Задачи руководителя групповой дискуссии
Тактично останавливать «отклоняющихся», напоминать о целях и задачах дискуссии. Можно установить порядок выступлений с обязательным высказыванием каждого. Пресекать оценочные суждения, направленные на личные качества оппонента. Ориентировать вопросы на поиск сходства, обобщать полученные результаты. Уделять равное внимание каждому, оказывать поддержку всем участникам. Соблюдать равноправие… Читать ещё >
Задачи руководителя групповой дискуссии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эффективность групповой дискуссии как способа принятия группового решения зависит от многих факторов. Одним из наиболее существенных выступает подготовленность руководителя (ведущего) к процессу и его профессиональные умения. В процессе дискуссии ведущему приходится решать самые разнообразные задачи, которые условно можно разделить на три блока:
- 1) задачи, связанные с обсуждаемой проблемой;
- 2) задачи, относящиеся к группе в целом;
- 3) задачи, направленные на каждого участника в отдельности. Содержание этих задач и средства для их решения представлены
в табл. 15.1.
Задачи руководителя дискуссии на каждом этапе[1]
Таблица 15.1
Задачи. | Средства. |
Этап 1. Ориентация. | |
1.1. По отношению к проблеме. | |
Сформулировать цель и тему дискуссии. | Объяснить, что обсуждается, зачем нужная дискуссия в данной ситуации, в какой степени следует решить проблему. |
Установить регламент дискуссии. | Объявить участникам о временных границах дискуссии, порядок и длительность перерывов. |
Заинтересовать участников, создать необходимую мотивацию. | Изложить проблему в виде противоречия, показать ее значимость. |
Добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками. | Задать контрольные вопросы участникам. |
Начать обмен мнениями. | Предоставить слово желающим или согласно выработанному принципу. |
1.2. По отношению к группе. | |
Познакомить участников, если они не знакомы. | Попросить представиться, предложить задать вопросы друг другу. |
Ориентировать на совместное решение. | Сообщить о преимуществах группового решения. |
Создать доброжелательную деловую атмосферу. | Демонстрировать образец своим поведением. |
1.3. По отношению к каждому участнику. | |
Добиться того, чтобы в работе приняли участие все. | Можно установить порядок выступлений с обязательным высказыванием каждого. |
Активизировать пассивных. | Обратиться с персональным вопросом. |
Оказывать поддержку выступающим. | Внимательно выслушивать каждого. |
Этап 2. Оценка. | |
2.1. По отношению к проблеме. | |
Собрать максимум предложений, постараться осветить все аспекты. | Выслушать всех. Свои предложения высказывать последним. |
Продолжение табл. 15.1
Задачи. | Средства. |
Провести анализ собранных мнений. | Подвести частичные итоги, выделить основные положения. |
Держаться в рамках проблемы, не допускать повторов и отклонений. | Тактично останавливать «отклоняющихся», напоминать о целях и задачах дискуссии. |
2.2. По отношению к группе. | |
Поддерживать высокий уровень активности группы. | Соблюдать равноправие в выступлениях — очередность и длительность. |
Поддерживать деловую атмосферу. | Требовать ясного изложения мыслей, уточнять неясные места. Больше слушать и меньше говорить самому. |
Нс допускать личной конфронтации участников. | Пресекать оценочные суждения, направленные на личные качества оппонента. |
Поддерживать теплую, дружескую атмосферу. | Использовать улыбку, поощрительные высказывания. |
2.3. По отношению к каждому участнику. | |
Уделять максимум внимания мнению каждого участника. | Внимательно выслушивать каждого. |
Способствовать ясной аргументации. | Уточнять неясные положения, просить объяснить свою точку зрения. |
Активизировать пассивных. | Обратиться с вопросом, просьбой высказать свое мнение. |
Сохранять беспристрастность. | Уделять равное внимание каждому, оказывать поддержку всем участникам. |
Этап 3. Завершение дискуссии. | |
3.1. По отношению к проблеме. | |
Четкое и внятное подведение итогов. | Формулировка вывода, решения или спектра решений. |
Оценить эффективность групповой работы. | Сравнить итог с поставленной целью. Если тема не исчерпана, предложить дискуссию в другой раз. |
3.2. По отношению к группе. | |
Принятое решение должно быть групповым. | При подведении итогов учесть, но возможности мнения всех членов группы. Предложить обменяться оценками принятого группового решения. |
Помочь группе прийти к согласованному мнению. | Ориентировать вопросы на поиск сходства, обобщать полученные результаты. |
Сохранять деловую доброжелательную атмосферу. | Подчеркнуть важность разнообразия предложений и подходов для нахождения оптимальной альтернативы. |
Задачи. | Средства. |
3.3. По отношению к каждому участнику. | |
Добиваться того, чтобы у всех (большинства) осталось чувство удовлетворения от участия в дискуссии. | Подчеркнуть вклад каждого в общий итог. Не жалеть заслуженных похвал. Поблагодарить всех членов группы за участие в дискуссии. |
- [1] Жуков /О. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: практич. пособие. Киров: Энном, 1991.