Руководство и лидерство как социальные феномены
А. Л. Свенцицкий рассматривает управление несколько иначе — как «целенаправленное, планомерное и систематическое информационное воздействие субъекта управления на объект с корректирующим учетом изменений, происходящих в последнем». А. А. Деркач под управлением понимает деятельность руководителей высшего уровня, не всегда предполагающую непосредственное межличностное взаимодействие людей как… Читать ещё >
Руководство и лидерство как социальные феномены (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В феномене руководства психологический анализ выделяет две составляющие: собственно руководство (администрирование) и лидерство. Эти понятия разводятся психологами достаточно единодушно: руководство понимается как фактор официальной структуры, обеспечивающий социальную организацию и управление деятельностью группы [11]; лидерство — как феномен социально-психологической самоорганизации и самоуправления в группе, как фактор упорядочения системы неформальных отношений между ними. По мнению экспертов, административное руководство ограничено в своих управляющих воздействиях на человека и подчиняет себе возможную власть лишь на 50 — 60%. Другая весомая часть влияния лидера на подчиненных зависит от его неформального авторитета. Некоторые исследователи считают, что эффективное руководство непременно должно включать в себя и лидерство [14].
Руководство и лидерство являются частью управления, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных.
Управление — направленное воздействие на систему или отдельные процессы, происходящие в ней, с целью изменения ее состояния или придания ей новых свойств и качеств [8, c. 61].
Руководство — произвольное (целенаправленное) воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, соответственно намерениям руководителя [11, c. 49].
Лидерство — процесс психологического влияния одного человека на других при их совместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга [8, c. 61].
Важно отметить, что при рассмотрении проблемы лидерства в зарубежной психологии отождествляются понятия «лидер» и «руководитель». Для отечественных исследователей характерно выделять руководство и лидерство как два различных явления [15].
Р. С. Филонович дает следующий перечень отличительных особенностей руководителя от лидера:
Руководитель: администратор, поручает, полагается на систему, работает по целям других, основа действий — план, использует доводы, контролирует, поддерживает движение, профессионал, принимает решения.
Лидер: инноватор, вдохновляет, работает по своим целям, основа действий — видение перспективы, полагается на людей, использует эмоции, доверяет, дает импульс движению, энтузиаст, превращает решения в реальность [8].
Параметры руководителя и лидера по отношению друг к другу определяются А. А. Романовым и А. А. Ходыревым [10]: (см. таблица № 1).
Таблица 1 — Параметры отношения лидера и руководителя.
Параметр | Реализация параметра. | |
руководителя. | лидера. | |
Рождение. | Назначение извне (по отношению к коллективу). | Выдвижение изнутри (из среды коллектива). |
Предназначение. | Выполнение санкционированных законом и должностными инструкциями функций. | Выполнение ожидаемых коллективом функций (экономических, коммуникативных и др.). |
Система санкций (обязанности и права). | Формализованная, нормализованная, согласованная, упорядоченная, последовательная. | Неформальная, эмоциональная, авторитарная, субъективная, нерегламентированная. |
Разработка приказа и реализация решений. | Согласованные и согласуемые, оформляемые документально, инструктивно предусмотренные, обязательные к выполнению. | Несогласованные, документально не подтверждаемые, инструктивно не предусмотренные, необязательные к исполнению. |
В зависимости от официального положения в организации, наличия прав и обязанностей понятия «руководитель» и «лидер» различаются по следующим параметрам:
Руководитель: назначается официально, даны права и полномочия законом, выполняет несколько социальных ролей, несет перед законом ответственность за деятельность группы и ее результаты, руководство имеет организационную природу.
Лидер: выдвигается неофициально, не является обладателем прав и полномочий, деятельность ограничивается рамками внутригрупповых отношений, не несет ответственности перед законом за работу группы и все, что в ней происходит, лидерство имеет психологическую природу [15].
Основные различия между лидерством и руководством сводятся к следующему:
содержание понятий: руководство предусматривает организацию всей деятельности группы, а лидерство характеризует психологические отношения, возникающие в группе «по вертикали», т. е. с точки зрения отношений доминирования и подчинения;
возникновение: руководство есть закономерный и необходимый атрибут процесса возникновения официальной организации, в то время как лидерство возникает спонтанно как следствие взаимодействия людей;
функционирование: руководство выступает как процесс правовой организации и управления совместной деятельностью членов организации, а лидерство — процесс внутренней социально психологической организации и управления общением и деятельностью;
социальная роль руководителя и лидера: руководитель есть посредник социального контроля и власти, а лидер — субъект групповых норм и ожиданий, которые спонтанно формируются в межличностных отношениях;
регламентация деятельности: деятельность руководителя регламентируется соответствующим правовым обеспечением, деятельность лидера обеспечивается морально-психологическими нормами совместной деятельности;
режим внешних связей: руководитель представляет группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне, лидер в своей активности ограничен внутригрупповыми отношениями [16].
В аспекте социальных взаимодействий людей различают содержание понятий управление и руководство. Так, Р. Х. Шакуров под руководством понимает часть управления, «заключающуюся в целенаправленной организации и оптимизации процесса управления коллективом с помощью административных полномочий и личного авторитета»; управление же есть «система целенаправленных нестандартных воздействий, совершаемых в связи с изменением условий внутренней и внешней среды» [17, c. 25].
А.Л. Свенцицкий рассматривает управление несколько иначе — как «целенаправленное, планомерное и систематическое информационное воздействие субъекта управления на объект с корректирующим учетом изменений, происходящих в последнем» [18, c. 102]. А. А. Деркач под управлением понимает деятельность руководителей высшего уровня, не всегда предполагающую непосредственное межличностное взаимодействие людей как субъектов с разной служебной иерархией, а состоящей более в регулировании информационных потоков, т. е. некоторая объективная реальность, совокупность сложных процессов организации и самоорганизации природных и социальных феноменов [19, c. 31].