Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Современные теории формирования групп

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этап расцвета группы. Группа функционирует в полную силу, характеризуется эффективностью и слаженностью действий. Взаимозависимость задач (насколько тесно взаимодействуют члены группы в совместной деятельности). Этап притирки членов группы к друг другу, характеризуется конфронтацией и наличием конфликтов. Взаимозависимость результатов (в какой мере и как поощряется работа группы). Формирование… Читать ещё >

Современные теории формирования групп (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теории образования групп опираются на деятельность, взаимодействие и чувства членов группы. Чем больше совместных дел у индивидов, тем чаще они взаимодействуют и тем сильнее чувства, которые возникают между ними, и, наоборот, чем больше чувств люди испытывают, тем чаще взаимодействуют и тем обширнее поле их деятельности. Все теории формирования групп в целом дополняют друг друга. Существует множество теорий формирования групп, из них можно выделить три существенные:

  • 1. Теория простой близости. Согласно этой теории индивиды объединяются по причине пространственной или географической близости. Сотрудники фирмы, работающие в одном отделе, скорее образуют группу, чем работающие в разных отделах.
  • 2. Теория равновесия. Эта теория утверждает, что люди привлекают друг друга вследствие схожих взглядов и отношений к общезначимым целям и задачам. Взаимоотношения в группе держатся за счет баланса между взаимным тяготением и общими ценностями. В теории равновесия важную роль играют пространственная близость и взаимодействие.
  • 3. Теория обмена. В основе образования группы находится взаимодействие в виде вознаграждения и затрат. Вознаграждение в результате взаимодействия удовлетворяет потребности индивида, затраты же вызывают тревогу, фрустрацию и утомление. В теории обмена играют важную роль пространственная близость, взаимодействие и установки.

Групповое поведение регулируется нормами (обязательные принципы и правила поведения), предписаниями приемлемого поведения, установленными группой, а также ролью (ожидаемое поведение индивида, согласно его статусу в группе), которую отводит индивиду группа. Место, занимаемое индивидом в группе, определяется его позицией и статусом. Понятие «социальная позиция» означает формальное официальное положение данного лица в системе внутриколлективных отношений. Понятие «статус» относится к неформальной характеристике положения работника в группе, определяется как мера его психологического влияния на других членов группы. За счет социальной позиции может повышаться статус индивида в группе. В современной западной и отечественной литературе понятия «статус» и «позиция» используются зачастую как синонимы. В организации между сотрудниками имеется определенная взаимозависимость, формирующая соответствующие взаимоотношения между ними. В рамках этих взаимоотношений индивиды выполняют определенные социальные роли, эти взаимоотношения называются ролевыми. Понятие «роль» определяется как нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствии с его социальной позицией, занимаемой должностью в организации. Роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и в некотором смысле не зависит от его индивидуально-психологических особенностей. Нередко для того, чтобы окружающие имели необходимую информацию о социальной роли той или иной личности, в организации прибегают к ролевым символам. Примером такого символа может быть какая-либо униформа, соответствующего цвета костюм и т. п. Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо индивида в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания. Эти ожидания могут включать в себя вполне определенные предписания (то, что человеку необходимо делать обязательно), определенные запреты (то, чего человек не должен делать), и ряд менее определенных ожиданий (то, чего следовало бы делать человеку в данной роли). Когда поведение индивида соответствует ожидаемому образцу, оно считается успешным. Работая в организации, человек обычно выполняет ряд социальных ролей, соответствующих его статусному набору. Качество выполнения человеком той или иной роли во многом зависит оттого, насколько он понимает ее специфику, в какой мере данная роль им принимается и усваивается, то есть интернализуется. Согласно отечественному социологу И. С. Кону, «интернализованная роль — внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям»[1].

Формирование группы обычно проходит в несколько этапов развития группы:

  • 1. Нулевая (начальная) стадия объединения индивидов в группы. Этот период характеризуется неопределенностью и несогласованностью действий.
  • 2. Этап притирки членов группы к друг другу, характеризуется конфронтацией и наличием конфликтов.
  • 3. Становление группы и ее норм. Формируется чувство «мы», развиваются доверительные отношения, члены группы начинают сотрудничать и оказывать взаимную поддержку.
  • 4. Этап расцвета группы. Группа функционирует в полную силу, характеризуется эффективностью и слаженностью действий.
  • 5. Распад. Конец существования группы.

Эффективность деятельности группы определяется тремя факторами:

  • 1. Взаимозависимость задач (насколько тесно взаимодействуют члены группы в совместной деятельности).
  • 2. Взаимозависимость результатов (в какой мере и как поощряется работа группы).
  • 3. Потенциал членов группы (вера каждого в свою эффективность).
  • [1] Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967, с. 25.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой