Проблема мегарегулятора в России
Осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций по контролю и надзору за субъектами страхового дела, в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных… Читать ещё >
Проблема мегарегулятора в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С 2004 г. начался процесс формирования института универсального финансового надзора. В частности, Федеральная Служба по финансовым рынкам России (ФСФР) была образована Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с этим Указом ФСФР были переданы функции по контролю и надзору упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упраздненного Министерства труда и социального развития Российской Федерации и функции по контролю деятельности бирж упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также функции, но контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов Российской Федерации. 4 марта 2011 г. в России завершилось формирование института мегарегулятора: к ФСФР была присоединена Федеральная служба страхового надзора России, окончательное упразднение которой относится к 1 сентября 2013 г.
Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются:
- • осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;
- • обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- • осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций по контролю и надзору за субъектами страхового дела, в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж, бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов;
- • контроль и надзор в сфере страховой деятельности, включая ведение Реестра субъектов страхового дела, выдачу, приостановку и отзыв лицензий страховым, перестраховочным и брокерским компаниям, а также обществам взаимного страхования, контроль исполнения нормативных актов, регулирующих страховую деятельность и выдачу предписаний об устранении нарушений, контроль финансовой устойчивости страховых организаций.
С 1 сентября 2013 г. Банку России передаются полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», в ред. от 28.12.2013 № 423-?3), что показывает стремление к еще большей концентрации финансовой власти страны уже в рамках Центрального банка. В свою очередь, ЦБ РФ как универсальный мегарегулятор вследствие неразвитости фондового, инвестиционного, страхового финансовых рынков, несовершенства законодательства как в отношении всего финансового рынка, так и его отдельных секторов, пока в перспективе не сможет выполнять присущую западным моделям мегарегуляторов функцию эффективного государственного менеджера. Даже на рынках развитых стран, особенно в условиях либеральных моделей регулирования, такие организации не всегда эффективны, регулирование же так называемых формирующихся, в частности, крупнейших экономик мира: Бразилии, Индии и Китая — все еще находится на этапе умеренной либерализации и сохранения специализированного регулирования и надзора[1].
- [1] Dreaming With BRICs: The Path to 2050 — Economic Research from the GS Financial Workbench. URL: gs.com