Стихотворение в прозе как литературный жанр
Встал вопрос отказа от устаревших форм и поиска поэтического языка, адекватного новому, современному содержанию языка, способного зафиксировать опыт познания мира, личное мировосприятие поэта. Многообразие форм современного поэтического творчества объясняется многообразием взглядов на мир и подходов к изображению действительности. В силу специфики жанра именно стихотворение в прозе оказалось… Читать ещё >
Стихотворение в прозе как литературный жанр (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование жанра стихотворение прозе в историко-литературном контексте. Определение и характерные черты
Стихотворение в прозе, или лирическая прозаическая миниатюра, — жанр, сформировавшийся к середине 19 века. Однако объектом активного изучения лирическая прозаическая миниатюра становится только в начале XX века в связи с активным проникновением в прозу лирического начала. Лиризация прозы — одно из существенных проявлений «романизации» литературного творчества как общей тенденции литературного процесса в XIX столетии. Это было связано с преодолением натурализма и появлением нового течения в литературе — импрессионизма. В основе феномена «импрессионизм» лежит эстетика чувства, являющаяся способом выражения лирического мироощущения. Поэтому главной приметой импрессионистского произведения, стремящегося зафиксировать настроение, чувства, переживания личности, становится лиризм. Обращаясь преимущественно к малым формам, импрессионисты существенно расширяют выразительный потенциал малой прозы, предельно насыщая ее лирическим содержанием, акцентируя стилистическую выразительность. Это приводит к активному процессу жанровых трансформаций, в частности к появлению окказиональных жанров, близких по своим качествам этюду, наброску, лирической зарисовке и представляющих диффузную форму, в рамках которой тесно взаимодействуют проза и поэзия. (Кундаева 2013,1).
Исходя из этого, следует обратить внимание на проблему рода в литературе. В литературе традиционно выделяют три литературных рода — это эпос, лирика и драма. Эпос представлен такими жанрами, как сказка, эпопея, повесть, рассказ, новелла, роман и др. Специфическая же черта эпоса — в организующей роли повествования: носитель речи сообщает о событиях и их подробностях как о чем-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, иногда — к рассуждениям. Эпос охватывает бытие в его объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности.
Лирика (от греч. — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни и т. п.) — род литературы, в котором первичен не объект, а субъект высказывания и его отношение к изображаемому. В лирическом стихотворном тексте особое значение имеет его интонационно-мелодическая оформленность, создающаяся при помощи ритма, рифмы, аллитерацией, ассонансов и т. д. Лирика больше внимания уделяет личным переживаниям героя, обращает внимание на индивидуальные проблемы человека, его взаимоотношения с окружающими, духовные процессы. (Квятковский: 1966, 145) Драма, по словам Аристотеля, «подражание действию». Автор не высказывает свои мысли напрямую, но вкладывает их в слова и движения своих героев. «Если эпос — это соразмышление, а лирика — сопереживание, то драма делает зрителя буквально „соучастником“ событий».
В античности деление «проза-поэзия» основывалось на том, что первая обозначала все нехудожественные произведения, а вторая — художественные, украшенные. С течением времени эти оценки переродились, и проза стала обозначать все нестихотворные произведения, тогда как поэзия только стихотворные. Однако позже термин «поэзия» утратил и это значение.
Встал вопрос отказа от устаревших форм и поиска поэтического языка, адекватного новому, современному содержанию языка, способного зафиксировать опыт познания мира, личное мировосприятие поэта. Многообразие форм современного поэтического творчества объясняется многообразием взглядов на мир и подходов к изображению действительности. В силу специфики жанра именно стихотворение в прозе оказалось в центре формирования нового понимания поэзии и стихотворения.
Стихотворение в прозе (фр. Poиme en prose, petit poиme en prose) — литературная форма, в которой прозаический принцип развёртывания речи сочетается с относительной краткостью и лирическим пафосом, свойственными поэзии. Как правило, рождение жанра стихотворений в прозе связывают с Францией и романтизмом, его началом считают книгу миниатюр поэта-романтика Алоизиюса Бертрана «„Гаспар из Тьмы“. Фантазии в манере Рембрандта и Калло» (опубл. 1842). Но сам термин «стихотворение в прозе» был введен Ш. Бодлером для обозначения своих лирических миниатюр из цикла «Стихотворение в прозе» («Парижский сплин» 1869 год). [http://ru.wikipedia.org/wiki/Стихотворение_в_прозе].
Типичными признаками стихотворений в прозе являются их краткость, порой отсутствующий сюжет, изображение характера в отдельном его проявлении, а не в относительно законченном кругу событий, повышенная выразительность повествовательного строя речи и, наконец, как часто полагают, ритмичность речи. Таким образом, стихотворение в прозе представляется своеобразным сочетанием признаков стиха и прозы, чем и объясняется его оксюморонное наименование.