Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Правовое регулирование использования электронного документа в предпринимательской деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе исследования правовых признаков электронного документа автор выражает несогласие с наметившейся тенденцией использования понятия «электронное сообщение данных» («электронное сообщение»), которое соответствует понятию «информация», а, следовательно, является одним из составляющих электронного документа. Кроме того, автор предложил закрепить в нормах права расширенное определение понятия… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА И ЕГО ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
    • 1. Документ и его правовые признаки
    • 2. Исторический аспект правового режима электронного документа
    • 3. Содержание электронного документа
    • 4. Материальный носитель информации электронного документа
    • 5. Реквизиты, идентифицирующие электронный документ
  • ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ, КАК РЕКВИЗИТА ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА
    • 1. Понятие электронной цифровой подписи
    • 2. Правовой статус владельца сертификата ключа электронной цифровой подписи и значение сертификации ключей
    • 3. Средства электронной цифровой подписи
    • 4. Правовой статус удостоверяющего центра
  • ГЛАВА 3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
    • 1. Понятие электронного документооборота и правовые методы его регулирования
    • 2. Императивный метод правового регулирования электронного документооборота
    • 3. Диспозитивный метод правового регулирования электронного документооборота
    • 4. Смешанный метод правового регулирования электронного документооборота

Правовое регулирование использования электронного документа в предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий.

Переход к электронным средствам и технологиям начался в тех областях и сегментах экономики, в которых быстрота и точность сбора, обработки и передачи информации являются основными факторами предпринимательского успеха. Поэтому, в первую очередь, электронный документооборот пришел в банковскую сферу, а затем его преимущества оценили хозяйствующие субъекты, работающие в других сферах предпринимательской деятельности1. Сегодня субъекты предпринимательской деятельности взаимодействуют посредством электронного документооборота, как между собой, так и с конечными потребителями и органами власти.

Следует отметить, что использование электронных документов началось еще до появления глобальной сети Интернет, однако ее появление стало мощным толчком к развитию безбумажных технологий в предпринимательской деятельности.

В настоящее время хозяйствующие субъекты применяют электронный документооборот, базирующийся, как на информационной среде Интернета, так и на иных электронных формах, электронных средствах. При этом, с точки зрения правового регулирования, используемые средства коммуникации не влияют на юридическую значимость формируемых электронных документов.

1 Тедеев A.A. Электронные банковские услуги: Учебное пособие. (Полный курс за три дня) — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — С. 140−141.

Новые технические реалии поставили перед правом задачу урегулировать юридические аспекты применения электронных документов. Активное внедрение в предпринимательскую деятельность электронного документооборота обусловили необходимость: определения правового режима электронного документа, условий его равнозначности документу на бумажном носителезакрепления требований к идентифицирующим реквизитам электронного документа, в том числе, к электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП), и порядка их примененияустановления методов правового регулирования электронного документооборота.

Мировое сообщество приступило к адаптации существующего законодательства к новым условиям. Так, Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) разработала ряд типовых нормативных актов, направленных на гармонизацию правовых норм, регулирующих использование электронных документов2.

В 1990 году Международная торговая палата утвердила новую редакцию Международных правил толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС». «В качестве основной причины пересмотра ИНКОТЕРМСа была названа необходимость приспособления их к все возрастающему использованию средств компьютерной связи, в т. ч. к компьютеризированному документообороту"3.

2 «Типовой закон об электронной торговле, принятый Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли» (ЮНСИТРАЛ), и «Руководство по принятию», утвержден Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г. А/51/628 // Опубликован в официальном издании Организации Объединенных Наций (Нью-Йорк, 1997).

Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по электронному переводу средств (подготовлено секретариатом Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли, Нью-Йорк, 1987 г.) // Текст руководства официально опубликован не был.

3 Ткачев A.B. Правовой статус компьютерных документов: основные характеристики. — М.: ООО «Городец-издат», 2000. — С.З.

На сегодняшний день огромное значение цивилизованного развития электронного сегмента российского права и экономики также не вызывает ни каких сомнений.

Так, Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)"4 предусматривает реализацию мероприятий, направленных на:

— совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере информационных и коммуникационных технологий, включающее в себя создание правовой базы для решения проблем, связанных с производством и распространением документов в электронной цифровой форме. Причем, в соответствии с положениями Федеральной целевой программы правовое регулирование информационных и коммуникационных технологий должно базироваться на комплексном подходе к совершенствованию законодательства Российской Федерации и его гармонизации с положениями международных конвенций и законодательством государств-членов Европейского союза;

— совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение информационных и коммуникационных технологий в реальный сектор экономики. Мероприятия этого направления предусматривают перевод в электронную цифровую форму большей части документооборота, осуществляемого между хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Итак, задача реформирования российского законодательства в связи с переходом к активному использованию электронного документооборота поставлена на государственном уровне. Однако, с момента утверждения Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)».

4 Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 февраля 2002. — № 5. -ст. 531 до настоящего времени состояние нормативной базы, регулирующей использование электронного документа, практически не изменилось.

Несмотря на то, что в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи"5 была предпринята попытка создания правовой базы для юридически значимого электронного документооборота, можно констатировать, что указанный закон не смог решить всех поставленных перед ним задач. В частности, правовой режим электронного документа остается неопределенным, не решены проблемы, связанные с использованием электронных аналогов собственноручной подписи. Ситуация осложняется еще и тем, что далеко не все разработки зарубежных законодателей применимы в российских условиях.

Актуальность исследования и необходимость комплексного системного анализа подтверждает активная законотворческая деятельность. С начала 2005 г. в Государственную Думу РФ был внесен ряд законопроектов6, непосредственно затрагивающих использование электронных документов в предпринимательской деятельности, что свидетельствует о недостаточном правовом регулировании отношений, возникающих в данной сфере.

Степень разработанности темы исследования. Использование электронного документа в предпринимательской деятельности до настоящего времени не являлось предметом комплексного научного исследования. Теоретические работы, затрагивающие особенности правового режима.

5 «Российская газета» от 12 января 2002. — № 6.

6 Проект новой редакции федерального закона «Об электронной цифровой подписи» (Проект B.JI. Горбачева и В. А. Язева № 132 742−4).

Проект федерального закона «Об электронной торговле» (Проект B.JI. Горбачева и В. А. Язева № 132 754−4).

Проект федерального закона «Об электронной торговле» (Проект К. В. Ветрова, В. Я. Комисарова, А. Н. Хайруллина № 136 018−4) Проект федерального закона «Об электронном документе» (Проект В. Я. Комисарова № 159 016−4).

Проект федерального закона «Об электронной подписи» (Проект C.B. Житинкина № 159 631−4) // http.7/www.duma.gov.ru электронного документа, проблемы придания ему юридической силы, как правило, представляют собой небольшие статьи в юридических журналах.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие при использовании электронного документа в предпринимательской деятельности.

Предметом исследования являются методы правового регулирования использования электронного документа в предпринимательской деятельности.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является комплексное исследование состояния и проблем правового регулирования использования электронного документа в предпринимательской деятельности и выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства.

Для достижения указанной цели было необходимо решить следующие задачи:

— выявление и оценка нормативных и доктринальных определений понятий «документ», «электронный документ»;

— рассмотрение признаков традиционного документа (документа на бумажном носителе) и исследование вопроса о соответствии электронного документа выявленным признакам;

— определение понятия «электронный документооборот» и его значения для субъектов предпринимательской деятельностиисследование систем электронного документооборота, их классификация и установление методов правового регулирования;

— анализ нормативных и доктринальных определений понятий «аналог собственноручной подписи», «электронная подпись», «цифровая подпись», «электронная цифровая подпись», их соотношение и выполнение функции реквизитов электронного документа;

— исследование зависимости между применяемым электронным аналогом собственноручной подписи и методом правового регулирования системы электронного документооборотаизучение проблем правового регулирования использования электронной цифровой подписи в электронном документе;

— обоснование предложений по совершенствованию законодательства РФ в области обращения электронных документов;

— выработка практических рекомендаций участникам хозяйственного оборота, применяющим электронные документы.

Методология и методика исследования. В процессе исследования, наряду с использованием общенаучных методов (исторический, индуктивный и дедуктивный анализ, синтез), применялись и частнонаучные методы исследования: системный анализ, технико-юридический, сравнительно-правовой и формально-логический анализ, формально-догматический (нормативный) анализ.

Теоретико-правовая основа исследования. Формируя свои взгляды и выводы по отдельным вопросам настоящего исследования, автор использовал работы в областях общих и специальных отраслевых юридических наук, а также опирался на теоретические положения ученых, в частности, таких как: B.C. Белых, А. П. Вершинин, В. Я. Дорохов, В. О. Калятин, A.A. Косовец, C.B. Маньшин, С. И. Семилетов, Н. И. Соловяненко, A.B. Ткачев, М. В. Шарапуто, ЯМ. Яковлев.

Для более глубокого и детального анализа правовой сущности категорий «электронный документ», «электронная подпись» и «электронная цифровая подпись» автором были изучены работы В. А. Гадасина и В. А. Конявского, С. Бернета и С. Пэйна, касающиеся технических и технологических аспектов электронного документооборота и связанных с ними правовых особенностей.

В ходе работы над второй главой настоящего исследования, посвященной правовому регулированию использования электронной цифровой подписи, автор использовал работы О. Ефремкиной, В. Л. Копылова, К. Б. Леонтьева, А. Г. Серго, П. С. Симоновича.

Для раскрытия отдельных аспектов выбранной темы диссертантом были изучены работы C.B. Ануреева, С. А. Бабкина, И. А. Спиранова, A.A. Тедеева, A.B. Шамраева и др., затрагивающие применение электронных документов в отдельных сферах предпринимательской деятельности, в том числе, в банковской деятельности, при обеспечении функционирования платежных систем, в электронной торговле, при электронном взаимодействии хозяйствующих субъектов с органами власти.

Эмпирическую базу исследования составляет практика работы субъектов предпринимательской деятельности, обеспечивающих электронный документооборот, а также принимающих в нем активное участие, в том числе, ООО «Такском», S.W.F.T. SCRL, ЗАО «Центр корпоративного обслуживания» (корпоративная информационная система «BeSafe»).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые была предпринята попытка комплексного анализа систем электронного документооборота, функционирующих в сфере предпринимательской деятельности, а также их классификации по методу правового регулирования и схемам договорного взаимодействия участников.

Проведена оценка правового регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением электронного документооборота, с точки зрения его полноты и достаточности. Проанализированы правовые методы обеспечения юридической значимости электронных документов, в том числе, особенности использования различных электронных аналогов собственноручной подписи.

Обоснованы предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего использование электронной цифровой подписи в электронных документах.

В диссертации сформулированы и обоснованы новые теоретические положения, практические выводы и предложения, которые выносятся па защиту:

1. Понятие «электронный документ» не является равнозначным понятию «электронное сообщение данных» («электронное сообщение»). Последнее не может иметь самостоятельной юридической силы в связи с чем, наметившаяся тенденция перехода к использованию понятия «электронное сообщение данных» («электронное сообщение») является необоснованной.

2. В качестве реквизита, идентифицирующего информацию, зафиксированную в электронном документе, может использоваться любой электронный аналог собственноручной подписи, согласованный сторонами, если действующим законодательством не установлены более жесткие требования к такому аналогу, в частности, требование аутентификации электронного документа.

3. Информационная система электронного документооборота — система для подготовки, отправления, получения, хранения или иной обработки электронных документов.

Определение понятия «информационная система электронного документооборота» необходимо закрепить в нормах Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

4. Организатором информационной системы электронного документооборота является физическое или юридическое лицо, или орган власти, определяющие цели создания информационной системы, ее функции, условия функционирования, в том числе, и технические.

Является целесообразным дополнить нормы Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» приведенным определением. Одновременно исключить из текста закона упоминания о владельце информационной системы.

5. Установить в нормах Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» «презумпцию авторства»: электронная цифровая подпись в электронном документе признается созданной владельцем сертификата ее открытого ключа, если владелец сертификата ключа подписи не докажет обратное.

6. Закрепить в нормах Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» требование обеспечения фиксации даты и точного времени заверения электронного документа ЭЦП, а также даты и точного времени получения электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью, если иной порядок определения времени подписания и получения электронного документа не согласован участниками электронного документооборота.

7. Определить нормами Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» максимальный срок, в течение которого получатель электронного документа обязан осуществить проверку электронной цифровой подписи, если иной срок и порядок его исчисления не согласован участниками электронного документооборота.

8. Дополнить Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» нормой, предоставляющей юридическим лицам право приостанавливать (аннулировать) сертификаты ключей электронной цифровой подписи его сотрудников, используемые при исполнении ими служебных обязанностей.

9. Ввести в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» запрет делегирования удостоверяющими центрами полномочий и их прямую обязанность непосредственно проверить соответствие данных, изложенных в заявлении на изготовление сертификата ключа электронной цифровой подписи, предоставленным документам.

10. Изменить нормативное определение понятия «подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе"7, изложив данное определение следующим образом: подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе — положительный результат проверки средством электронной цифровой подписи с использованием сертификата ключа подписи принадлежности электронной цифровой подписи в электронном документе владельцу сертификата ключа подписи и отсутствия искажений в подписанном данной электронной цифровой подписью электронном документе».

В предлагаемом определении отсутствует упоминание о сертифицированном средстве ЭЦП.

11. Закрепить в нормах Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» требование обязательной сертификации средств электронной цифровой подписи только для информационных систем, в которых принимают участие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В остальных случаях вопрос об используемых средствах ЭЦП должен решаться в договорном порядке.

12. Обязать нормами Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» организатора информационной системы электронного документооборота (ее участников) уведомлять контрагентов об использовании несертифицированных средств электронной цифровой подписи, а также возместить убытки, причиненные вследствие использования несертифицированных средств ЭЦП при отсутствии такого уведомления. п ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // «Российская газета» от 12 января 2002. — № 6.

Одновременно, исключить норму Федерального закона от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», устанавливающую возможность возложения на создателей и распространителей несертифицированных средств электронной цифровой подписи возмещения убытков, причиненных в связи с созданием данными средствами ключей электронных цифровых подписей.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы для дальнейшего научного исследования правового регулирования использования электронных документов в предпринимательской деятельности.

Практическое значение диссертации и апробация результатов исследования.

Практическое значение диссертационного исследования заключается в том, что полученные выводы и обобщения могут быть использованы при систематизации и совершенствовании норм действующего законодательства РФ по вопросам использования электронных документов.

Материалы диссертации могут быть использованы при преподавании курсов предпринимательского и гражданского права.

Структура диссертационного исследования обусловлена целью и вытекающими из нее задачами. Оно состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Темпы информатизации российского общества одни из самых высоких в мире. Уже сегодня большая часть оборота документов субъектов предпринимательской деятельности осуществляется в электронном виде. В связи с этим особую значимость приобретает создание правовых условий для юридически значимого электронного документооборота.

В настоящей работе автором проведено комплексное исследование состояния и проблем правового регулирования использования электронного документа в предпринимательской деятельности, в результате которого был сделан и обоснован ряд выводов, в том числе, о необходимости внесения изменений в действующее законодательство.

Рассматривая правовой режим электронного документа, автор выявил соответствие его правовых признаков закрепленным в действующем законодательстве признакам документа в традиционном понимании, что позволило прийти к выводу о том, что электронный документ — это документ на новом техническом уровне, а, следовательно, на него должен быть распространен правовой режим документа, вообще.

В ходе исследования правовых признаков электронного документа автор выражает несогласие с наметившейся тенденцией использования понятия «электронное сообщение данных» («электронное сообщение»), которое соответствует понятию «информация», а, следовательно, является одним из составляющих электронного документа. Кроме того, автор предложил закрепить в нормах права расширенное определение понятия «материальный носитель документированной информации (документа)», включающее в себя физические поля. Рассматривая в качестве правового признака электронного документа электронные реквизиты, идентифицирующие информацию, автор пришел к выводу, что в качестве таковых могут рассматриваться любые электронные аналоги собственноручной подписи, если соглашение участников электронного документооборота или нормы права не устанавливают специальных требований к таким аналогам, например, требование гарантировать неизменность и целостность электронного документа.

Особое внимание автор уделяет исследованию правового регулирования использования такого электронного аналога собственноручной подписи, как электронная цифровая подпись. Это объясняется предпринятой в действующих нормах права попыткой законодательного закрепления равенства собственноручной и электронной цифровой подписи при условии соблюдения требований закона. Результатом проведенного исследования стал вывод о несовершенстве норм ФЗ «Об электронной цифровой подписи», необходимости их детализации в подзаконных актах, а также о необходимости внесения в него ряда изменений.

Автор считает, что принципиально важным для стабилизации и безопасности электронного документооборота, является, с одной стороны, прямое закрепление в нормах права презумпции авторства, в соответствии с которой электронная цифровая подпись в электронном документе признается созданной владельцем сертификата ее открытого ключа, если владелец сертификата ключа подписи не докажет обратное, с другой стороны, установление обязанности удостоверяющих центров непосредственно проверить соответствие данных, изложенных в заявлении на изготовление сертификата ключа электронной цифровой подписи, предоставленным документам.

Кроме того, автор предлагает закрепить требование фиксации даты и времени подписания электронного документа ЭЦП и получения данного документа адресатом, а также установить максимальный срок в течение, которого адресат обязан осуществить проверку ЭЦП.

По мнению автора, большое значение для электронного документооборота в предпринимательской деятельности является предоставление юридическим лицам права приостанавливать (аннулировать) сертификаты ключей электронной цифровой подписи его сотрудников. Кроме того, автор предлагает предоставить участникам электронного документооборота право самостоятельно выбирать средства ЭЦП, а обязательное использование сертифицированных средств ЭЦП сохранить только для информационных систем электронного документооборота с участием федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом участники системы электронного документооборота, использующей несертифицированные средства ЭЦП, должны быть уведомлены об этом.

В диссертационном исследовании автором сформулированы определения понятий «электронный документооборот», «система электронного документооборота», рассмотрены примеры организации информационных систем электронного документооборота, а также предложена их классификация.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Основы законодательства о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 г. № 4462−1 (в редакции Федеральных законов № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., № 127-ФЗ от 02.11.2004 г.) // «Российская газета» от 13.03.1993 г.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле» (в редакции Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г.) // «Российская газета» от 17 января 1995 г.
  3. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в редакции федерального закона № 15-ФЗ от 10 января 2003 г.) // «Российская газета» от 22 февраля 1995 г.
  4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // «Российская газета» от 12 января 2002. N 6
  5. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене (в редакции Федеральных законов № 86-ФЗ от 30 июня 2003 г., № 58-ФЗ от 29 июня 2004 г.) // «Российская газета» от 11 июля 1996 г.
  6. Закон Московской области от 12 марта 1998 г. N 9/98−03 «Об информации и информатизации в Московской области» (принят решением Московской областной Думы от 25 февраля 1998 г. N 4/8) // «Подмосковные известия» от 26 марта 1998. № 55
  7. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в редакции Федерального закона № 45-ФЗ от 09 мая 2005 г.) // «Российская газета» от 31 декабря 2002 г. N 245
  8. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской
  9. Федеральный закон «О связи» от 07 июля 2003 г. N 126 -ФЗ (в редакции Федеральных законов № 186-ФЗ от 23 декабря 2003 г., № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г., № 127-ФЗ от 2 ноября 2004 г., № 45-ФЗ от 09 мая 2005 г.) // «Российская газета» от 10 июля 2003. № 135
  10. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // «Российская газета» от 05.08.2004. № 166
  11. Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (в редакции Указа Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 870) // «Российская газета» от 15 августа 2003. N 161
  12. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 2010 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 февраля 2002. — N 5. -ст. 531
  13. Положение о лицензировании предоставления услуг в области шифрования информации (утв. постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 691) // Собрание законодательства РФ от 30 сентября 2002 г. № 39
  14. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 318 // Собрание законодательства РФ от 5 июля 2004 г. № 27. — ст.2781
  15. Положение о Федеральном агентстве по информационным технологиям, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N319 // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. -N 27. ст. 2782
  16. Приказ ГТК РФ от 31 июля 2002 г. № 813 «Об информационно-техническом обеспечении проведения эксперимента по декларированию в электронной форме в Приволжском и Центральном таможенных управлениях"// Текст приказа официально опубликован не был.
  17. Приказ ГТК РФ от 30 марта 2004 г. № 395 // «Российская газета» от 27 апреля 2004 г. № 88
  18. Приказ Центрального Банка РФ от 31 января 1995 г. № 02−13 «О вводе в действие в системе Центрального банка Российской Федерации государственных стандартов Российской Федерации» // Текст Приказа официально опубликован не был.
  19. Указаний Банка России № 551-У от 28 апреля 1999 г., № 774-У от 11 апреля 2000 г.) // «Вестник Банка России» от 25 марта 1998 г. N 20
  20. Положение Банка России от 8 сентября 2000 г. N 120-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» // «Вестник Банка России» от 19 сентября 2000 г. N49−50 (Утратило силу)
  21. Положение Банка России от 3 октября 2002 г. N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (в редакции Указаний Банка России № 1256-У от 3 марта 2003 г., № 1442-У от 11 июня 2004 г.) // «Вестник Банка России» от 28 декабря 2002. N 74
  22. Информационное письмо Банка России от 29 ноября 2002 г. N 2 «Обобщение практики применения федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» // «Вестник Банка России» от 26 декабря 2002. N 72
  23. Указание Банка России от 16 января 2004 г. № 1375-У «О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации» (в редакции Указания Банка
  24. России № 1561-У от 11 марта 2005 г.) // «Вестник Банка России» № 14 от 18.02.2004 г.
  25. Положение «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт», утв. Банком России 24 декабря 2004 № 266-П, зарегистрировано в Минюсте РФ 25.03.2005 г. № 6431 // Вестник Банка России от 30.03.2005 г. № 17
  26. Письмо ФАПСИ от 20 января 2003 г. N 18/3−212 «О разъяснении положений нормативных правовых актов Российской Федерации» // Газета «Бизнес и банки», апрель 2003 г. N 13
  27. Приказ Минфина РФ от 7 февраля 2003 г. N 14н «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 817» // «Российская газета» от 19 марта 2003. N 51
  28. Постановление ПФР от 26 января 2001 г. N 15 «О введении в системе Пенсионного фонда Российской Федерации криптографической защиты информации и электронной цифровой подписи» // Текст Постановления официально опубликован не был.
  29. Государственный стандарт ГОСТ 6.10.4−84 «Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники», утв. Государственным комитетом СССР по стандартам 9 октября 1984 г.
  30. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51 141−98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27 февраля 1998 г. N 28 // Текст стандарта официально опубликован не был.
  31. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 34.10−2001 «Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи», утв. Постановлением Госстандарта РФ от 12.09.2001 N 380-ст // Текст стандарта официально опубликован не был.
  32. Приказ МНС РФ от 2 апреля 2002 г. N БГ-3−32/169 «Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» // «Российская газета», от 22 мая 2002. N 89
  33. Департамента налоговой политики Минфина РФ от 5 апреля 2004 г. N 04−03−1/54 «О требованиях к заполнению реквизитов счетов-фактур» // Журнал «Нормативные акты для бухгалтера» от 20 апреля 2004. N 8
  34. Письмо Управления МНС по г. Москве от 24 июля 2002 г. N 13−08/33 900@ «О представлении налоговых деклараций в электронном виде» // «Московский налоговый курьер». 2002. — N 17
  35. Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 августа 1994 г. N С1−7/ОП-587 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 1994, N 11
  36. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 марта 2002 г. N КА-А40/874−02 // Текст Постановления официально опубликован не был.
  37. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июля 2002 г. N 58/02 // «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». 2002. — N 10 (извлечение).
  38. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 февраля 2003 г. N 11 254/02 // «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». 2003. — N 6 (в извлечении).1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ
  39. Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по электронному переводу средств (подготовлено секретариатом Комиссии Организации Объединенных1. W
  40. Проект федерального закона «Об электронной торговле» (Проект К. В. Ветрова, В. Я. Комисарова, А. Н. Хайруллина № 136 018−4) // http://www.duma.gov.ru/
  41. Проект федерального закона «Об электронной торговле» (Проект
  42. B.J1. Горбачева и В. А. Язева № 132 754−4) // http://vwvw.duma.gov.ru/
  43. Проект новой редакции федерального закона «Об электронной цифровой подписи» (Проект B.JI. Горбачева и В. А. Язева № 132 742−4) // http://www.duma.gov.ru/
  44. Проект федерального закона «Об электронной подписи» (Проект
  45. C.B. Житинкина № 159 631−4) // http://www.duma.gov.ru/
  46. Проект федерального закона «об электронном документе» (Проект В. Я. Комиссарова № 159 016−4) // http://www.duma.gov.ru/
  47. Проект федерального закона «Об электронной цифровой подписи» В. А. Тарачева и А. Н. Шохина (Проект № 33 842−3) // http://www.duma.gov.ru/
  48. МОНОГРАФИИ, УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И СТАТЬИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ
  49. C.B. Ануреев Платежные системы и их развитие в России. М.: Финансы и статистика, 2004. — 288 с.
  50. С.А. Бабкин Право, применимое к отношениям, возникающим при использовании сети «Интернет»: основные проблемы — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2003. 69с.
  51. B.C. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография. M.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005. -432с.
  52. А.П. Электронный документ: правовая форма и доказательства в суде: Учебно-практическое пособие М.- Городец, 2000. -248 с.
  53. Е. Правовое регулирование создания и использования электронной (безбумажной) документации, в том числе заверенной электронной цифровой подписью // Хозяйство и право. М., 1994. — № 5. -с.63−69
  54. A.A. Закон «Об электронной цифровой подписи за и против» // Юридический консультант. — 2002. — № 8.
  55. В.А., Конявский В. А. От документа к электронному документу. Системные основы. http://edocs.phpclub.net/article/DocsToeDocs.html,
  56. А. Электронная цифровая подпись: правовые аспекты //Российская юстиция.— 1996.—№ 12.
  57. Ф., Иванов О. Электронный документ начало положено // «ЭЖ-ЮРИСТ» — 2002. — № 18.
  58. B.JT., Каплан В. А., Мюллер В. К. и др. Новый англорусский словарь// Издательство «Русский язык» 9-е изд. — М.: Русск. яз, 2002 г.
  59. Н. Интернационализация правового регулирования вопросов применения электронных подписей // Иностранное право: Сборник научных статей и сообщений. М.- МАКС-Пресс, 2001. — Вып. 2. — с.52−64
  60. В.Я. Понятие документа в советском праве // Правоведение. JI.- Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. — № 2.
  61. П.В. Плетнева О.В. Правомерность использования электронно-цифровой подписи при заключении гражданско-правовых договоров «Новое в бухгалтерском учете и отчетности» № 15, август 2002
  62. О. Электронная подпись: основные термины и понятия // Российская юстиция. М.- Юрид. лит., 2001. — № 2.
  63. П.П. Электронный документ как источник доказательств // Законность. М., 2002. — № 4.
  64. П.П. Допустимость в качестве судебных доказательств фактических данных, полученных с использованием электронных документов // Арбитражный и гражданский процесс. М.- Юрист, 2002. — № 4.
  65. Е.В., Козлова М. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об электронной цифровой подписи» (постатейный). М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. 80с.
  66. И.Ф. Общие проблемы права в условиях научно-технического прогресса. М., 1986 г.
  67. В.О. Правовые аспекты использования электронной почты // Юридический мир. 2001. — № 7
  68. В.О. Право в сфере Интернета. — М.: Норма, 2004. — 480 с.
  69. Ю.И. Информация на электронных носителях как источник доказательств в уголовном процессе // Следователь. 2003. — № 6.
  70. A.A. Правовое регулирование электронного документооборота // Вестник Московского университета. М.- Изд-во Моск. ун-та, 1997. — № 4.
  71. Л.А. Правовой режим электронного документа // Вестник Московского университета. М.- Изд-во Моск. ун-та, 1997. — № 5
  72. В.А. О применении Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» для регулировании отношений в административном и гражданском электронном документообороте http://ilaw.nm.ru/publication/skecprags.htm
  73. В. «ЭЦП, PKI и все, все, все.» // http://www.sciener.ru/delicacy/indexd.shtml?id=9394&LID=23
  74. A.C., Корольков A.B., Мурашов H.H. В Новый век с новой электронной цифровой подписью http://vww.fagci.ru/bezinf/robncp3.htm
  75. A.C., Корольков A.B., Мурашов Система удостоверяющих центров базис для защищенного электронного документооборота и электронного ведения бизнеса, http://www.fagci.ru/bezinf/robsuc3.htm
  76. Н.С. Документоведение. Учебное пособие. 4.1 2.3. Социальная сущность и функции документа http://aleho.narod.ru/document/23.htm
  77. К.Б. Комментарий к Федеральному закону «Об электронной цифровой подписи» (постатейный).- М.: ООО «ТК Велби». 2003 г. 64 с.
  78. И.Н. Использование документов и материалов, изготовленных посредством электронной связи, в качестве средств доказывания в арбитражном процессе РФ // Государство и право. — 2000. — № 6.
  79. В., Соловяненко Н. Особенности договорных отношений между клиентом и коммерческим банком по выполнению платежей электронным способом // Хозяйство и право. М., 1994. -№ 11.
  80. В. Электронный документооборот в арбитражном процессе: Интернет и новый АПК РФ // Арбитражные споры. С.-Пб., 2002. — № 3(19).
  81. Новиков К. Закон об электронной цифровой подписи и старая банковская практика // http: //www.balfort.com/ru/news/digitalsignature2.shtml
  82. И.Н. Правовые и криминалистические аспекты понятия «документ» // Черные дыры в российском законодательстве. 2003. -№ 2.
  83. Словарь иностранных слов.- М.: Сирин, 1996 г.
  84. С.И. Понятие «юридический электронный документ» и его правовой статус // Статьи и тезисы докладов аспирантов Института государства и права Российской Академии наук. М.- Изд-во ИГиП РАН, 1999.-c.7−8
  85. С.И. Электронный документ как продукт технологического процесса документирования информации и объект правового регулирования // Государство и право. М.- Наука, 2003. — № 1.
  86. А. Электронный документооборот // «Российская юстиция» -2003.-№ 5
  87. А. Электронный документооборот // «ЭЖ-ЮРИСТ» 2003.12
  88. П.С. Регулирование электронной цифровой подписи нормами права // Журнал российского права. 2002. — № 3 март
  89. Н.И. Правовое регулирование создания и использования электронной (безбумажной) документации, в том числе заверенной электронной цифровой подписью // Хозяйство и право. М., 1994. — № 4. — с.29−35
  90. Н. И. Совершение сделок путем электронного обмена данными // Хозяйство и право. М., 1997. — № 6.
  91. Н.И. Совершение сделок путем электронного обмена данными (принципы правового подхода) // Хозяйство и право. М., 1997. — № 7
  92. Н.И. Правовое регулирование и юридические риски электронного документооборота // Проблемы законодательства в сфере информатизации: Материалы десятой всероссийской конференции, 30 октября 2002 г. М., 2002 г.
  93. Н.И. Юридическая роль электронной подписи в электронной коммерции // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. М.- МЗ Пресс, 2002.
  94. Н.И. Правовое регулирование электронной торговли и электронной подписи (международный опыт и российская практика). // Хозяйство и право. М., 2003. — № 1
  95. Н.И. Правовое регулирование электронной торговли и электронной подписи (международный опыт и российская практика) // Хозяйство и право. 2003. — № 2.
  96. И.А. Правовое регулирование и налогообложение операций с банковскими картами. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2005 208 с.
  97. А.Н. Информатика: Учебник для вузов. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2005. 684с.
  98. A.A. Электронные банковские услуги: Учебное пособие. (Полный курс за три дня) М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 272 с.
  99. A.B. Правовой статус компьютерных документов: основные характеристики.- М.: ООО «Городец-издат». 2000 г. — 95с.
  100. Я.М., Касаткин Ю. П. Понятие и классификация документов в советском праве. Сталинабад- РИКО Тадж. ун-та, 1960. — 45 с.
  101. МОНОГРАФИИ, УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ И СТАТЬИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ
  102. С., Пейн С. Криптография. Официальное руководство RSA Security. M.: Бином-Пресс, 2002 г.1. ДИССЕРТАЦИИ. АВТОРЕФЕРАТЫ
  103. C.B. Гражданско-правовое регулирование применения электронно-цифровой подписи в сфере электронного обмена данными Дис. канд. юр. наук: 12.00.03 М., 2001 г.
  104. С.И. Документы и документооборот как объекты правового регулирования Автореф. дис. канд. юрид. наук М., 2003. — 27 с.
  105. М. В. Гражданско-правовое регулирование расчетных отношений с использованием электронных средств Диссертация к.ю.н.: 12.00.03 М. 1998 г.
Заполнить форму текущей работой