Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Виды и свойства внимания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Послепроизвольное — вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу… Читать ещё >

Виды и свойства внимания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выделяют три вида внимания:

  • 1) непроизвольное — пассивное, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего отклик раздражителя;
  • 2) произвольное — активное, волевое, сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Быстро утомляет, требует волевых усилий для поддержания. Условия, облегчающие произвольное сосредоточение внимания: включение в познание практического действия (например, сопровождение чтения конспектированием облегчает удержание внимания на содержании научной книги); оптимальное психическое состояние человека (утомление и эмоциональное возбуждение ослабляют сосредоточенность).
  • 3) послепроизвольное — вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного.

С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет, и мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. К числу основных характеристик внимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение.

Под объемом внимания понимается то количество объектов, которые могут быть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени. Ряд исследователей в понимании объема внимания предлагают исходить из объема информации, на котором может сосредоточиться сознание ребенка с тем, чтобы использовать эту информацию. Устойчивость внимания — это способность ребенка не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объекте внимания. Характеристиками устойчивости внимания являются временные параметры длительности сохранения направленности и сосредоточенности психической активности без отклонения от исходного качественного уровня. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий, интерес.

Отвлекаемость — свойство, противоположное устойчивости, — колебания, периодическое ослабление внимания к конкретному объекту деятельности, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Концентрация внимания предусматривает так определение способности субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех. Оценку концентрации внимания производят по интенсивности помех. Чем меньше круг объектов внимания, тем выше концентрация. Сосредоточение на объекте обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете. Распределение внимания свидетельствует о возможности ребенка направлять и сосредоточивать внимание, на нескольких независимых переменных одномоментно. Характеристиками распределения внимания в эксперименте являются временные показатели, полученные в результате сопоставления длительности правильного выполнения одной задачи и выполнения этой же задачи совместно с другими (двумя или более) задачами. Переключение внимания представляет собой перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую.

Характеристикой переключения внимания является степень трудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от одного вида деятельности к другому. Легкость или трудность переключения внимания обусловливается также индивидуальными особенностями ребенка, а именно свойствами его нервной системы. У лиц, характеризующихся подвижной нервной системой (быстрым переходом от возбуждения к торможению и обратно), переключение внимания осуществляется легче. Не менее значимы при переключении внимания и личностные особенности детей, а именно: их активность и заинтересованность, уровень мотивации и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой