Итоги по главе 3
Структура инновационного процесса включает в себя семь элементов: инициация, маркетинг, выпуск (производство), реализация инновации, продвижение, оценка экономической эффективности, диффузия. Последняя представляет собой распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Скорость диффузии зависит от формы принятия решения, способа передачи… Читать ещё >
Итоги по главе 3 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Инновацию нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Он связан с созданием, освоением и распространением инновации. Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.
Структура инновационного процесса включает в себя семь элементов: инициация, маркетинг, выпуск (производство), реализация инновации, продвижение, оценка экономической эффективности, диффузия. Последняя представляет собой распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Скорость диффузии зависит от формы принятия решения, способа передачи информации, свойств социальной системы, а также свойств самого нововведения.
Субъектами инновационного процесса являются новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство и отстающие.
Согласно одному из мнений, обсуждаемому в литературе, инновационный процесс можно записать в виде следующей цепочки: фундаментальное (теоретическое) исследование — прикладные исследования — разработка — проектирование — строительство — освоение — промышленное производство — маркетинг — сбыт. На каждом из этапов ставятся свои цели и решаются определенные задачи.
Период, который начинается выполнением теоретических исследований, а заканчивается моментом, когда «новая» техника подлежит замене на более эффективную, называется жизненным циклом.
Самым важным и грудным этапом инициации является поиск идеи. Инновационная идея есть общее понятие об использовании определенных новшеств для осуществления определенного замысла. Поиск идеи — это творческий процесс, в котором можно выделить три этапа: замысел, превращение идеи в план работы, реализация плана работы. Важная роль в поиске идеи отводится воображению.
Наиболее эффективными методами поиска идеи являются методы: проб и ошибок, контрольных вопросов, мозгового штурма, морфологического анализа, фокальных объектов, синектики. стратегии семикратного поиска, теории решения изобретательских задач. Существуют и другие методы поиска новых идей.
Разработка и реализация инноваций может включать в себя тринадцать этапов, которые можно сгруппировать в четыре основные фазы, отражающие стадии жизненного цикла:
- 1) исследовательская — новый продукт или новая технология в результате исследовательского поиска и отбора получают свое «рождение» в виде идеи;
- 2) конструкторская — нововведение от идеи «вырастает» до некоего серийно применимого образца;
- 3) концептуальная — образец «созревает» до готового товара и может вырабатываться в промышленных масштабах;
- 4) дистрибутивная — процесс разработки полностью завершен (наступает «спад» креативной активности) и инновация готова для коммерциализации и массового сбыта.
К показателям состояния инновационного процесса относятся: квалификация научных кадров, исполнение маркетинговых прогнозов, расход инвестиционных средств на инновации, производственное ресурсосбережение, реализация проекта в заданные сроки, результативность инновационною развития.
Цикл инновационного развития замыкается анализом инновационного процесса. В зависимости от достигнутых результатов предприятие может перейти к поиску новых инновационных горизонтов либо придерживаться позиции постоянною улучшения производимых товаров и используемых технологий.
Изучив материалы данной главы, студент должен ЗНАТЬ:
- — структуру и содержание инновационного процесса;
- — процесс создания и освоения новой техники;
- — этапы разработки и реализации инноваций.
и УМЕТЬ:
- * применять методы поиска идеи инноваций;
- * анализировать инновационный процесс.