено значительное внимание в * юридической и философской литературе.
Исследованием данной области занимались такие отечественные ученые, как: С. С. Алексеев, В. К. Бабаев, М. И. Байтин, В. М. Баранов, А. П. Глебов, А. И. Денисов, Л. И. Загайнов, Л. И. Каск, В. Н. Карташов, М. Н. Марченко, JI.A. Морозова, В. О. Тененбаум, В. А. Толстик, Н. В. Черноголовкин и другие. Их труды внесли значительный вклад в разработку функций государства, & однако большая их часть была написана около двадцати лет назад.
В последние годы интерес к данной проблеме вновь возрос в связи со сменой государственного строя и общественных отношений, с появлением нового взгляда на развитие общества и государства. Исследованию основных функций государства в современных условиях посвятили свои труды: А. Г. Андреев, Е. В. Артемина, A.M. Архипов, С. В. Бабаев, М. А. Бухтерева, А. Н. Буховец, В. В. Королева, О. Б. Купцова, Е. С. Мазаева, С. И. Нефедов,.
A.И. Пушкин. Однако государственная функция охраны прав и свобод личности не стала еще предметом самостоятельного исследования.
Отдельные аспекты избранной темы, касающиеся прав и свобод личности, человека, их защиты, рассматривались в трудах таких отечественных ученых, как: А. П. Александрова, Ю. В. Анохин, Л. Ш. Берекашвили, В. Н. Бутылин,.
B.А. Карташкин, Е. А. Лукашева, А. С. Мордовец, И. В. Ростовщиков, В. П. Сальников, А. В. Стремоухов, Т. В. Стукалова, B.C. Устинов, Б. С. Эбзеев и другие. В процессе работы были изучены и проанализированы положения и выводы также зарубежных ученых: В. Бюхнер-Удера, Д. Гомьена, К. Зваака, М. Крэнстона, К. Лайтфута, Д. Харриса.
Несмотря на то, что отдельные стороны избранной диссертантом темы получили определенное освещение в работах указанных выше ученых, в современной российской юридической науке отсутствует комплексное монографическое исследование, посвященное государственной функции охраны прав и свобод личности как самостоятельному, основному направлению деятельности современного Российского государства, а также посвященное рассмотрению охраны прав и свобод личности с позиции основной функции современного государства.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере охраны прав и свобод личности.
Предметом исследования выступает природа, сущность и содержание функции охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве.
Следует отметить, что автор ограничивает предмет исследования рассмотрением преимущественно федерального уровня осуществления функции охраны прав и свобод личности. Международный и региональный уровни имеют не меньшую актуальность и значимость, но представляют собой достаточно широкую область, выходящую за рамки данного исследования.
Цели и задачи исследования. Целью данной работы являются комплексный теоретический анализ сущности и содержания функции охраны прав и свобод личности в современном Российском государствеопределение ее места и роли в системе других основных функций государствавыявление основных тенденций ее развития.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
— изучение и анализ имеющегося по данной проблеме теоретического и эмпирического материала;
— определение функции государства и на его основе уяснение понятия функции охраны прав и свобод личности, ее содержания с учетом реалий сегодняшнего днят наиболее оптимальный подход к классификации функций современного.
Российского государства и выяснение места .и роли функции охраны прав и свобод личности в их системе;
— характеристика форм и методов осуществления функции охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве;
— изучение деятельности государственных органов и структур (граждане, правозащитные организации, адвокатура, нотариат и т. д.) в сфере охраны прав и свобод личности и определение их роли в осуществлении данной функции государствавыявление основных тенденций развития функции охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве.
Методологической основой диссертационного исследования являются современные методы научного познания окружающей действительности в их взаимосвязи и взаимообусловленности. В процессе исследования применялись общенаучные и специальные методы, такие как: анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, исторический, логический, социологический, системный, структурно-функциональный, сравнительно-правовой и др.
Теоретической основой диссертации послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории государства и права, конституционного, международного права и других отраслей права, а также философии, политологии и социологии.
Эмпирическую базу исследования составили проанализированные автором: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные Л законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления.
Правительства РФ, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, международные договоры РФ, составляющие правовую основу взаимодействия с другими государствами по охране прав и свобод личности. Изучена судебная практика Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ и субъектах РФ, деятельность по осуществлению общего надзора органами Прокуратуры РФ. щ.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые проведено исследование государственной функции охраны прав и свобод личности в качестве самостоятельного, основного направления его деятельностиа также в подходе к ее исследованию с учетом современных условий, тенденций и идей.
В диссертации обосновывается ведущая роль функции охраны прав и свобод личности в механизме функционирования современного государства, * раскрывается ее сущность и содержание, а также основные формы и методы ее осуществления.
Наконец, новизна исследования состоит в попытке автора проанализировать основные тенденции развития функции охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве.
Основные положения, выносимые на защиту: л 1. В современном Российском государстве функцию охраны прав и свобод личности с полным основанием можно отнести к числу самостоятельных, основных, постоянных его функций, реализуемых практически во всех сферах общественной жизни государства как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Это подтверждает ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
2. Функция охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве — это главное комплексное направление деятельности государства по недопущению нарушений прав и свобод (их предупреждениеконтроль и надзор за их соблюдением), а также подтверждению или восстановлению оспоренного или нарушенного права, в целях нормализации процесса осуществления прав и свобод личностью, без которого она не может существовать как полноценное человеческое существо.
3. Во взаимодействии функций современного Российского государства отражается их системный характер. Все элементы данной системы тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают влияние друг на друга. Функция охраны прав и свобод личности в ней занимает центральное, системообразующее место. Она оказывает огромное влияние на развитие и реализацию всех основных функций современного Российского государства, способствует их более эффективному осуществлению в различных сферах общественной жизни, т. е. ее реализация создают благоприятные условия для других функций государства.
4. При осуществлении функции охраны прав и свобод личности современное Российское государство использует правовые и неправовые формы, применяет общие методы: принуждение, убеждение, поощрение и рекомендациюи основанные на них специальные методы. Такая классификация методов наиболее приемлема, так как позволяет выделить общее и особенное в осуществлении каждого конкретного направления деятельности государства.
5. Тенденции развития функции охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве видятся в существенном изменении правозащитной, правоохранительной сферы по следующим направлениям: совершенствование законодательстваповышение уровня правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц, оказывающих им правовую помощьзаимствование положительного опыта правозащитной и правоохранительной деятельности зарубежных, международных органов и организацийусовершенствование и укрепление механизмов взаимодействия между всеми государственными структурами в правозащитной сфередальнейшее обновление и усовершенствование материально-технического, информационного, а также научного обеспечения работы всех правозащитных и правоохранительных структурразвитие и стимулирование активной деятельности системы различных правозащитных органов и организаций, которые были бы доступны каждому гражданину, нуждающемуся в правовой помощи, консультации специалиста.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в щ актуальности темы, новизне рассмотренных положении, выводах и рекомендациях сделанных автором по итогам исследования.
Полученные результаты могут быть использованы:
— в учебном процессе при подготовке лекций, учебников, учебных пособий и другой учебно-методической литературы по теории государства и права, конституционному, международному праву, правам человека и другим учебным дисциплинам;
— в научно-исследовательской работе по актуальным проблемам функционирования и сущности государстваправам и свободам личности, их обеспечению;
— в практической деятельности органов государственной власти.
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена, обсуждена и одобрена на кафедре государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России. Основные ее положения отражены в научных публикациях по теме проведенного исследования. Материалы исследования используются при подготовке лекций и проведении семинарских занятий, а также в деятельности Главного управления МВД России по Приволжскому федеральному округу.
Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
По итогам проведенного исследования автор может сделать следующие выводы, рекомендации и предложения:
1. Анализ существующих понятий функций государства и их признаков позволил нам сформулировать наиболее приемлемое на современном этапе с теоретической и практической точек зрения определение функций государства как главных комплексных направлений деятельности государства по решению задач и достижению целей, стоящих перед ним на данном этапе развития, отражающих его сущность и социальное назначение.
2. В современном Российском государстве функцию охраны прав и свобод личности с полным основанием можно отнести к числу самостоятельных, основных, постоянных его функций, реализуемых практически во всех сферах общественной жизни государства как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Это подтверждается тем, что: во-первых, согласно ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация провозглашается демократическим правовым государством с республиканской формой правления, смысл которого раскрывается в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства" — во-вторых, основные права и свободы личности, их широта, реальность, гарантированность государством выражают не только фактическое и юридическое положение личности в обществе, но и сущность действующих в нем демократических принципов, те социальные возможности, которые в нем заложены, они — показатель зрелости общества, его достижений, своего рода «визитная карточка" — в-третьих, в настоящее время практически каждый из государственных органов, общественных организаций, негосударственных предприятий и объединений осуществляет деятельность по охране прав и свобод личности в той или иной степени в рамках предоставленной компетенции. Для многих из них это не единственное направление деятельности, но приоритетное среди других, так как оно обеспечивает гарантированность, способствует реализации других функций, стоящих перед этими органами и организациями. Задача охраны прав и свобод личности от посягательства, стоящая перед государством включает в себя тем самым охрану наиболее эффективного осуществления всех его функций.
3. Функция охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве — это главное комплексное направление деятельности государства по недопущению нарушений прав и свобод (их предупреждениеконтроль и надзор за их соблюдением), а также подтверждению или восстановлению оспоренного или нарушенного права, в целях нормализации процесса осуществления прав и свобод личностью, без которого она не может существовать как полноценное человеческое существо.
4. В содержании рассматриваемой функции можно выделить три основных элемента:
— предупреждение нарушений прав и свобод личности;
— контроль и надзор за соблюдением прав и свобод личности;
— подтверждение или восстановление оспоренного или нарушенного права.
5. Анализ существующих точек зрения позволяет выделить следующие основные функции современного Российского государства: функция охраны прав и свобод личности, социальная, экономическая, идеологическая, информационная, демографическая, функция организации и развития образования, науки и культуры, экологическая, налоговая, функция мирного сотрудничества с государствами мирового сообщества, функция обороны.
Во взаимодействии функций современного Российского государства отражается их комплексный характер. Они образуют стройную систему, все элементы которой тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают влияние друг на друга. В данной системе функция охраны прав и свобод личности занимает центральное, системообразующее место. Она оказывает огромное влияние на развитие и реализацию всех основных функций современного.
Российского государства, способствует их более эффективному осуществлению в различных сферах общественной жизни, т. е. ее реализация создают благоприятные условия для других функций государства.
Однако в свою очередь каждая из основных функций современного Российского государства влияет на качество, обеспеченность и эффективность охраны прав и свобод личности. Комплексное решение основных функций требует как взаимной увязки и всестороннего учета факторов, действующих в данном государстве, так и сложной, многообразной зависимости между всеми сферами общественной жизни.
6. Формами осуществления функции охраны прав и свобод личности следует считать внешнее выражение непосредственных видов практической деятельности государства, в лице его органов и структур, направленных на нормализацию процесса осуществления прав и свобод личностью, без которого она не может существовать как полноценное человеческое существо.
В зависимости от взаимодействия способов деятельности органов государства с правом при осуществлении функции охраны прав и свобод личности выделяются правовые и неправовые формы ее осуществления. В свою очередь правовые формы делятся на: правотворческую, правореализационную (соблюдение, исполнение, использование, применение) и правоохранительную, а неправовые на: организационную, идеологическую (воспитательную), информационно-техническую и экономическую. Данный критерий служит выяснению того, как механизм государства осуществляет функцию, каким образом использует право и иные средства.
В диссертации рассматривается деятельность основных органов и структур (граждане, правозащитные организации, адвокатура, нотариат и т. д.) современного Российского государства, осуществляющих функцию охраны прав и свобод личности, с анализом всех выше перечисленных форм ее осуществления.
7. Под методом осуществления функции охраны прав и свобод личности следует понимать совокупность всех приемов, средств и способов, направленных на нормализацию процесса осуществления прав и свобод личностью, без которого она не может существовать как полноценное человеческое существо.
Всесторонний анализ деятельности государства по охране прав и свобод личности позволяет нам выделить ряд особых признаков, определяющих выбор основных методов, применяемых при осуществлении данной функции государства:
— во-первых, методы должны быть направлены на достижение основной цели рассматриваемой функции — на нормализацию процесса осуществления прав и свобод личностью, поэтому должны носить гуманный, демократический характер;
— во-вторых, учитывая, что данную деятельность осуществляют в той или иной мере практически все государственные органы и многие правозащитные общественные организации, необходимо продуманное сочетание, как силовых принудительных средств государства, так и определенных дозволенных мер самоопределения, самоорганизации, саморегулирования отношений по охране прав и свобод;
— в-третьих, отмечая особое влияние данной деятельности на все сферы жизни общества, сохраняется все-таки потребность в средствах прямого, административного воздействия в рамках закона.
При осуществлении функции охраны прав и свобод личности современное Российское государство применяет общие методы: принуждение, убеждение, поощрение и рекомендациюи основанные на них специальные методы. Данное деление методов наиболее приемлемо, так как позволяет выделить общее и особенное в осуществлении каждого конкретного направления деятельности государства.
8. Тенденции развития функции охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве видятся в следующем:
— совершенствование законодательства, правового регулирования и процессов реализации охраны прав и свобод личностикачественная, а не количественная переработка нормативно-правовой базы правозащитной и правоохранительной деятельностизаимствование положительного опыта правозащитной и правоохранительной деятельности зарубежных, международных органов и организаций, а также физических лиц с учетом особенностей нашего государства;
— усовершенствование и укрепление механизмов взаимодействия, сотрудничества между всеми государственными структурами, действующими в правозащитной сфере;
— повышение уровня, прежде всего, правовой культуры должностных лиц, сотрудников, оказывающих правовую помощь гражданам в охране и защите их прав и свобод, также повышение уровня подготовленности, квалификации их как высокопрофессиональных специалистов своего дела;
— повышение уровня правосознания и правовой культуры граждан, обучение их способам правовой самозащиты, активизация контактов специалистов с населением, со СМИдальнейшее обновление и усовершенствование материально-технического, информационного, а также научного обеспечения работы всех правозащитных и правоохранительных структур;
— развитие и стимулирование активной деятельности системы различных правозащитных органов и организаций, которые были бы доступны каждому гражданину, нуждающемуся в правовой помощи, консультации специалиста.
Безусловно, подходы к исследованию, предпринятые попытки формулирования ряда дефиниций, выводы и предложения как общетеоретического, так и практического характера изложенные в диссертации не являются исчерпывающими и нуждаются в дальнейшем изучении и разработке.
В частности на теоретическом уровне необходимо дальнейшее изучение понятия, сущности и признаков функции охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве. Детального исследования требуют формы и методы осуществления данной функции, необходим дальнейший поиска наиболее оптимального, результативного их сочетания в механизме реализации охраны прав и свобод личности. Тщательному и глубокому изучению должны подвергнуться дисфункциональные факторы, затрудняющие осуществление функции охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве, с выработкой мер по их преодолению.
Ограниченный объем диссертационного исследования, и поставленные задачи не позволили нам более полно рассмотреть данные вопросы. Полагаем, что проведенное исследование можно считать одним из первых шагов на пути современного определения общих исходных положений в изучении столь объемного и многогранного явления как функция охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. — М., 1993. — 59 с.
- Всеобщая декларация прав и свобод человека // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 2002. — 944 с.
- Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 2002. — 944 с.
- Международный пакт о гражданских и политических правах // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 2002. — 944 с.
- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Российская газета. 1995. — 5 апреля.
- Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка // Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 2002. — 944 с.
- Декларация прав и свобод человека и гражданина // Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. «О Декларации прав и свобод человека и гражданина». М., 1991.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. (ред. от 15.05.2001) // СЗ РФ. 1994. — № 32. — Ст. 3301- 2001. — № 21. -Ст. 2063.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. (ред. от 17.12.1999) //СЗ РФ. 1996. — № 5. — Ст. 410- 1999. -№ 51. — Ст. 6288.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. — № 1. — Ч. 1.11 .Уголовный кодекс Российской Федерации (ред. от 29.12.2001) // СЗ РФ. 1996. — № 25. — Ст. 2954- Российская газета. — 2001. — 31 декабря.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. -2001. № 52. — Ст. 4921- Российская газета. — 2001. — 22 декабря.
- Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. — № 13. — Ст. 1447 (ред. от 7 июня 2004 года // СЗ РФ. — 2004. — № 24. — Ст. 2334).
- Федеральный конституционный закон «Об Арбитражных судах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. — № 18. — Ст. 1589. (с изм. от 25 марта 2004 года).
- Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. // СЗ РФ. 1997. — № 1. -Ст. 1- Российская газета. — 1997. — 6 января (ред. от 4 июля 2003 года // СЗ РФ. — 2003. — № 27. — Ст. 2698 (ч. 1)).
- Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. // СЗ РФ. 1997. — № 51. — Ст. 5712.
- Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. // СЗ РФ. 2004. — № 27. — Ст. 2710.
- Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. // СЗ РФ. 1997.-№ 9.- Ст. 1011.
- Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1992.-№ 17.-Ст. 888.
- Федеральный закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1993.-№ 19.-Ст. 685- СЗ РФ. 1995. — № 51. — Ст. 4970.
- Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г. (ред. от 22.08.2004) // СЗ
- РФ. 1994. — № 2. — Ст. 74- Российская газета. — 1994. — 12 мая. — № 88. (с изм. ФЗ от 22.08.2004)
- Федеральный закон № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 года // СЗ РФ. 1995. — № 27. — Ст. 2503.
- Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. // СЗ РФ. 1995. — № 21. — Ст. 1930 (ред. от 29 июня 2004 года).
- Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. 168-ФЗ // СЗ РФ. 1995. — № 47. — Ст. 4472 (ред. от 22 августа 2004 года).
- Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. — № 3. -Ст. 148.
- Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. // СЗ РФ. -1997. № 39. — Ст. 4465- Российская газета. — 1997. — 1 октября. — № 190 (ред. от 29 июня 2004 года).
- Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. // Российская газета. 2002. — 31 июля.
- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменения в статью 37 Уголовного Кодекса Российской Федерации» от 14 марта 2002 г. // СЗ РФ. 2002. — № 11. — Ст. 1021.
- Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Уголовный Кодекс Российской Федерации» от 8 декабря 2003 г. // СЗ РФ. 2003. — № 50. — Ст. 4848.
- Закон РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31 мая 2002 г. // СЗ РФ. 2002. — № 23. — Ст. 2102 (ред. от 22 августа 2004 года).
- Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и верховного Совета РФ. -1993.-№ 7.-Ст. 1206.
- Закон Республики Башкортостан от 29 февраля 1996 г. «Об Уполномоченном по правам человека».
- Указ Президента РФ «О Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека» от 6 ноября 2004 г. // Российская газета. -2004.- 12 ноября.
- Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 25 мая 1999 г. (ред. от 09.08.2000, с изм. от 07.08.2003)
- СЗ РФ. 1999. -№ 22. — Ст. 2727- Российская газета. — 1999. — 29 мая. -№ 102.
- Указ Президента РФ «Об Уполномоченном Российской Федерации при Европейском суде по правам человека» от 29 марта 1998 г. № 310 (с изменениями от 22 декабря 1999 г.) // СЗ РФ. 1998. — № 14. -Ст. 1540.
- Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в регионе Российской Федерации» от 13 мая 2000 г. // Российская газета. -2000. 16 мая.
- Послание Президента России Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию РФ // Журнал российского права. 2003. -№ 6.
- Послание Президента России Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2004. — № 109. -С. 4.
- Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Российская газета.- 1997. 21 августа.
- Обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 20 июля 2001 г. N 290-СФ «К Президенту Российской Федерации В. В. Путину в связи с необходимостью учреждения института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации».
- Закон Нижегородской области от 9 января 2004 года «Об Уполномоченном по правам человека в Нижегородской области» // Нижегородские новости. № 11 (2943) (с изм. и доп. от 11 июня и 17 сентября 2004 года).
- Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 1999 году. М., 2000.
- Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2000 году. М., 2001.
- Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 году. М., 2002.
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 года № Пр-1895 // Российская газета. 2000. — 28 сентября.
- Приказ Генерального Прокурора РФ «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ» от 15 декабря 1998 г. № 90 // Сборник основных приказов и указаний Генеральной прокуратуры РФ -М., 1999.
- Приказ МВД России от 26 февраля 1996 г. № 129 «О мерах по обеспечению законности в ОВД РФ и укреплению собственной безопасности».
- Приказ МВД России от 30 июня 1994 г. № 330 «Об организации работы ОВД по реализации законодательства о гражданстве РФ».
- Проект Федеральной программы обеспечения и защиты прав и свобод человека (1998−2002) Комитета Государственной Думы Федерального
- Собрания РФ по международным делам // Справочно-правовая система «Гарант» 2001. — 23 июля.1. Книги, монографии
- Азаров А. Права человека. Международные и российские механизмы защиты / А. Азаров, В. Ройтер, К. Хюфнер. М.: Моск. шк. прав человека, 2003. — 560 с.
- Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х Т. Т.1. — М., 1981. — 360 с.
- Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х Т. Т.2. — М., 1982. — 360 с.
- Алексеев С.С. Право и наша жизнь. М.: Юрид. лит., 1978. — 222 с.
- Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1973. — 394 с.
- Алексеев С.С. Философия права. М., 1999. — 336 с.
- Алътшуллер М.Н. Государство: происхождение, сущность, типы, формы, функции и механизм. Горький: ГВШ МВД СССР, 1987. — 33с.
- Атаманчук Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. — М.: «Славянский диалог», 1996. 223 с.
- Бабаев В.К. Сущность, формы и функции государства: Лекция. -Горький: ГВШ МВД СССР, 1979. 25 с.
- Ю.Бабаев В. К Функции социалистического государства: Лекция. — Горький: ГВШ МВД СССР, 1982. 24 с.
- Бабаев В.К. Функции современного Российского государства: Учебное пособие / В. К. Бабаев, С. В. Бабаев. -Н. Новгород: НПА, 2001. 100 с.
- Баранов В.М. О гражданской самозащите // Правовые средства и методы защиты законопослушного гражданина. Н. Новгород, 1999. -С. 17−20.
- Баранов В.М. Функции социалистического государства. Горький: ГВШ МВД СССР, 1983. — 52 с.
- Беломестных JI.JI. Права человека и их защита. В 3-х Т. Т.З. — М.: АЭФП, 2003. — 959 с.
- Бердяев Н.А. Философия неравенства. (Письма к недругам по социальной философии). М.: ИМА-Пресс, 1990. — 288 с.
- Бережное А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М.: МГУ, 1991.- 142 с.
- Берекашвши JI.UI. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов: Уч. пособие, М.: Моск. Академия МВД России, 2001. 164 с.
- Борисов В.В. Правопорядок развитого социализма. Саратов: Сарат. ун-т, 1977.-408 с.
- Восстановление нарушенных прав граждан. Примеры правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека в 2001 году / Под общ. ред. О. О. Миронова. М.: Юриспруденция, 2002. — 208 с.
- Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. — 542 с.
- Глущенко 77.77. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан (Теория и практика) — Монография / Под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 1998. — 441 с.
- Денисов А.И. Сущность и формы государства. М.: МГУ, 1960. — 64 с.
- Денисов А.И. Советское государство. Возникновение, развитие, сущность и функции. М.: МГУ, 1967. — 426 с.
- Загайнов ЛИ. Экономические функции Советского государства. М., 1968.-263 с.
- Защита прав и гражданских свобод в России: философские, политические и мировоззренческие проблемы / Под ред. И. Ю. Сундиева. М.: ЮИ МВД РФ, 2000. — 120 с.
- Капицын В.М. Права человека и механизмы их защиты: Уч. пособие. -М.: ИКФ ЭКМОС, 2003. 288 с.
- Карташкин В. А. Как подать жалобу в Европейский Суд по правам человека. М&bdquo- 2000. — 108 с.
- Каск Л.И. Функции и структура государства. Л.: Ленинград, ун-т, 1969.-65 с.
- Кириленко А.Б. О самозащите как форме участия населения в охране правопорядка. В сб. науч. статей: Юридическая техника и проблемы дифференциации ответственности в уголовном праве и процессе / Под ред. Л. Л. Кругликова. Ярославль, 1999. — С. 141−149.
- Комаров С.А. Реализация идеи «права человека» в российском законодательстве: Уч. пособие / С. А. Комаров, Д. И. Титенков. СПб.: ЮИ, 2003.- 151 с.
- Комкова Г. Н. Равная защита прав граждан конституционная обязанность Российской Федерации. // Защита прав человека в Поволжском регионе: опыт и перспективы / Под ред. Г. Н. Комковой. -СПб.: НОРМА, 2001. — С. 7−28.
- Корельский В.М. Общая теория социалистического государства: Учебное пособие (цикл лекций). Свердловск: Свердловский юр. ин-т, 1970.-200 с.
- Косицин А.П. Социалистическое государство. Закономерности возникновения и развития. М.: Юрид. лит., 1970. — 144 с.
- Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М.: Юрид. лит, 1978. -208с.
- Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М.: Издательство БЕК, 1994. -224 с.
- Малеин Н. С. Охрана прав личности советским законодательством. -М.: Наука, 1985.- 168 с.
- Мальцев Г. В. Социалистическое право и свобода личности. М., 1968. -234 с.
- Манов Г. Н. Признаки государства: новое прочтение // Политические проблемы теории государства. М., 1993. — С. 41−53.
- Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Проспект, 2001. — 192 с.
- Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия: Теоретические проблемы субъективного права. Саратов: Сарат. ун-т, 1972. — 291 с.
- Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов: Сарат. ун-т, 1987.-294 с.
- Матузов Н.И., Малъко А. В. Теория государства и права: Учебник. -М.: Юристь, 2002.-512 с.
- Нерсесянц B.C. Философия права. М.: НОРМА — ИНФРА-М, 1998. -652 с.
- Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел / Под ред. В. В. Лазарева, B.C. Афанасьева, Н. Л. Гранат. М., 1993. — 212 с.
- Общая теория государства и права: Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Отв. ред. М. Н. Марченко. Т.1. — М., 2002. -528 с.
- Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 1996. — 472 с.
- Общая теория прав человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: «НОРМА», 1996.-510 с.
- Олейник П.А. Личность, демократия, законность. М.: Юрид. лит, 1981.- 121 с.
- Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.- 144 с.
- Права человека в России и правозащитная деятельность государства: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 12 мая 2003 г. / Под ред. В. Н. Лопатина. СПб.: «Юрид. центр Пресс», 2003. — 400 с.
- Права человека и вооруженные конфликты: Учебник / Отв. ред. В. А. Карташкин. М.: НОРМА, 2001. — 336 с.
- Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е. А. Лукашовой. М.: «НОРМА», 2002. — 448 с.
- Проблемы теории государства и права: Учебник /Под ред. С. С. Алексеева. -М.: Юрид. лит., 1979. -392 с.
- Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. М.: НОРМА, 2003. — 336 с.
- Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации: Сборник статей / Под ред. В. М. Баранова. -Н.Новгород, 2003. 635 с.
- Российское государство и правовая система: Современное развитие, проблемы, перспективы / Под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 1999. — 704 с.
- Ростовщиков И. В. Обеспечение прав и свобод личности в СССР: Вопросы теории. Саратов: Сарат. ун-т, 1988. — 117 с.
- Ростовщиков И.В. Реализация прав личности в деятельности органов внутренних дел: Уч. пособие. Волгоград: Волгоград, юрид. ин-т МВД России, 1996.- 100 с.
- Сабикенов С. Некоторые вопросы охраны субъективных прав и законных интересов советских граждан // Проблемы государства и права на современном этапе. М., 1973. — С. 50−62.
- Сабо И. Идеологическая борьба и права человека. М.: Юрид. лит., 1981.- 136 с.
- Сальников В.П. Государственная идеология и язык закона: Монография / В. П. Сальников, С. В. Степашин, Н. И. Хабибуллина. -СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, Фонд «Университет», 2001.- 208 с.
- Степанов О.А. Правовые основы охранительной функции государства в условиях использования новых информационных технологий. М.: Академия Упр-я МВД России, 2000. — 72 с.
- Стремоухое А. В. Человек и его правовая защита. Теоретические проблемы. СПб., 1996. — С. 24.
- Строгович М.С. Общие положения теории прав личности в социалистическом обществе // Права личности в социалистическом обществе.-М., 1981.-С. 19−30.
- Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. М., 1999.-592 с.
- Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. — 570 с.
- Теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.-480 с.
- Теория государства и права (схемы и комментарий): Учебное пособие / Под ред. Р. А. Ромашова. СПб.: «Сентябрь», 2000. — 208 с.
- Теория государства и права: Хрестоматия: В 2-х Т. / Авт. сост. В. В. Лазарев, С. В. Липень. М.: Юристъ, 2001. — Т. 1. — 620 с.
- Тихомиров JT.A. Монархическая государственность. СПб., — 1992. -668 с.
- Толстик В.А. Иерархия российского и международного права: Монография. М., Н. Новгород, 2001. — 128 с.
- Томин В.Т. Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью: Учебное пособие. Горький: ГВШ МВД, 1976. — 95 с.
- Утяшев М.М. Права человека в современной России: Учебник / М. М. Утяшев, Л. М. Утяшева. Уфа: Полиграфкомбинат, 2003. — 616 с.
- Участие власти в защите прав человека: комиссии и Уполномоченные / Под ред. А. Ю. Сунгурова. СПб.: НОРМА, 2001. — 232 с.
- Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. -М., 1970.-215 с.
- Черноголовкин Н.В. Функции Советского государства в период развернутого строительства коммунизма. М.: Юрид. лит., 1960. -192 с.
- Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М., 2000. — 384 с.
- Шевцов B.C. Права человека и государство в Российской Федерации. -М., 2002. 440 с.
- Шестаев Н.Г. Функции и структура государства: Лекция. М.: МВШМ, 1992.-28 с.
- Эбзеев Б. С. Конституция. Демократия. Права человека. М. -Черкасск: АО «Пул», 1992. — 228 с.
- Эбзеев Б.С. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства // Комментарий к постановлениям Конституционного суда Российской Федерации. — М., 2000.-Т. 2.-С. 18−29.1. Статьи
- Анохин Ю.В. Способы обеспечения прав и свобод личности // Вестник БЮИ МВД РФ. Вып. 6. — 2004. — С. 21−24.
- Барщевский М. Решения Конституционного Суда правовые маяки в море политических и экономических страстей // Российская юстиция. -2003.-№ 12.-С.9−11.
- Баялджиев Д. Идея правового государства и функционирование государства в условиях переходного периода // Вестник Моск. Ун-та.* Серия 11: Право. 1998. — № 6. — С. 76−92.
- Боков А.В. Обеспечение безопасности граждан органами внутренних дел // Закон и право. 2002. — № 5. — С. 17−19.
- Бочарова С.Н. Роль общественных объединений в защите прав человека // Вестник Моск. Ун-та. Серия 11: Право. — 1997. — № 1. — С. 98−105.
- Глебов А.П. К теории функций государства // Правоведение. 1971. -# № 6.-С. 102−104.
- Европейский Суд по правам человека и Российская Прокуратура // Законность. 2002 — № 8. — С. 2−6.
- Защита прав человека в условиях перехода к рынку: Круглый стол // Государство и право. 1993. — № 6. — С. 15−46.
- Зорькин В. Да здравствует Конституционная Россия! // Российская юстиция. 2003. — № 12. — С. 4.
- Кара-Мурза А. А. Духовный кризис в России: есть ли выход? / А.А. Кара-Мурза, А. С. Панарин, И. К. Пантин. // Октябрь. 1996. — № 6. — С. 126 132.
- Каск Л.И. О значении социальных наук // Правоведение. 1968. — № 6. -С. 110−116.
- Каск Л.И. О некоторых вопросах понятия функций государства / Л. И. Каск, Л. В. Николаева. // Вестник Ленинградского ун-та. Экономика. Философия. Право. № 11. — Вып. 2. — 1974. — С. 103−109.
- Кваша Л.Ф. Правоохранительная безопасность и ее место в системе функций государства // Юристъ-Правовъдъ, 2001. № 2 (3). — С. 22−26.
- Контарев АЛ. «Права и свободы человека» в контексте формирования ' государственности современной России / А. А. Контарев, Е. В. Астапова //
- Юристъ-Правовъдъ, 2001. № 2 (3). — С. 41−45.
- Курашвили Б.П. О системе функций государства // Проблемы государства и права (ИГПАН). М., 1974. — Вып. 9. — С. 34−35.
- Лукашева Е.А. Круглый стол Конституция Российской Федерации и совершенствование юридических механизмов защиты прав человека // Государство и право. — 1994. — № 10. — С. 3−31.
- Лукашева Е. А Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Государство и право. 2001. — № 5. — С. 89−100.
- Малько А.В. Правовое стимулирование: проблемы теории и практики // Правоведение. 1994. — № 3. — С. 10−22.
- Малько А.В. Стимулы и ограничения как парные юридические категории //Правоведение. 1995. -№ 1. — С. 3−13.
- Мамонов В.В. Обеспечение демографической безопасности — приоритетная задача Российского государства // Журнал российского права. 2002. — № 6. — С. 32−38.
- Мачульская Е.Е. Право на социальное обеспечение естественное и неотъемлемое право человека // Вестник Моск. Ун-та. — Серия 11: Право.- 1998.-№ 5.-С. 53−64.
- Милецкий В.П. Этапы становления и развития социального государства // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 1999. — № 2. -С. 21−27.
- Михайловская И. Права и свободы личности в массовом сознании населения России // Конституционное право: Восточноевропейское Обозрение. 1995. — № 1 (10). — С. 32−37.
- Морозова J1.А. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих: Круглый стол // Государство и право. 2000. — № 3.- С. 20−36.
- Морозова JI.A. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. — № 6. — С. 98−109.
- Петрухин И.JI. Человек как социально-правовая ценность // Государство и право. 1999. — № 10. — С. 83−90.
- Пискотин М.И. Функции социалистического государства и аппарата управления // Советское государство и право. 1973. — № 10. — С. 3−11.
- Подуфалов В.Д. К вопросу о понятии «международная защита прав человека» // Советский ежегодник международного права 1985. М., 1986.-С. 206−213.
- Просвирнин Ю.Г. Информационная функция государства// Журнал российского права. 2002. — № 3. — С. 29−35.
- Семенова Е. Что за комиссия, создатель! // Аргументы и факты. 2003. -№ 41 (1198).-октябрь.
- Синелыциков Ю. Охрана прав граждан направление приоритетное // Социалистическая законность. — М., 1989. — № 9. — С. 8−11.
- Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия обсудил информацию о деятельности Европейского Суда по правам человека // Юридический консультант. 2004. — № 1. — С. 39−42.
- Сунгуров А.Ю. Сравнительный анализ законодательства об Уполномоченном по правам человека в некоторых субъектах РФ / А. Ю. Сунгуров, А. В. Шишлов // Государство и право. 2003. — № 4. — С. 41−47.
- Топорнин Б.Н. Права человека и стратегия устойчивого развития: Круглый стол // Государство и право. 1998. — № 11. — С. 103−119.
- Хаманева Н.Ю. Специфика правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ и проблемы законодательного регулирования его деятельности // Государство и право. 1997. — № 9. — С. 21−30.
- Цымбаренко И.Б. Международно-правовые основы судебной защиты прав и свобод личности // Государство и право. 2004. — № 2. — С. 49−57.
- Чайка Ю.Я. Россия и проблемы соблюдения гражданских и политических прав // Бюллетень министерства юстиции РФ. 2003. -№ 11.-С. 9−15.
- Черноголовкин Н.В. Функциональная характеристика социалистического государства (Некоторые аспекты) // Советское государство и право. -1973.-№ 7.-С. 13−19.
- Черноголовкин Н.В. Социалистическое государство: сущность и функции // Советское государство и право. 1968. — № 6. — С. 24−29.
- Чесноков Д.И. Развитие советской социалистической государственности II Коммунист. 1965.-№ 7. с. 25−31.
- Чурилов А. Охрана прав и свобод гражданина: обеспечение международных обязательств РФ / А. Чурилов, А. Винокуров // Законность. 1997. — С. 7−15.
- Чхиквадзе В.М. Кто препятствует развитию международного сотрудничества в области прав человека? // Советское государство и право. 1986. — № 4. — С. 88−97.
- Словари, справочники, энциклопедии
- Бабаев В.К. Словарь категорий и понятий общей теории права / В. К. Бабаев, В. М. Баранов, В. И. Гойман. Н. Новгород, 1992. — 100 с.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 Т. М.: Русский язык, 1998.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1987. — 743 с.
- Советский энциклопедический словарь. М., 1980. — 1600с.
- Тихомирова J1.B. Юридическая энциклопедия / J1.B. Тихомирова, М. Ю. Тихомиров М., 1997. — 526 с.
- Юридическая энциклопедия / Отв. Ред. Б. Н. Топорнин. М.: Юристь, 2001.- 1272 с.
- Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. О. Е. Кутафин. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. ~ 559 с.
- Диссертации и авторефераты
- Александрова А.П. Защита социально-экономических прав и свобод: общетеоретический анализ: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Казань, 2002. 28 с.
- Андреев А.Г. Охранительная функция государства в современных условиях: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2002. — 23 с.
- Анохин Ю.В. Обеспечение безопасности, прав и свобод личности в правоприменительной деятельности органов внутренних дел (на материалах предварительного расследования): Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1999. — 23 с.
- Архипов A.M. Экологическая функция Российского государства: Дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1997. — 184 с.
- Бабаев С.В. Теория функций современного Российского государства: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. — 25 с.
- Бутылин В.Н. Милиция в государственно-правовом механизме охраны конституционных прав и свобод: Дис. д-ра юрид. наук. М., 2001. -459 с.
- Буховец А.Н. Идеологическая функция государства: Дис. канд. юрид. наук. М., 2002. — 200 с.
- Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства: Дис. канд. юрид. наук. М., 2002. — 202 с.
- Купцова О.Б. Экономическая функция современного Российского государства: Дис. канд. юрид. наук Н. Новгород, 2002. — 207 с.
- Мазаева Е.С. Социальная функция современного Российского государства: Дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. — 162 с.
- Майстренко А.Г. Неправительственные правозащитные организации в Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2001. -23 с.
- Макарейко Н.В. Государственное принуждение как средство обеспечения общественного порядка: Дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1996. -249 с.
- Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1997. -38 с.
- Нефедов С.И. Экономическая функция государства в современных условиях и роль органов внутренних дел в ее осуществлении: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1996. — 24 с.
- Пожарский Д.В. Контрольно-надзорная функция современного государства: Дис. канд. юрид. наук. М., 2004. — 222 с.
- Пушкин А.И. Образовательная функция современного Российского государства: Дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2002. — 195 с.
- Ростовщиков И.В. Обеспечение и защита прав и свобод личности: вопросы теории и практики ОВД: Дис. д-ра юрид. наук. М., 1997. -364 с.
- Рыбак С.В. Органы внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод гражданина: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1999.-33 с.
- Сарсенов К.М. Государственное принуждение и его реализация в деятельности органов внутренних дел: Дис. канд. юрид. наук. СПб., 1996.- 196 с.
- Стремоухое А.В. Правовая защита человека: теоретический аспект: Дис. д-ра юрид. наук. СПб., 1996. — 423 с.
- Стукалова Т.В. Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений: Дис. канд. юрид. наук. -Н. Новгород, 1998.- 199 с.
- Источники на иностранных языках
- Webster’s New Universal Unabridged Dictionary. N.Y., 1993. P. 741.
- Kelsen H. General Theory of Law and State. N. Y., 1961. P. 180−184.
- McRae H. The World in 2020: Power, Culture and Prosperity. Boston (Mass), 1995. P. 97.