Учение о праве
Новгородцев — учёный, отстаивающий идею естественного права, выработавший свою оригинальную естественно-правовую концепцию. С точки зрения П. И. Новгородцева, естественное право является тем идеальным и безусловным пределом, к которому тяготеет вся система положительного права. Что важно, «предел не может быть достигнут или осуществлён». С точки зрения Павла Ивановича, «для современного… Читать ещё >
Учение о праве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из русских учёных конца XIX — начала XX в.в., проповедовавших идею прав человека, был П. И. Новгородцев.
С точки зрения Павла Ивановича, «для современного культурного правосознания права личности стали постоянным и непререкаемым элементом в праве». Их отрицание лежит вне пределов власти культурного государства. Эти постоянные элементы учёному-юристу представлялись как бы «материальным пределом» законодательной власти государства.
История прав человека одновременно представляет собой историю выработки и упрочения их гарантий с помощью определённых норм, институтов и процедур. Право на личную неприкосновенность, право на достойное человеческое существование были для П. И. Наиважнейшими. Проблема прав человека в трактовке Новгородцева исключительно интересна, тем более, что нынешний век объявлен веком прав человека. Новгородцев увидел и показал огромное значение выхода понимания права за пределы формально-юридических норм. Его статья «Право на достойное человеческое существование», опубликованная в еженедельнике П. Б. Струве «Полярная звезда», стала важнейшей инициативой в разработке этой идеи в политико-правовой науке.
Формальное право свободы, провозглашаемое либерализмом, должно быть, по мысли П. И. Новгородцева, дополнено правом на обеспечение достойного существования. «Задача и сущность права состоит действительно в охране личной свободы, но для осуществления этой цели необходима и забота о материальных условиях свободы: без этого свобода некоторых может остаться пустым звуком, недосягаемым благом, закрепленным за ними юридически и отнятым фактически». Эту идею, впервые высказанную В. Соловьевым, П. И. Новгородцев сформулировал как правовую проблему. Тем самым было положено теоретическое начало «социальному либерализму», или неолиберализму, — политической теории, сменившей в XX веке классический либеральный индивидуализм Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Спб.: Алетейя, 2000.стр.74.
Деятельность первого парламента также представляет особый интерес, поскольку это был первый представительный орган, избранный народом, на заседаниях рассматривались первые законопроекты, в частности, законопроекты, касающиеся прав человека и гражданина. Среди них следует отметить законопроект о неприкосновенности личности, представленный П.И. на одном из заседаний Первой Государственной Думы. Современной юридической науке малоизвестны некоторые работы Новгородцева, опубликованные век тому назад. К ним относятся замечания Новгородцева на русский перевод брошюры Иеллиника «Die Erklarung der Menschen-und Burgerrechte», Законопроект о неприкосновенности личности, статьи о первой Государственной Думе. На процесс формирования государственно-правовых воззрений и правовой социализации учёного П. И. Новгородцева оказали события, происходившие в науке и историческом развитии общества конца XIXначала XX веков. Существенное влияние на процесс формирования воззрений мыслителя оказали идеи либерализма, что выразилось в его приверженности концепции естественного права, признании приоритета прав человека.
Основными идеями учения Новгородцева были «концепция естественного права», «позитивные функции государства», «право на достойное человеческое существование» Профессор П. И. Новгородцев занимался рассмотрениемисторического развития естественно-правовых учений с античных времён.
Новгородцев — учёный, отстаивающий идею естественного права, выработавший свою оригинальную естественно-правовую концепцию. С точки зрения П. И. Новгородцева, естественное право является тем идеальным и безусловным пределом, к которому тяготеет вся система положительного права. Что важно, «предел не может быть достигнут или осуществлён».
П.И. Новгородцев, не отрицая формально-юридический подход в оценке государства, отстаивает идею восстановления естественно-правовой конструкции государства. С точки зрения естественно-правовой конструкции государства мыслитель объясняет связанность государства своим правом.
Павел Иванович отмечает, что представления о естественном праве в его противопоставлении положительному закону существуют давно, начиная еще с досократиков. И подобных представлений, по его словам, придерживались самые разнообразные философы на протяжении всех веков: «Их примеру, — продолжает он, — следуем и мы, когда во имя прогрессивных требований жизни строим идеалы будущего. В самом течении исторической жизни мы открываем зародыш новых отношений, а вместе с тем и основания для построения идеального права» Подобные рассуждения свидетельствуют о том, что у П. И. Новгородцева речь идет о своеобразном варианте исторически изменяющейся концепции естественного права. Своеобразие его позиции в значительной мере обусловлено присущими его подходу кантианскими представлениями о принципиальном разрыве, противостоянии и несовпадении должного и сущего, идеала естественного права и действительности позитивного права, закона.