Парадигма стратегического управления в аграрном секторе экономики в условиях реформирования: теория, методология, практика
Аграрное предприятие необходимо рассматривать как бизнессистему, состоящую из бизнес — микроподсистемы и бизнесмакроподсистемы, причем механизм стратегического управления включает два контура управления. В рамках бизнес — микроподсистемы (уровень самого аграрного предприятия) осуществляется первый контур управления, реализующий традиционные процедуры стратегического управления. В рамках бизнес… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико — методологические основы стратегического управления в аграрном секторе экономики
- 1. 1. Социально-экономическая сущность и принципы формирования системы стратегического управления
- 1. 2. Влияние аграрной реформы на процессы управления в отрасли
- 1. 3. Проблемы формирования механизма стратегического управления в отрасли
- Глава 2. Формирование парадигмы стратегического управления в условиях социально-экономической нестабильности
- 2. 1. Концепция стратегического управления в аграрном секторе
- 2. 2. Классификация и ранжирование факторов рыночной среды, влияющих на формирование системы стратегического управления
- 2. 2. 1. Факторы системности и самоорганизации
- 2. 2. 2. Факторы риска и неопределенности
- 2. 3. Прогноз в стратегическом управлении
- 2. 3. 1. Прогноз в выработке стратегии
- 2. 3. 2. Анализ точности прогнозных оценок и эффективности процедур прогнозирования
- 3. 1. Роль и значение экономической информации в процессе стратегического управления
- 3. 2. Современный российский рынок деловой информации
- 3. 3. Формирование рынка деловой информации в аграрной сфере, как важнейшее условие обеспечения стратегического управления в отрасли
- 4. 1. Концептуальные подходы к построению системы интеллектуального обеспечения стратегического управления
- 4. 1. 1. Система информационного обеспечения: динамика и особенности
- 4. 1. 2. Система алгоритмического обеспечения процесса стратегического управления
- 4. 2. Разработка модели диагностики рыночного поведения аграрного предприятия
- 5. 1. Стратегическое управление как эффективный технологический процесс
- 5. 2. Ключевые направления стратегического управления в аграрном секторе
- 5. 2. 1 Усиление роли государства в регулировании рынка
- 5. 2. 2. Управление земельными ресурсами
- 5. 2. 3. Управление устойчивостью аграрного предприятия
- 5. 3. Очередность внедрения системы интеллектуального обеспечения процесса управления и оценка результатов
Парадигма стратегического управления в аграрном секторе экономики в условиях реформирования: теория, методология, практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Тяжелое положение, в котором в последнее время оказался аграрный сектор страны, обусловлено рядом причин. Сложившаяся ситуация вызвана как ошибочной государственной политикой в отношении аграрного сектора в годы, предшествующие реформированию, так и непродуманными действиями по переводу его к рыночным принципам хозяйствования в начале девяностых годов прошлого века. Одним из кардинальных просчетов процессов реформирования стала идеализация рынка в качестве регулятора складывающихся новых производственных отношений. Роль государства в регулировании отрасли при таком подходе свелась к минимуму. Такая трактовка перехода к рыночным условиям функционирования привела к дальнейшей деградации отрасли и криминализации ряда ее бизнес — процессов. В то же время, свойственная отрасли инерционность проявилась в сохранении на различных уровнях государственного управления старых структур, не отвечающих рыночным условиям работы. Существование таких структур, управляющие функции которых не могут быть реализованы в рыночных условиях, привело к дальнейшей дезорганизации в отрасли.
Опыт последних десяти — пятнадцати лет показал, что эффективное функционирование и развитие аграрного сектора экономики страны в новых условиях невозможно без организации эффективного процесса стратегического управления в аграрной отрасли. Причем сложившаяся ситуация требует разработки общей парадигмы стратегического управления, в рамках которой обеспечивалась бы возможность перехода отрасли на траекторию устойчивого развития. При реализации такого общего подхода должны быть учтены как факторы рыночной среды, так и необходимые регулирующие воздействия органов государственного управления в целях решения общехозяйственных задач. При этом необходимо отметить, что значительное ускорение проходящих изменений в окружающей и внутренней среде аграрного предприятия, трансформация роли человеческого фактора, возрастание конкурентной борьбы привели, с одной стороны, к росту значения стратегического управления, а с другой стороны, к значительному усложнению проблем стратегического управления. Успешное решение указанных проблем возможно только путем дальнейшего развития теоретических основ и принципов стратегического планирования и управления в аграрном секторе экономики и разработки методов их практической реализации.
В настоящий период логическим продолжением развития теории стратегического управления является включение ее в контекст современных маркетинговых подходов, которые в наибольшей степени отвечают реалиям перехода к рыночным принципам хозяйствования. До настоящего времени использование маркетинговой теории в аграрном секторе было явно недостаточным, в лучшем случае ограничиваясь оперативными процедурами, обеспечивающими процесс сбыта уже произведенной сельскохозяйственной продукции. В процессе разработки стратегии в аграрном секторе маркетинговая теория обычно не использовалась.
Практическая реализация усложняющихся процедур стратегического управления в отрасли становится возможной только с применением на всех этапах разработки и реализации стратегии комплекса современных информационных технологий. Формирование рыночных механизмов в АПК, создание необходимых условий функционирования основных субъектов аграрного рынка — товаропроизводителей и потребителей, требуют формирования соответствующей среды информационных технологий для обеспечения процесса разработки стратегии, а в более широком плане — интегрированного информационного пространства АПК. При этом обеспечивается соответствие сложности системы управления в аграрном секторе многомерности окружающей среды.
Таким образом, важной и актуальной проблемой на данном этапе перехода аграрного сектора страны к рыночным условиям хозяйствования является разработка технологии стратегического управления, отвечающей как сложившейся ситуации, так и ориентированной на обеспечение устойчивого развития отрасли в интересах всего общества.
Состояние и изученность проблемы. В мировой экономике накоплен значительный опыт стратегического управления в аграрном секторе. Имеются фундаментальные теоретические исследования в данной области, отраженные в значительном числе публикаций. В отечественной экономической науке организация стратегического управления в отрасли с учетом особенностей современного состояния российского агропродовольственного рынка разработаны в значительно меньшей степени. Еще менее изученной остается проблема интеллектуального обеспечения процесса стратегического управления в аграрном секторе на основе использования современных средств вычислительной техники и информационных технологий.
Пути и принципы формирования агропродовольственного рынка страны рассмотрены в работах отечественных ученых Г. А. Баклаженко, Г. В. Беспахотного, A.C. Барышникова, A.A. Богданова, В. Р. Боева, В. А. Боровика, Г. И. Будылкина, И. Н. Буробкина, H.A. Витке, О. С. Виханского, А. К. Гастева, А. П Градовой, Ю. В. Гусева, Р. М. Качалова, Г. Б. Клейнера, Н. Д. Кондратьева, В. В. Милосердова, H.A. Моисеенко, П. П. Пастернака, И. Ф. Пискуненко, А. Е. Романова, С. Г. Струмилина, В. Л. Тамбовцева, А. Д. Урсула, И.Г., Ушачева, A.B. Чаянова, И. Ф. Хицкова и ряда других исследователей.
Различные аспекты теории, методологии и практики развития рыночной экономики разрабатывались многими зарубежными авторами, в том числе такими, как Акофф Р., Ансофф И., Дойль П, Дракер П., Карлоф Б., Кейнс Дж., Котлер Ф., Мескон М., Минцберг Г., Портер М., Саймон Г., Самуэльсон П., Тейлор Ф., Томпсон А., Чандлер А., и др.
Несмотря на значительное количество научно-практических исследований в данной области, ряд принципиальных аспектов проблемы остается вне исследовательского поля. Требует решения целый комплекс важных теоретических и практических вопросов, связанных с обеспечением процесса эффективного стратегического управления в аграрной отрасли в период реформирования на основе использования современных принципов управления бизнес — процессами и комплекса существующих информационных технологий.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационной работы является развитие теоретических и методологических основ управления в аграрном секторе, разработка парадигмы, концепции, практических форм и методов обеспечения эффективного стратегического управления в системе АПК на базе использования современных информационных технологий.
В соответствии с поставленной целью основные задачи исследования заключались в следующем:
• исследовать сущность, структуру, уточнить содержание понятий и определить тенденции в развитии методологии стратегического управления;
• провести анализ последствий институциональных преобразований, проводимых в аграрном секторе страны и их влияние на процесс стратегического управления в отрасли;
• выявить и систематизировать факторы аграрной рыночной среды, влияющие на организацию процессов управления в отрасли;
• разработать механизмы использования современных информационных технологий в целях стратегического управления в аграрном секторе;
• сформировать парадигму и разработать современную концепцию стратегического управления, отвечающую реалиям ситуации, сложившейся в аграрном секторе;
• исследовать сущность экономической информации как ресурса эффективного стратегического управления;
• разработать технологию и пути практического осуществления эффективного стратегического управления в аграрной отрасли в условиях реформирования.
Объект исследования. Объектом исследования является система стратегического управления в аграрном секторе на различных уровнях в условиях переходной экономики, а также принципы и процессы формирования информационно — технологической среды интеллектуального обеспечения такого управления.
Предмет исследования. Предметом исследования являются методологические и методические проблемы разработки и реализации технологии эффективного стратегического управления, а также методологические принципы и методический инструментарий системного построения единого информационного пространства АПК на основе интеграции информационных ресурсов и технологий агробизнеса.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологической и теоретической основой исследования послужили фундаментальные положения, представленные в трудах классиков и современных отечественных и зарубежных учёных-экономистов, программные, директивные и нормативные документы органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития и реформирования аграрной экономики.
В основу исследования положен системный и ситуационный подходы, научные обобщения производственного опыта. Исследования проведены с использованием диалектического подхода к процессам и явлениям. Для решения отдельных задач использовались такие методы, как абстрактно-логический, монографический, программно-целевой, расчётно-конструктивный, экономико-статистический, экспертных оценок.
Информационное обеспечение исследования составили отчётные и статистические материалы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Госкомстата Российской Федерации, годовые отчёты сельскохозяйственных предприятий, экспериментальные данные научных учреждений Россельхозакадемии, Федеральные Законы и Указы Президента Российской Федерации, а также материалы исследования автора.
Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теоретических, методологических основ и практических подходов к формированию технологии эффективного стратегического управления в системе АПК в условиях ее реформирования.
Основные научные результаты, полученные автором в ходе исследования и составляющие его научную новизну, состоят в следующем:
• выявлены тенденции и направления развития концептуальных основ теории стратегического управления;
• уточнено содержание понятий «стратегическое управление», «самоорганизация» и «цикличность» применительно к рыночным субъектам, расширен состав элементов рыночного субъекта как системы, что развивает понятийный аппарат, позволяет более полно и достоверно описывать и эффективно управлять экономическими процессами в аграрном секторе;
• определены основные последствия институциональных преобразований, выявлены и систематизированы факторы рыночной среды, оказывающие существенное влияние на выработку стратегии;
• сформулирована парадигма и разработана концепция стратегического управления в аграрном секторе, обеспечивающие повышение эффективности управления за счет существенного расширения круга учитываемых факторов;
• разработаны методы стратегического управления в аграрном секторе, учитывающие его свойства синергизма и самоорганизации, которые уравновешивают неустойчивость протекающих в открытых системах экономических процессов и противодействует воздействию рисков различного вида;
• определены основные направления государственных регулирующих воздействий, обеспечивающих организацию общественно рационального функционирования аграрного сектора экономики;
• разработаны основы построения интегрированной информационной среды АПК, как комплекса информационной и алгоритмической подсистем, что обеспечивает адекватность системы управления в аграрном секторе многомерности рыночной среды;
• установлена связь между экономическими циклами и маркетинговым жизненным циклом товара;
• разработана модель диагностики рыночного поведения аграрного предприятия с использованием методов теории распознавания образов;
• установлены и обоснованы ключевые направления стратегического управления в аграрном секторе на различных уровнях управления;
• разработана технология эффективного стратегического управления в аграрном секторе в условиях реформирования.
Практическая значимость исследований состоит в дальнейшем развитии теории и практики стратегического управления в аграрном секторе экономики, что обеспечивает возможность существенного увеличения эффективности стратегического управления в отрасли. Диссертационная работа выполнена в рамках комплексной темы НИР экономического факультета СПбГАУ 2006 — 2010гг. «Разработка методологии, методов и информационных технологий учета, анализа, прогнозирования и управления экономическими процессами в аграрном секторе экономики субъектов РФ», пункт 1.3 «Теоретико — методологические проблемы формирования, регулирования, ресурсного и информационного обеспечения агромаркетинговых систем в регионах РФ».
Полученные результаты могут быть использованы при разработке интегрированной информационной среды АПК, а также при реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 745 Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002;2007 годы)» .
Основные положения исследования использованы в учебном процессе при изложении ряда тем курсов «Менеджмент», «Основы маркетинга», «Маркетинговые исследования», «Маркетинговые коммуникации» .
Апробация работы. Разработанные автором концептуальные подходы были использованы при разработке планов экономического и социального развития АПК Северо — Западного региона России до 2010 года и при выполнении в 2004 году по контракту с Правительством Санкт — Петербурга работы «Оценка эффективности использования сельскохозяйственных земель, расположенных на территории Санкт — Петербурга».
Предложенные автором подходы были использованы также при реализации международных программ ТАСИС и ТЕМПУС, в том числе при создании системы дистанционного аграрного образования с использованием компьютерных сетей, а также при разработке учебников и учебных пособий для подготовки слушателей в системе дистанционного образования.
Материалы диссертационной работы докладывались на научных конференциях профессорско — преподавательского состава и аспирантов СПбГАУ 1998;2007гг.
Всего по теме диссертации опубликована 41 печатная работа в виде двух монографий, книг, научных статей, журнальных публикаций общим объемом 98 печатных листов, из которых 39 п.л. принадлежат лично автору.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, приложения. Работа изложена на 276 страницах машинописного текста, содержит 27 таблицу, 14 рисунков.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Обобщенные основные выводы, предложения и рекомендации сводятся к следующему.
1. Используемая в настоящее время система стратегического управления в отрасли продемонстрировала свою неэффективность и должна быть усовершенствована путем дальнейшего развития ее теоретических, методологических основ и разработки адекватных механизмов реализации в рамках общей парадигмы управления в аграрном секторе в условиях реформирования.
2 Парадигма эффективного стратегического управления в отрасли в условиях реформирования в качестве основных ориентиров управления должна включать гарантированное снабжение населения продовольствиемсохранение жизненного уклада и зон рекреации, экологизациюобеспечение продовольственной безопасности страны. Планируемые управляющие воздействия должны быть эволюционными и соответствовать внутренней динамике протекающих процессов в обществе, связанных со свойством самоорганизации и общественной шкалой ценностей.
3 Развитие теоретических основ стратегического управления целесообразно осуществлять путем структуризации процедур управления в контексте маркетинговой теории, а в качестве инструментария реализации процедур управления использовать комплекс современных информационных технологий.
4 Проявляющиеся в аграрном секторе факторы повышенной неопределенности и рисков различного вида могут быть уравновешены рациональным использованием синергетических свойств рыночной среды. Определенные виды рисков могут быть уменьшены путем эффективного управления корпоративной культурой и организационной культурой при учете проявляющейся цикличности экономических процессов в отрасли.
5 Государственное регулирование должно дополнять рыночные механизмы, образуя с ними согласованный комплекс, направленный на достижение основных общехозяйственных целей. Для этого необходим системный подход к организации институциональной среды государства, системное целеполагание и применение комплекса рычагов регулирования.
6. Для повышения роли государства в регулировании экономических процессов в отрасли необходимо исключить функции его непосредственного управления, не подкрепленные соответствующим механизмом реализации в рыночных условиях, обеспечить адекватное бюджетное финансирование отрасли, регулирующие воздействия сосредоточить преимущественно на сельскохозяйственном товаропроизводителе — на второй сфере АПК.
7. При разработке технологии эффективного стратегического управления в аграрной сфере рационально выделить следующие уровни управления, отличающиеся своей спецификой:
• хозяйственный уровень — уровень отдельного сельскохозяйственного предприятия (включая фермерские и крестьянские хозяйства), предприятий перерабатывающих отраслей и производящих средства производства АПК;
• административный уровень — уровень территориально — отраслевой.
8. При разработке стратегии необходимо использовать маркетинговую информацию, причем ее следует понимать как более широкую категорию, чем экономическая информация.
9. Аграрное предприятие необходимо рассматривать как бизнессистему, состоящую из бизнес — микроподсистемы и бизнесмакроподсистемы, причем механизм стратегического управления включает два контура управления. В рамках бизнес — микроподсистемы (уровень самого аграрного предприятия) осуществляется первый контур управления, реализующий традиционные процедуры стратегического управления. В рамках бизнес — макроподсистемы, включающей и элементы внешней среды предприятия, реализуется второй контур управления. Во втором контуре стратегического управления осуществляется управление маркетинговыми процедурами как элементом общего процесса стратегического управления.
10. Система интеллектуального обеспечения стратегического управления в аграрной отрасли должна включать собственно информационную среду и систему алгоритмического обеспечения принятия стратегических решений в АПК, которые должны быть интегрированы в динамическую экспертную систему.
11. Эффективная технология стратегического управления в аграрном секторе в условиях реформирования в целом может быть реализована в рамках общей парадигмы управления в отрасли, с включением процедур управления в контекст маркетинговой теории на базе использования комплекса современных информационных технологий и экономикоматематических методов.
По мнению автора, результаты данного исследования в определенной степени могут содействовать решению проблем формирования и развития рыночных отношений в аграрной отрасли страны, стабилизации сельскохозяйственного производства и выходу его из кризиса.
Список литературы
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.- 336 с.
- Абламунец С.Г. Оптимизация цен в маркетинговых исследованиях фирмы. Маркетинг 1999, № 4. С 40 — 43
- Аболонин Е.С. Выводы для предпринимателя из теории о жизненном цикле товара. Маркетинг 1998, № 3 .
- Абчук В.А. Азбука менеджмента / В. А. Абчук. СПб.: Союз, 1998.- 272с.
- Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., 1991.- 106 с.
- Агропромышленный комплекс России в 2001—2005 годах и первом полугодии 2006 года (экономический обзор) // АПК: экономика, управление, — 2006. № 10. С. 37−41.
- Акофф.Р. Планирование будущего корпорации. М.: Сирин, 2002. — 256с.
- Алексеев В.В., Агаев Б. В., Сагдаев М. А. Агропромышленный менеджмент. М. 2003.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СП-б: Питер Ком, 1999.414с.
- Ансофф И. Стратегическое управление. СП-б.: Питер, 1999. — 414с
- Антология мировой философии. Tl. М. :Мысль, 1969. 576с.
- Арланцев A.B., Попов Е.В Синергизм коммуникационного инструментария. Маркетинг в России и за рубежом, 2001, № 1. С. 3 — 23.
- З.Арнольд В. И. Теория катастроф. М.: УРСС, 2004. 127с.
- Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X. Маркетинг. Учебник для вузов. -СП-б.: Питер, 2006. 733с.
- Багриновский, К. А., Хрусталев Е. Ю. Новые информационные технологии.М.: ЭКО. 1999.
- Баззел Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге: /Пер. с англ. М.: Финстатинформ, 1993. 93 с.
- Баклаженко Г. А., Смирнова Л. А. Совершенствование управления агропромышленным комплексом // Проблемы теории и практики управления, — 2005. № 6. С. 17−21.
- Башкирова Е.И., Данилюк Е. А. Тестирование продукта в маркетинговых исследованиях. // Маркетинг в России и за рубежом, 1999, № 4. С. 20 27.
- Беллман Р. Динамическое программирование./ Пер. с англ. под ред. H.H. Воробьева. М.: Изд. Иностр. Лит. 1960. — 400с.
- Березин И. С. Маркетинг и исследования рынков. М.: Рус. деловая лит., 1999.-416с.
- Беспахотный Г. В. Организационно-экономические модели бюджетной поддержки сельского хозяйства /Г.В. Беспахотный //Экономика с.-х. и перераб. предприятий. -2005. -№ 1. С. 9 -11.
- Бляхман JI. С. Экономика фирмы: Учебное пособие для вузов.-СПб.:Издательство Михайлова В. А., 1999. 278с.
- Богатко А. Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта.-М.:Финансы и статистика, 2001. -208с.
- Боев В. Р., Румянцева Е. Е Продовольственная безопасность СНГ: выбор альтернативы XXI века. Армита-Маркетинг 1998. 444с.
- Боулдинг К. Общая теория систем скелет науки. В сб. Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969.
- Боумен К. Основы стратегического менеджмента. М., 1997.
- Бурдо А.И., Торговец А. К. Экономико математические методы моделирования производственных систем. — Алматы: РИК, 1994.- 613с.
- Буробкин И.Н., Попова Е. А. Развитие интеграционных процессов в АПК. //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2003.-№ 12. С. 12−15.
- Вавилова Е. В. Экономическая география и регионалистика: Учеб.пособие.-М.:Гардарики, 1999.-156 с.
- Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве// МЭ и МО. -1992.- № 11.
- Вебер. М. Избранные произведения. М.: Прогресс. 808с.
- Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: Наука- Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. 344 с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник М. 1998. 296 с.
- Волкова В.Н., Денисов A.A. Основы теории систем и системного анализа. СПб. Изд.: Изд. СПбГТУ, 2001. 512с.
- Волькенштейн М.В. Энтропия и информация. М.: Наука, 1986. 192с.
- Газетдинов М.Х. Стратегия управления агропромышленным объединением в условиях рыночной экономики.// Современные аспекты экономики. 2003. № 18.
- Гатаулин A.M. и др. Рыночный анализ аграрного сектора экономики. М.:МСХА, 1999.- 197с.
- Гвишиани Д.М. Экономическая стратегия фирмы. 4-е изд., перераб. Эдиториал. 2003. 332с.
- Гвозденко А. А. Основы страхования: Учебник для вузов по курсу «Основы страхования«.- М.: Финансы и статистика, 1998.- 302с.
- Геймеер Ю.Б. Игровые концепции в исследовании систем // Изв. АН СССР.Сер. техническая кибернетика. 1970. — № 2.
- Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. (В 2 кн.). М.: МИР, 1981. — 733 с.
- Гольдштейн Г. Я.,. Катаев A.B. Маркетинг. М.: Мир, 1998. — 357с.
- Голуб ков E.H. Секреты успеха в бизнесе и роль паблик рилейшнз. //Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 2.
- Гоппа В. Д. Введение в алгебраическую теорию информации.- М.: 1995.-109с.
- Гранатуров В.М. Проблемы оценки и учета экономического риска при принятии рыночных решений. // Маркетинг в России и за рубежом. -1999.-№ 6.
- Гринберг С.Я. Обзор средств построения экспертных систем. / Ротапринт -ВЦ СО РАН, 1993
- Гудушаури Г. В. Литвак Б. Г. Управление современным предприятием: Маркетинг. Менеджмент. Право. Интегрированные системы управления: Учебник, — М.: Тандем- ЭКМОС, 1998.- 336 с.
- Гумеров Ш. А. Развитие и организация // Системные концепции развития. М., 1985. Вып. 4. С. 71−75.
- Гусев Ю.В. Стратегическое управление. Учебное пособие. Новосибирск. 1995.- 119с.
- Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ. М., 1979.-206с.
- Данько Т.П., Ходимчук М. А. Система искусственного интеллекта в разработке корпоративных маркетинговых стратегий. Маркетинг в России и за рубежом, 2000, № 5. С. 26 — 37.
- Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации: Пер. с англ. М., 1993. 272с.
- Диксон П. Управление маркетингом. М.: БИНОМ, 1998. 560с.
- Дистанционное зондирование в метеорологии, океанологии и гидрологии.М., 1984. 535 с.
- Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. Спб.: Питер, 1999. — 560с.
- Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. СПб.: Питер, 2003.- 542с.
- Друкер П. Управление, нацеленное на результаты. Пер. с англ. М.: Технологическая школа бизнеса. -1994. -280 с.
- Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. -М.: Дело, 1996.-272с.
- Елепов Б. С, Чистяков В. М. Управление процессами использования информационных ресурсов. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1989.235 с.
- Ерофеев A.A., Поляков А.О, Интеллектуальные системы управления. Изв. СПбГТУ, 1999 г. 264 с.
- Забелина О. В. Страхование рисков деятельности предприятия: Учеб. пособие/Тверской гос. ун-т.-Тверь, 1998.- 92 с.
- Иванов Е. Ю. Особенности информации как товара. / В сб. тезисов докладов научно-технической конференции (часть 5). — Новосибирск: НГАС, 1997.
- Иванов Е. Ю. Функция полезности информации и ее влияние на цену информационных продуктов. // Известия АГУ.- 2000.- № 2.
- Ильин Н.П., Москалев М. В., Зейналов И. М. Стратегия управления земельными ресурсами // Аграрная наука. -2003.- № 5. С. 11 12.
- Иноземцев B. J1. За пределами экономического общества: Постиндустриальные теории и пост экономические тенденции в современном мире.- М.: Academia-HayKa, 1998.- 640 с.
- Карлоф Б. Деловая стратегия: концепции, содержание, символы. М., 1991.256 с.
- Карминский A.M., Нестеров П. В. Информатизация бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1997. — 600с.
- Касти Дж. Большие системы: связность, сложность, катастрофы: Пер. с англ. М., 1982.-216с.
- Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег: Пер. с англ. М., 1978. 399 с.
- Клейнер Г. Б. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Мир, 1997. 288 с.
- Клейнер Г. Б. Институциональная структура предприятия и стратегическое планирование. М.: ГУУ, 2004.
- Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М.: Сов. Радио, 1974.-280с.
- Ковалев А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. — 256с.
- Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 1998.- 144 с.
- Комментарий официальных органов к Положению о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг): Арбитраж, практика/ Брызгалин А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н., Ярошенко А.В.-М.: Аналитика-Пресс, 1999.-261с.
- Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики. М., 1991. 187с.
- Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994. — 206 с.
- Корицкий Э.Б., Лавриков Ю. А., Омаров М. А. Советская управленческая мысль 20-х годов. М.: Экономика, 1990. — 240с.
- Корсунцев И.Г. онтология развития. М., 2001. 139 с.
- Корюкин В.И. Вероятность и информация. / Вопросы философии, 1965, № 8.
- Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. Санкт-Петербург.: 1999. — 896с.
- Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. /Второе Европейское издание. Киев, Москва, Санкт-Петербург.: Вильяме, 1999.- 1056с.
- Коуз Р.Г. Природа фирмы //Теория фирмы: Сб. ст.: Пер. с англ. М., 1995. -360с.
- Куин Р, Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры ."Питер"-2001.-320с.
- Кун Т. Структура научных революций. М:. Прогресс, 1977. 258с.
- Лазоник У. Государственное и корпоративное управление: институциональные основы рыночной экономики/Юбзор экономического положения Европы. ЕЭК ООН. Н.-Йорк и Женева, 2001.
- Ламбен Ж. Стратегический маркетинг. Спб.: «Питер». 2004. — 800с.
- Лачинов В.М., Поляков А. О. Информодинамика или Путь к Миру открытых систем. СПб, Изд.: СПбГТУ, 1999. 431 с.
- Леонтьев В. Экономические эссе: Пер. с англ. М., 1990. 416с.
- Линтон И. Маркетинг по базам данных/ Пер. с англ. А. Г. Скоморохова.-Минск: Амалфея, 1998.- 262 с.
- Липски С.А. Современное государственное управление сельскохозяйственным землепользованием. // АПК: экономика, управление. 2003. № 6. С13- 21
- Личный фактор производства в рыночной экономике /Под ред. А. П. Бычкова. Томск, 1993. 152 с.
- Ю2.Льюис Г.. Менеджер-наставник: Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний/ Пер. с англ. А. В. Ирхина.- Минск: Амалфея, 1998.-283 с.
- ЮЗ.Мазманова Б. Г. Основы теории и практики прогнозирования: Учеб. пособие.- Екатеринбург: ИПК УГТУ, 1998. 128 с. 104 .Майоров С. И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. М.: «Финансы и статистика». 1993. 128с.
- Ю5.Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие,-Новосибирск: ИНФРА-М- НГАЭиУ, 1998.-312 с.
- Юб.Межерис Р. Лазерное дистанционное зондирование: Пер. с англ. 1987. -550с.
- Ю7.Мельчук И. А. Опыт теории лингвистических моделей «Смысл Текст». Семантика, синтаксис. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. -316с.
- Ю8.Месарович М. Д. Общая теория систем и ее математические основы. В кн. Исследования по общей теории систем. — М.: Прогресс, 1969. — 311 с.
- Ю9.Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 800с.
- ПО.Мильнер Б. З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход в организации управления. М.: Экономика, 1983. 224 с.
- Ш. Минцберг Г., Альстренд Б., Лемпел Дж. Школы стратегий. СПБ.: Питер, 2000. -330с.
- Минцберг Г., Куинн Д. Б., Гошал С. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения Питер, Равновесие. 2005. 688с.
- З.Михайлова Е. А Ценовые стратегии: современные мировые тенденции. -Маркетинг в России и за рубежом, 1999, № 5. С. 92 99.
- Моисеев H.H. Алгоритмы развития. М., 1987. 304с.
- Морозов A.A., Обухов Ю. В. Семантический анализ функциональных диаграмм информационных систем средствами объектно ориентированного логического программирования. / Программирование. 1994, N6.
- Пб.Москалев М. В., Лукичев П. М. Маркетинг. Учебное пособие для дистанционного обучения. Проект ТАСИС САРТ. 2000. 119с.
- Научное сопровождение информатизации страны и регионов. В сб.: Теоретические основы и прикладные задачи интеллектуальных информационных технологий. Изд. СПИИРАН, СПб., «Анатолия» 1998.- С. 93−110.
- Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. /Пер. с англ. под ред. и с доб. H.H. Воробьева.-1999. 707с.
- Немчинов B.C. Избранные произведения. Том З. Экономика и математические методы. М. :"Наука», 1967. — 490с.
- Николаева Т.И. Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли. // Маркетинг в России и за рубежом. --2000.- № 4. С. 97- 105.
- Перспективы информатизации общества. М.: Российская академия наук. Серия: Информация, наука, общество. 2000. 184 с.
- Петраков Н.Я., Ротарь В. И. Фактор неопределенности и управление экономическими системами. М., 1985. 192с.
- Петросян Л. А. и др. Теория игр: Учебное пособие / М.: Высшая школа- Университет, 1998.-301 с.
- Пименов Ю.С. Использование Интернет в системе маркетинга. -Маркетинг в России и за рубежом, 1999, № 1. С. 36 48.
- Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика / Сокр. Пер. с англ.: Научн. ред.: Борисович В. Т., Полтерович В. М., Данилов Данильян В. И. и др. -М.: «Экономика», Дело, 2000. — 807с.
- Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений. М.: Экономика, 1984. 167 с.
- Плэтт В. Стратегическая разведка. Основные принципы: Учеб. пособие.: Пер. с англ.- М.: ФОРУМ- ИНФРА-М, 1997.- 376 с.
- Попов Е.В. Теория маркетингового исследования, — Екатеринбург: УГТУ, 1998.- 200 с.
- Попов Е.В. Потенциал маркетинга предприятия. Маркетинг в России и за рубежом, 1999, № 5. С. 31 — 42.
- Поппель Г., Голдстейн Б. Информационная технология миллионные прибыли. — М.: «Экономика», 1990. — 238 с.
- Поппер К. Открытое общество и его враги: Пер. с англ.: В 2 т. М., 1992.446 с.
- Портер М Конкуренция: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.- 495 с.
- Постон Т., Стюарт Й. Теория катастроф и ее приложения. М. Наука. 1997.-607с.
- Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Г. Б. Клейнер, В. Л. Тамбовцев, P.M. Качалов. М.: Экономика, 1997.-288с.
- Прангишвилли И. А. Системный подход и общесистемные закономерности. М., СИМТЕГ, 2000. 521 с.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.— 471 с.
- Приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 27 ноября 2002 года № П/364 «О выполнении распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.11.2002 № 1590-р».
- Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов экон. спец.- Под ред.Т. Г. Морозовой, A.B. Пикулькина.-М.: ЮНИТИ, 1999,-316с.151 .Психология и этика делового общения. М.: ЮНИТИ, 2000. 415с.
- Развитие и применение открытых систем: Тез. докл. IV межд. конф. Нижний Новгород: 1997.
- Разу М.Л., Якутии Ю. В. Организация менеджмента. М.: АКДИ. Экономика и жизнь, 1994.
- Режабек Е.Я. Становление понятия организации. Ростов н/Д, 1991 130с.
- Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. М.: Институт востоковедения РАН, 1999. — 325 с.
- Родионов И.И. Интернет для российских предпринимателей, Москва 1997.
- Русинов Ф.М. и др. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. М.: ИНФРА — М, 1996. — 352с.
- Рыночная экономика. Учебник в 3-х томах. Том 2, Ч. 1,2,. М.: Соминтек, 1992.
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие, — 2-е изд., перераб. и доп.- Минск- М.: Экоперспектива, 1998.- 512 с.
- Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении //Теория фирмы: Сб. ст.: Пер. с англ. М., 1995.
- Саймон Г. А., Смитбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях. Пер. с англ. М.: Экономика, 1996. — 335с.
- Самочкин В.Н., Калюкин A.A., Захаров P.A. Использование концепции жизненного цикла изделий при оценке эффективности новой техники и прогрессивных технологий. Маркетинг в России и за рубежом, 2000, № 4. С. 84−90.
- Самуэльсон Пол А. Экономика: В 2 т.: Пер.. Т. 1.- М.: Вильяме, 2003. 688с.
- Синк Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение, оценка, контроль и повышение. Пер. с англ. Общ. ред. Данилова -Данильяна В.И. М.: Прогресс, 1989. — 522 с.
- Смолкин А. М. Менеджмент: основы организации: М.:ИНФРА-М, 2002. -248с.
- Современный менеджмент: принципы и правила. Под ред. Данилова Данильяна В. И. Нижний Новгород, НКУП, 1992. — 226 с.
- Сорос Д. Кризис мирового капитализма: Открытое общество в опасности/ Пер. с англ. С. К. Умрихиной, М. 3. Штернгарца.-М.:ИНФРА-М, 1999. -262с.
- Стэн Рэпп, Коллинз Т. Новый максимаркетинг. Челябинск: Урал LTD, 1997. -311с.
- Страссман П. Информация в век электроники. М.:Экономика, 1995.-240с.
- Стратегия и тактика управления рисками в аграрном производстве / А. П. Курносов. A.B. Агибалов, A.B. Улезько и др. Под ред. проф. Курносова А. П. Воронеж, ВГАУ, 2000.
- Тамбовцев B.JI. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. М.- Издательство МГУ, 1999. 127 с.
- Тейлор Ф.У. Менеджмент. Пер. с англ. М., 1992. -140 с.
- Тикунов В. С., Цапук Д. А. Устойчивое развитие территории: картографо- геоинформационное обеспечение/ Моск. гос. ун-т.-М- Смоленск: СГУ, 1999.- 175 с.
- Ткаченко В.А. Повысить управляемость АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2000. -№ 5.
- Томилова М.В. Модель имиджа организации. Маркетинг в России и за рубежом, 1998, № 1. с. 51 — 59.
- Томпсон А. А., Стрикленд. А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа.- М.: Вильяме, 1998. 928 с.
- Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. М., 1989. -449с.
- Управление финансовой устойчивостью Под. ред. О. Н. Дунаева.-Екатеринбург: ИПК УГТУ, 1998. 112 с.
- Урсул А.Д. О природе информации. Вопросы философии, 1965, № 3.
- Ушачев И.Г. Продовольственная безопасность страны: проблемы и решения // АПК: экономика, управление, — 2006. № 10. С. 5 9.
- Ш. Ушачев И. Г. Нужны новые подходы к аграрной политике // АПК: экономика, управление, — 2006. № 7. С. 5 9.
- Фабричнов С. А. Информационный труд: Теория методология, вопросы развития/ Науч. ред. И. Т. Корогодин. Воронеж, 1999.- 181 с.
- Файоль А. Общее и промышленное управление. Пер. с фр. Научн. ред. и предисл. Кочерина Е. А. М., ДиС, 2001. — 145 с.
- Фаткин JI.B., Карась Л. Ю. Руководитель в системе менеджмента. М.: РЭА, 1999.- 70с.
- Фатхутдинов P.A. Стратегический менеджмент. М.: ЗАО «Бизнес -школа «Интел-Синтез», 1998. — 448с
- Федоров Н.В. Российская экономика стратегическое планирование социально-экономического развития. М. 2003. — 326 с.
- Филюков А.И. Генезис вероятностных идей в эволюционном учении. Минск, 1980.- 160с.
- Фольмут X. Инструменты контроллинга от, А до Я: Пер снем./ Под ред. и с предисл. М. Л. Лукашевича, Е. Н. Тихоненковой .- М.: Финансы и статистика, 2001.- 285 с.
- Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. Ереван: Айастан, 1990.- 224с.
- Хаберлер Г. Процветание и депрессия: теоретический анализ циклических колебаний. М.: Социум, 2005.- 475с.191 .Хакен Г. Синергетика: Пер. с англ. М., 1980. 404 с.
- Харкевич А. А. Очерки общей теории связи.- М.: Гостехиздат, 1955. -256 с.
- Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. М., 1992.- 544с.
- Цветков В.Я. Геоинформационные системы и технологии. М.: Финансы и статистика, 1998. -287 с.
- Чаянов A.B. Крестьянское хозяйство / Избр. Тр. М.: Экономика, 1989. — 492 с.
- Черняк Ю.И. Системный анализ. М.: Экономика, 1975. — 191с
- Чугреев В.Л., Яковлев С. А. Выделение критериев поиска текста на основе подобия значимых документов. // ВУЗОВСКАЯ НАУКА -РЕГИОНУ: Материалы 1-й Общероссийской нучн.-техн. конф. Вологда: ВоГТУ, 2003.
- Чуканов Н.А. Информационная экономическая теория. М. .:Мир, Ч. 1.1994.- 105с.
- Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М.:ИЛ, 1963.- 830с.
- Шкардун В.Д. Ахтямов Т.М Методика исследования конкуренции на рынке. Маркетинг в России и за рубежом, 2000, № 4. С. 44−55.
- Шрейдер Ю. О феномене информационного продукта.// НТИ Сер. 1.1989. № 11.
- Шуванов В.И., Красюк И. Н. Исследование потребительского и покупательского поведения. / В рус франц. монографии «Маркетинг». Учебник — практикум / Под ред. Ващекина Н. П. — М.: 1999 .
- Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг./ Сокр. пер. с англ. М.: Экономика.1990.-350с.
- Эддоус М., Стенфилд Р. Методы принятия решений. Пер. с англ. М.:
- Аудит Издат. Объ-е «Юнити» 1997.- 586с 205. Экономическая безопасность региона: единство теории, методологии исследования и практики/ Татаркин А. И. и др.- Екатеринбург: УрГУ, 1997.- 240с.
- Экономическая стратегия фирмы. Под ред. Проф. Градова А.П.- СПб.: 1999.-166с.
- Экономическая теория на пороге XXI века / Под ред. Ю. М. Осипова, В.
- Т. Пуляева, В. Т. Рязанова, Е. С. Зотовой.- М.: Юристъ, 2002. 655с. 208. Энджел Д. Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей./
- Пер с англ. Изд.1995 г.- СПб: Питер, 2000. 768с. 209. Эшби Р. Введение в кибернетику.- М.: ИЛ, 1959. — 432с. 2Ю. Якокка Ли. Карьера менеджера. — М.: Попурри, 2002. — 416с.
- Chandler A. D. Strategy and Structure: Chapters in the History of the American Enterprise. Mass.: Cambridge, 1962.
- Charles Wi.ffiU. Gareth R. Jone Strategic Management Theory. An Integrated Approach. Boston. 1995.
- Drucker Peter. Management: tasks, responsibilities, practice.- New York: Harper & Row, 1973.
- Gamma E., Helm R., Johnson R., Vlissides J. Disign Patters. Elements of reusable. Object Oriented Software. Refding, MA: Addison — Wesley, 1995.
- Henry Mintzberg. Patterns in Strategy Formulation. Management Science. N 24(1978). p. 937.
- Henry A. Simon. The New Science of Management Decisioa New York, 1960,
- James B. Quinn. Strategies for Change: Logical Incrementalism. Irwin, 1980.
- Repa A. The Volue of Information: Approachesin Economics Accounting & Management Science. / J. Of Information Science: 1989, Vol.40, № 2.
- Schlaifer R.O., Analysis of Decisions Under Uncertainly, McGraw Hill, New York, 1967.
- Schendel D.E., Hatter K.J. Business Policy or Strategic Management: A Broader View for an Emerging Discipline. Academy of Management Proceeding. August, 1972.
- The Webster Dictionaiy. New York, 2003
- Toffer Al. Powersinift, Knowledge, Wealth and Violence at the Edge of the 21st Century. / № 4 Bantom Books, 1990.
- William F. Glueck. Business Policy and Strategic Management. New York, 1980.