Диагностика мотивационной структуры личности
Общее правило возникновения и удовлетворения потребностей состоит в том, что потребности более высокого уровня появляются тогда, когда потребности более низкого уровня в значительной степени удовлетворены. Однако потребности более высокого уровня накладывают ограничения на способы удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Например, потребность войти в «средний» класс возникает у человека… Читать ещё >
Диагностика мотивационной структуры личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как уже указывалось, адекватная мотивация — важнейшее качество менеджера. Неадекватная мотивация может стать серьезной, но далеко не очевидной преградой на пути к профессиональному успеху, даже если у человека вполне хватает интеллектуальных способностей и профессиональных знаний. Учитывая особенную значимость этой сферы, далее мы приводим несколько взаимодополняющих методов ее тестирования.
В психологии хорошо известна теория мотивации, которую называют «пирамидой А. Маслоу» (по имени автора). Не вдаваясь в подробности, напомним, что основные «этажи» этой пирамиды составляют («снизу вверх»): жизненные физиологические потребности организма в воздухе, питье, еде, тепле и физической безопасности; социальные потребности в социально-психологической безопасности, в чувстве принадлежности к социальному сообществу, в личностном росте и развитии, в достижении определенного социального статуса. Вершину пирамиды составляют потребности в самореализации, в создании чего-то нового. Полное развитие они получают не у каждого человека (см.: Годфруа А., 1998).
Общее правило возникновения и удовлетворения потребностей состоит в том, что потребности более высокого уровня появляются тогда, когда потребности более низкого уровня в значительной степени удовлетворены. Однако потребности более высокого уровня накладывают ограничения на способы удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Например, потребность войти в «средний» класс возникает у человека тогда, когда более или менее удовлетворены его потребности в пище и одежде. Но, для того чтобы чувствовать себя «своим», быть принятым в этой среде, мало одного только материального достатка, нужно придерживаться определенного образа жизни и демонстрировать другие признаки, соответствующие правилам данного класса.
Имеется много работ, в которых общая теория мотивации конкретизируется для определенных видов деятельности. В главе 3 говорилось о потребностях потребителя и их выявлении с помощью наблюдения. Мотивация менеджера, как и вообще любого сотрудника фирмы, важна для обеспечения эффективности ее работы. Имеется несколько теоретических подходов к описанию и диагностике мотивации работника. В соответствии с ними существуют разные методики тестирования. Рассмотрим некоторые из них.