Общие черты и различия в развитии и применении украинского и российского законодательства о несостоятельности: банкротстве
Исследования? Институт банкротства является одним из важных правовых инструментов регулирования имущественного оборота. Его цель состоит в защите интересов кредиторов в случае неспособности должника исполнить свои денежные обязательства или выполнить обязанности по уплате обязательных платежей, а также в предоставлении несостоятельному должнику возможности, при соблюдении устанавливаемых законом… Читать ещё >
Содержание
- Введение стр
- Глава 1. Институт несостоятельности (банкротства): история, теория и современное состояние., >
- 1. История возникновения и развития института несостоятельности (банкротства) стр
- 2. Теоретические аспекты несостоятельности (банкротства). Мировые системы несостоятельности. стр
§ 3. Категории «несостоятельность» и «банкротство» в законодательстве. а) Содержание и соотношение принципов неоплатности и неплатежеспособности.стр. 56б) Соотношение и характеристика понятий «несостоятельность» и «банкротство». стр.65
Глава 2. Судебные процедуры банкротства. Сравнительная характеристика реабилитационных судебных процедур банкротства субъектов гражданских правоотношений в России и Украине.стр. 71
§ 1. Правовое регулирование процедур наблюдения и распоряжения имуществом
§ 3. Правовое регулирование процедур внешнего управления и санации .111
Глава 3. Сравнительная характеристика ликвидационных судебных процедур банкротства субъектов гражданских правоотношений в России и Украине.
§ 1. Правовое регулирование процедуры конкурсного производства. стр. 131
§ 2. Финансовое оздоровление стр.73−103 стр. 104
§ 2. Правовое регулирование процедуры ликвидации стр. 148
Общие черты и различия в развитии и применении украинского и российского законодательства о несостоятельности: банкротстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования? Институт банкротства является одним из важных правовых инструментов регулирования имущественного оборота. Его цель состоит в защите интересов кредиторов в случае неспособности должника исполнить свои денежные обязательства или выполнить обязанности по уплате обязательных платежей, а также в предоставлении несостоятельному должнику возможности, при соблюдении устанавливаемых законом условий, восстановить свою платежеспособность. Предусматриваемые в рамках института банкротства процедуры судебной и внесудебной санации, направленные на восстановление платежеспособности должника, являются средством содействия исполнению должником обязательств. В случае невозможности восстановления платежеспособности должника правовой институт банкротства предусматривает меру ответственности должника за неисполнение своих обязательств в виде ликвидации.
Институт банкротства является атрибутом рыночной экономики, он тесно связан с развитием товарно-денежных отношений, конкуренции, обязательственного права. Поэтому в советский период, в условиях плановой экономики потребности в развитии конкурсного права фактически не существовало. В период социализма, если предприятие работало нерентабельно, государство его реорганизовывало (присоединяло к более к прибыльному) или списывало долги (колхозам). Иначе говоря, вопрос погашения задолженности предприятий решался органами государственного управления в порядке исполнительного производства по арбитражному или гражданскому судопроизводству.
В связи с тем, что на протяжении всего периода существования СССР конкурсного права в России и Украине не существовало, в данное время ощущается нехватка теоретических разработок в области несостоятельности и банкротства. И только в последние несколько лет стали появляться труды, содержащие в себе предложения по совершенствованию законодательства о несостоятельности (банкротству) и его анализ. Поэтому одной из задач данного исследования является также анализ развития дореволюционного законодательства о несостоятельности (банкротстве) как России, так и других стран.
После распада СССР Россия и Украина пошли путем рыночных реформ. В переходный период большое количество предприятий ухудшило свое финансовое положение, потеряло рынки сбыта продукции, в общем, оказалось в критическом положении. В этих условиях проблема преодоления несостоятельности хозяйствующих субъектов приобретает особое значение, так как от финансового оздоровления предприятий реального сектора экономики зависит возможность обеспечения роста промышленного производства, повышения занятости населения и улучшения качества жизни людей. К сожалению, в сфере несостоятельности до сих пор остаются нерешенными многие вопросы.
Обе страны начали движение по созданию законодательства о несостоятельности (банкротстве) в одно время, при наличии одинаковых проблем в экономике. Обе страны избрали для себя продолжниковую модель законодательства. Но это было сделано не сразу, оба первых закона о банкротстве были скорее прокредиторскими, они показали себя не с лучшей стороны и были существенно изменены.
При существующих экономических условиях, характеризующихся массовой несостоятельностью юридических лиц многих отраслей экономики, использование другого, прокредиторского, подхода к законодательству о банкротстве может привести к неблагоприятным последствиям в экономике всей страны. В случае банкротства хозяйствующего субъекта, функционирующего в экономике с полной занятостью, высвобождение неэффективно используемых активов и увольнение работников оказали бы благоприятное воздействие на экономику. Но в российских и украинских условиях массовой безработицы, большого количества неэффективно используемых производственных мощностей уволенные работники окажутся хронически безработными, а освобожденные мощности будут исключены из производственного процесса. Следовательно, с учетом ситуации в экономике, для использования более подходит продолжниковый подход к законодательству о банкротстве, в рамках которого особую значимость приобретают реабилитационные процедуры банкротства.
В законодательстве о банкротстве обеих стран очень много общих черт, но есть и существенные различия. В данной работе мы проанализируем судебные процедуры банкротства по законодательству России и Украины, с целью получения их сравнительных характеристик и сделаем предложения по совершенствованию законодательства. Учиться всегда лучше на чужих ошибках.
Поворотным моментом в становлении современного российского конкурсного права было введение в действие в 1992 году Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Несмотря на несовершенство данного закона, послужившее причиной его отмены, он является первым этапом в развитии российского (современного) конкурсного нрава.
Работа по совершенствованию законодательства о банкротстве вылилась в принятие нового закона. В 1998 году был принят общий Закон «О несостоятельности (банкротстве)». Этот закон коренным образом отличался от предыдущего закона, прежде всего своей продолжниковой направленностью. В настоящее время действует Закон «О несостоятельности (банкротстве)».
2002 года, принятие которого должно было исправить выявленные при правоприменительной практике недостатки предыдущего закона о банкротстве.
В Украине развитие института несостоятельности также началось с принятия в 1992 году Закона Украины «О банкротстве». Закон был простым, его целью было ликвидировать должника. Он не решал финансового оздоровления предприятий — был прокредиторским.
Принципиально иным является закон Украины 1999 года «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Его главная цель — возобновление платежеспособности хозяйствующего субъекта. Из прокредитороского законодательство Украины становится продолжниковым. В 2002 году выходит в свет новый Закон, цель которого усовершенствовать Закон 1999 года. Но, к сожалению, в законодательстве Украины еще имеется много нерешенных принципиальных вопросов.
Такая активность в законотворческом процессе по вопросу несостоятельности (банкротства) законодателей двух стран свидетельствует об актуальности, особой важности процедуры несостоятельности в развитии экономики двух стран. Также мы видим частую смену позиции законодателей в данном вопросе, это свидетельствует об отсутствии четкой, единой позиции по данному вопросу. Частая смена законодательства о несостоятельности (банкротстве) двух стран ведет к опережению обобщения практики его применения, ее анализа.
Так, несмотря на отмеченную актуальность темы настоящей работы, за время независимого развития России и Украины в этих странах не было опубликовано монографических исследований в области сравнения законодательств о банкротстве двух стран на предмет выявления сильных и слабых сторон каждого из законов. Правовые проблемы регулирования несостоятельности (банкротства) недостаточно раскрыты в научных и научнопрактических работах, учебниках двух стран, в отличие от развития русского дореволюционного конкурсного права.
Поскольку, несмотря на рост экономики, проблема несостоятельности (банкротства) существует, количества имеющихся научных исследований в данной области явно недостаточно, поэтому важно установить недостатки законодательства и предложить варианты решения имеющихся проблем.
Отмеченные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, чю проведение сравнительного анализа законодательства о несостоятельности (банкротстве) России и Украины методом диссертационного исследования является весьма актуальным.
Предмет исследования — правовое регулирование судебных процедур несостоятельности (банкротства) по законодательству России и Украины, их сравнительная характеристика. Предметом исследования также является история возникновения несостоятельности (банкротства) на примере нескольких законодательств.
Объект исследования — правоотношения, возникающие вследствие неплатежеспособности юридического лица в результате его хозяйственной деятельности и связанные с применением судебных процедур с целью возобновления платежеспособности или принудительной ликвидации.
Цель и задачи настоящего исследования. Основной целью данной работы является комплексное исследование порядка осуществления процедур банкротства в соответствии с законодательством о банкротстве России и Украины. При сравнительном анализе законодательств, ставится цельвыявить положительные черты и недостатки в регулировании судебных процедур банкротства и на этом основании разработать обоснованные рекомендации по совершенствованию действующего в России законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Целью настоящего исследования не являются особенности регулирования процедур банкротства отдельных категорий должников.
При достижении указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Определена сущность и общие характеристики несостоятельности (банкротства) — рассмотрены различные модели законодательств о несостоятельности (банкротстве). Определены критерии отнесения отдельных процедур банкротства и законодательных актов в целом (на примере России и Украины) к одной из существующих систем банкротства: прокредиторской или продолжниковой. Показана (определена) мировая тенденция построения законодательств о несостоятельности (банкротстве) с учетом макроэкономических факторов.
2. Исследована динамика формирования и развития законодательств о банкротстве зарубежных стран и России. Проведен анализ общей направленности каждого из действовавших с 1992 года российских и украинских законодательных актов о банкротстве, рассмотрена динамика развития законодательства о несостоятельности.
3. Показаны особенности и специфические черты судебных процедур банкротства в России и Украине.
4. Путем проведенного анализа с использованием метода сопоставления судебных процедур банкротства в России и Украине определена эффективность их осуществления.
5. Выработаны предложения по совершенствованию и применению законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Методологической основой исследования стали общенаучные методы познания (исторический, формально-логический, системно-структурный, системно-сравнительный) и специальные, которые используются в юридической науке: сравнительно-правовой, формально-юридический и др.
Системно-структурный и системно-сравнительный методы исследования позволили выяснить правовую природу отношений несостоятельности (банкротства).
Исторический метод позволил проследить процесс развития правового регулирования, несостоятельности в некоторых странах и использовать этот опыт при исследовании процедур несостоятельности (банкротства).
Сравнительно-правовой и формально-юридический методы позволили подготовить и объяснить концепцию усовершенствования действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Теоретической базой исследования являются труды как дореволюционных исследователей, так и современных ученых.
Историческую и теоретическую основу исследования составили работы ученых дореволюционной России, основоположников российского конкурсного процесса: А. Х. Гольмтена, К. И. Малышева, Г. Ф. Шершеневича. В работе широко использовались труды украинских специалистов по вопросам банкротства: Р. Г. Афанасьева, О. М. Бирюкова, В. В. Джунь, В. А. Малыги, Д. М. Прытыка, М. И. Титова, В. В. Хахулина и других.
За основу диссертационной работы взяты научные труды ведущих ученных-правоведов: С. С. Алексеева, П. Д. Баренбойма, B.C. Белых, М. Брагинского, В. В. Витрянского, С. Э. Жилинского, О. С. Иоффе, А. И. Каминки, О. А. Красавчикова, О. А. Никитиной, В. Ф. Попондопуло, В. Садовского, М. В. Телюкиной, В. Н. Ткачева и других.
В работе также использовались материалы практики Высшего Арбитражного Суда РФ и Высшего хозяйственного суда Украины, были изучены конкретные дела, использовались статистические материалы.
Научная новизна работы заключается в том, что автором разработаны предложения, касающиеся проблем правового регулирования в сфере применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц. Предложения, сформулированные в диссертационной работе, позволяют усовершенствовать механизм регулирования правоотношений, возникающих в данной области. Кроме того, это первая работа, посвященная сравнительному анализу законодательства о несостоятельности (банкротстве) двух стран, России и Украины.
В работе выявлены принципы правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства), которые учитывают специфику правового регулирования: приоритет Закона перед другими нормативными актамисохранение хозяйствующего субъекта, если существует возможность возобновления его платежеспособностиликвидация имущества должника, если невозможно сохранить юридическое лицо, с целыо справедливого и организованного исполнения требований кредиторов.
В рамках продолжниковой модели законодательства о несостоятельности сформулированы цели процедур банкротства: вывод хозяйствующего субъекта из экономического кризиса, переход к устойчивой работе путем повышения эффективности управления и использования ресурсов, обеспечение защиты интересов собственников и кредиторов. Обосновывается, что ликвидация — это чрезвычайный метод, к которому следует прибегать в случае невозможности возобновить платежеспособность хозяйствующего субъекта, исключение составляет упрощенный порядок определения должника банкротом.
Проведена сравнительная характеристика судебных процедур, порядок их проведения, применения к должнику. Проанализирован правовой статус всех участников отношений о несостоятельности (банкротстве).
В результате сравнительного анализа законодательства о банкротстве двух стран нами определены существенные различия в правовом регулировании судебных процедур банкротства.
1. Наблюдение и распоряжение имуществом.
Указанные процедуры различаются, прежде всего, порядком назначения Арбитражного (временного) управляющего. По законодательству Российской Федерации это право принадлежит саморегулируемой организации, а в Украине — суду.
Коренным образом отличаются Законы двух стран в вопросе исполнения обязанностей руководителя предприятия — должника, в случае его отстранения от занимаемой должности. В Российской Федерации, в случае отстранения руководителя юридического лица — должника от занимаемой должности, его обязанности возлагаются судом на лицо, представленное в качестве руководителя должника представителем учредителей (участников) должника. В Украине функции руководителя предприятия должника исполняет распорядитель имущества, по определению суда.
Таким образом, украинское законодательство предоставляет хозяйственному суду более полные полномочия, выраженные в возможности воздействия суда на важнейшие вопросы процедуры распоряжения имуществом.
Также, существенны различия двух законодательств в полномочиях предоставляемых временному управляющему и распорядителю имущества для защиты имущества должника.
Распорядитель имущества, по Закону Украины, не наделен полномочиями на обращение в суд с требованием о признании сделок, совершенных должником с нарушением порядка установленного Законом, недействительными, что существенно ухудшает положение, прежде всего, кредиторов, т.к. увеличивает риск незаконного отчуждения активов должника.
В Украине хозяйственный суд лишен возможности каким-либо образом повлиять и самостоятельно выбрать судебную процедуру по окончании распоряжения имуществом. Российское законодательство предоставляет суду право, против воли кредиторов, ввести процедуру финансового оздоровления должника. Как следствие, должник получает еще один шанс восстановит]) свою платежеспособность, даже если большинство из его кредиторов по каким-либо причинам не желают этого. Указанное право суда, на наш взгляд препятствует распространению тенденции смены собственника предприятия-должника посредством инициирования дела о банкротстве с целью отстранения от занимаемой должности руководителя предприятия-должника и продажи ликвидных активов должника. Указанные действия не возможно осуществить в процессе процедуры финансового оздоровления.
Как мы видим, целью обеих процедур является обеспечение сохранности имущества должника, проведение финансового анализа состояния должника, составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов. Указанные различия (недостатки) в проведении процедур не оказывают влияния на определенную ими цель.
2. Финансовое оздоровление.
Процедура финансового оздоровления, являясь пассивной оздоровительной процедурой, предоставляет должнику шанс избавиться от существующей задолженности и продолжить свою хозяйственную деятельность. Процедура финансового оздоровления — это не что иное, как реструктуризация задолженности, которая подчеркивает продолжниковую направленность законодательства о несостоятельности (банкротстве) России.
В Украине, к сожалению, процедура финансового оздоровления, либо идентичная ей по функциям, законодательством не предусмотрена, что существенно уменьшает шансы должника на погашение задолженности перед кредиторами и возобновление своей хозяйственной деятельности.
3. Внешнее управление и санация.
Существенно различаются законодательства в полномочиях на совершение сделок, представленных внешнему управляющему и управляющему санацией.
В Украине управляющий санацией имеет право на совершение сделок, не предусмотренных планом санации (за исключением крупных). В России сделки, не предусмотренные планом внешнего управления, совершаются ' только с согласия кредиторов или комитета кредиторов.
Отсутствие в законодательстве Украины нормы ограничивающей действия управляющего санацией является существенным недостатком Закона Украины, так как это предоставляет полнейшую свободу управляющему санацией, что может привести к различным злоупотреблениям с его стороны.
Отличен порядок признания судом сделок недействительными. В Украине применительно к отдельным видам сделок, это осуществляется на основании определения суда вынесенного в процедуре производства по делу о банкротстве, которое не может быть обжаловано. В России такой проблемы не существует, порядок обжалования установлен АПК.
Сравнительный анализ двух процедур выявил недостатки процедуры санации по закону Украины в сравнении с процедурой внешнего управления. Но в целом процедуры обоих законодательств соответствуют высоким мировым стандартам.
4. Конкурсное управление и ликвидация.
Главное отличие процедур конкурсного управления и ликвидации состоит в очередности удовлетворения требований залоговых кредиторов. По Закону Украины требования кредиторов, обеспеченные залогом, подлежат удовлетворению в первую очередь. Российский законодатель относит удовлетворение требований залоговых кредиторов к третьей очереди.
Также существует принципиальное отличие двух Законов в порядке удовлетворения требований по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. По Закону о банкротстве Российской Федерации указанные требования утратили самостоятельную очередь и подлежат удовлетворению совместно с удовлетворением требований «других кредиторов» — третья очередь. В Украине ситуация иная, требования кредиторов по уплате налогов и сборов (обязательные платежи) подлежат удовлетворению в третью очередь, т. е. перед удовлетворением требований обычных кредиторов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Исследование законодательства, а также правоприменительной практики и статистической информации показало неэффективность проведения реабилитационных процедур банкротства, как в России, так. и в Украине.
Автор считает одной из главных проблем влияющих на эффективность реабилитационных процедур — злоупотребление Арбитражными управляющими своими правами, поскольку, в подавляющем большинстве случаев основной задачей последних является личное обогащение, а не вывод несостоятельного предприятия из кризиса.
Выход из описанной ситуации лежит в совершенствовании действующего российского законодательства о несостоятельности (банкротстве). Автор считает, что целесообразно создать службу государственных арбитражных управляющих, которые бы стояли на государственной службе, т. е. занимали нейтральную позицию по отношению к личному обогащению. Установить для этих лиц действующую систему премирования в случае успешного завершения дела (возобновления платежеспособности предприятия).
2. В работе отмечены положительные черты разделения законодательством о несостоятельности (банкротстве) России и Украины несостоятельных предприятий на несколько категорий, а именно в России это: градообразующие, сельскохозяйственные, финансовые организации, стратегические организации и предприятия, естественные монополии. К этим категориям предприятий и организаций применяется особый порядок ведения процедур несостоятельности (банкротства).
По мнению автора, необходимо более детальное разделение несостоятельных предприятий на какие-либо группы, например по виду деятельности, сфере экономики, количеству работников и т. д. Данное разделение должно использоваться как обязательный критерий назначения арбитражных управляющих.
3. Особенностью современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) Украины и России является отождествление понятий «несостоятельность» и «банкротство», что, по мнению автора, является не совсем верным. Проведенный в диссертационном исследовании анализ позволяет утверждать на необходимость совершенс твования законодательства о несостоятельности (банкротстве) России путем включения в него норм, дифференцирующих понятия несостоятельности, возникшей по экономическим, причинам от умышленных действий должника.
4. Исследование возникновения и трансформации законодательств о несостоятельности (банкротстве) двух стран определило основные направления и принципы построения модели законодательства, а также показало зависимость системы законодательства о несостоятельности (банкротства) от многих факторов, среди которых выделяются политические и макроэкономические.
Автор приходит к выводу, что построение законодательств о несостоятельности (банкротстве) двух стран на принципе «неоплатности» было обусловлено, в первую очередь, политической и экономической ситуацией, сложившимися в тот момент, а не эффективностью данной системы.
5. Особенностью современного законодательства о несостоятельности (банкротстве) Украины, является повышение роли Хозяйственного суда в его участии в процедурах банкротства, что показано автором на примерах назначения арбитражного управляющего, роли суда в назначении распорядителя имущества должника.
В свою очередь, в законодательстве о несостоятельности (банкротстве) России в настоящий момент сложились тенденции минимизирующие роль Арбитражного суда в управлении процессами несостоятельности. Автор считает сложившуюся ситуацию неблагоприятной, в первую очередь для должника, и поддерживает предложения по повышению роли Арбитражного суда в процедурах банкротства.
6. Сравнительная характеристика законодательств о несостоятельности (банкротстве) выявила отсутствие в законе Украины процедуры банкротства идентичной процедуре финансового оздоровления предусмотренной в российском законодательстве.
Отсутствие указанной процедуры существенно снижает эффективность реабилитационных процедур предусмотренных украинским законодательством.
1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации.
2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. — № 30.
3. Гражданский кодекс РФ. Части 1,2,3. М.: Издательство НОРМА, 2002.-424 с.
4. Закон РСФСР от 19.11.1992 г. № 3929−1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1993. — № 1.
5. Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 1998. — № 2.
6. Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 2002. — № 43. (в редакции от 18.07.2006 г.).
7. Указ Президента РФ от 14.06.1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных, государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 25.
8. Указ Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2264 (в ред. От 25.07.2000 г.). «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий» // Российская газета. 1993. 29 декабря.
9. Указ Президента РФ от 02.06.1994 г. № 1114 (в ред. От 21.10.2002 г.) «О продаже государственных предприятий должников». // Собрание законодательства РФ. 1994. № 6.
10. Указ Президента РФ от 14.02.1996 г. № 199 (в ред. От 25.07.2000 г.). «О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций». // Собрание законодательства РФ. 1996. № 8.
11. Постановление Правительства РФ от 17.02.1998 г. № 202 «О государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 8.
12. Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 г. № 301 «Об утверждении Положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 15.
13. Постановление Правительства РФ от 22.05. 1998 г. № 476 «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства» // Финансовая газета. 1998. № 22.
14. Постановление Правительства РФ от 25.12.1998 г. № 1544 «О лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 1.
15. Постановление Правительства РФ от 30.11.2002 г. № 855 «Об, уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства» // Собрание законодательства РФ 2002. № 49.
16. Постановление Правительства РФ от 22.05.2003 г. № 299 «Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего». // Собрание законодательства РФ. 2003. № 21.
17. Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 г. № 365 «Об утверждении положения о проведении проверки деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих регулирующим органом».
18. Постановление Правительства РФ от 12.08.2005 г. № 510 «Об официальном издании, осуществляющем опубликование сведений, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. № 11.
20. Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 08 апреля 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» //Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2003. № 6.
21. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 93 от 26.07.2005 г. «О некоторых сроках связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве».
22. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 108 от 04.05.2006 г. «О некоторых вопросах, связанных с назначением, освобождением и отстранением арбитражных управляющих в делах о банкротстве».
23. Нормативно-правовые акты Украины.
24. Закон Украши &bdquo-Про банкрутство" вщ 14.05.1992 р. № 2243-XI1 // Вщомосп Верховно! Ради Украши. 1992. — № 31.
25. Закон Украши &bdquo-Про внесения змш до Закону Украши &bdquo-Про банкрутство" вщ 30.06.1999 р. № 784-XIV // Вщомосп Верховно!' Ради Украши. 1999. — № 42−43.
26. Закон Украши &bdquo-Про внесения змш до Закону Украши &bdquo-Про вщновлення платоспроможност1 боржника або визнання його банкрутом" вщ 07.03.2002 р. № 3088−111 // Офщшний вюник Украши. 2002. — № 15. -С. 8.
27. Постанова Кабшету MimcTpiB Украши «Про затвердження Порядку проведения досудово! санацп державних шдприемств» вщ 17.03.2000 р. № 515 // Офщшний в1сник Украши. 2000. № 12.
28. Постанова Кабшету MimcTpiB Украши &bdquo-Про решпзацпо статей 31, 43 Закону Украши &bdquo-Про вщновлення платоспроможносп боржника або визнання-його банкрутом" вщ 06.05.2000 р. № 765 // Офщшний вюник Украши. 2000. -№ 19.-С. 73.
29. Наказ Мшютерства економйси Украши &bdquo-Про затвердження Положения про державну госпрозрахункову установу &bdquo-Агентство з питаю" банкутства" вщ 06 червня 2000 року № 114.
30. Роз’яснення Вищого арбитражного суду Украши &bdquo-Про деяк! питания практики застосування Закону Украши &bdquo-Про банкруттво" вщ 18.11.1997 р. № 02−5/444 // Вюник Вищого арбггражного суду Укра1ни. 1998. № 1. — С. 85 100.
31. Роз’яснення Президп Висшого господарського суду Украши &bdquo-Про порядок порушення справ про банкрутство за заявами оргашв державно! податково! служби" вщ 21.08.2001 р. № 02−5/926.
32. Оглядовий лист Вищого господарського суду У крайни &bdquo-Про деяю питания практики розгляду справ про банкрутство" вщ 25.03.2002 р. № 018/339.
33. Учебные пособия, монографии.
34. Алексеев С. С. Теория права. М.: БЕК, 1995.
35. Анохин В. Недействительность сделок в практике арбитражного судаХозяйство и право. 2001. — № 8. — С. 81 — 99.
36. Анохин В. Несостоятельность «состоятельного» должника //Хозяйство и право. 2001. — № 8. — С. 103.
37. Антикризисное управление / под ред. В. И. Кошкина. М.: Инфра-М, 1999.
38. Арбитражное управление / Под ред. В. В. Голубева. М.: Статут, 2000.
39. Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. В. В. Яркова. М.: ВолтсрсКлувер, 2003.
40. Афанасьев Р. Г. Банкрутство: напрямки удосконалення лн<�вщацшно1 процедуры // Вюник ВАСУ. 2000. — № 1. С. 165−169.
41. Афанасьев Р. Г. Проблеми правового регулювання банкрутства за законодавством Украши: Автореф. дне. канд. юрид. наук/ НАН Украпш, 1нститут економпсо-правових дослщжень. Донецк, 2001.
42. Балашева Л. И. Рассмотрение заявлений и жалоб на действия арбитражных управляющих // Арбитражная практика. 2002. № 3.
43. Баранцев П. Лшвщащя шдприемства: правове регулювання, оподаткування // Право Украши. 2000. — № 12. — С. 77−80.
44. Баренбойм П., Копман А. Статус арбитражного управляющего // Российская юстиция. 1999. № 12.
45. Баренбойм П. Правовые основы банкротства. М.% Белые альвы, 1995.
46. Белых B.C., Дубинчин А. А., Скуратовский М. Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. проф. B.C. Якушева. М.: НОРМА, 2001. — 320 с.
47. Бертгольд Г. В. Законы о несостоятельности торговой и неторговой. М., 1906.