Объект и база начисления страховых взносов
В 2012 г. планируется очередное изменение тарифов страховых взносов, вызванное, в первую очередь, негативным влиянием высокой совокупной ставки на оплату труда в сфере среднего и малого бизнеса. Уменьшение тарифов может быть либо одинаковым для всех групп страхователей (например, до 30%), либо только для малых и средних предприятий, либо в рамках установления специальной прогрессивной шкалы… Читать ещё >
Объект и база начисления страховых взносов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Состав объекта обложения страховыми взносами и база начисления представлены в ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах на обязательное пенсионное, медицинское страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Начисление взносов должно осуществляться по следующей методике: необходимо начислять взносы на все выплаты, осуществляемые в пользу работников или третьих лиц, за исключением специально оговоренных случаев.
Для работодателей (кроме физических лиц) в объект обложения включены: выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по группе авторских (лицензионных) договоров. Объект обложения у работодателей — физических лиц аналогичен, за исключением того, что взносы начисляются на выплачиваемые вознаграждения.
Объект обложения для самозанятого населения представляет собой годовую сумму законодательно установленных минимальных заработных плат, т. е. МРОТ х 12.
База начисления для работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц. Расчетный период составляет календарный год. База начисления определяется отдельно для каждого физического лица нарастающим итогом с начала календарного года по завершении каждого месяца. Базовая предельная (за весь расчетный период) сумма облагаемых взносами выплат была установлена на 2010 г. в размере 415 ООО руб. Она индексируется ежегодно в соответствии с ростом средней заработной платы в стране и устанавливается на очередной год постановлением Правительства РФ. Так, на 2011 г. коэффициент индексации составил 1,1164, соответственно лимит облагаемой взносами суммы выплат, начисляемых в пользу одного физического лица за 2011 г., составит 463 000 руб.
Не подлежат обложению взносами (как и ранее ЕСН) следующие виды выплат и вознаграждений:
- — законодательно установленные государственные пособия;
- — все виды законодательно установленных компенсационных выплат в пределах установленных норм;
- — единовременная материальная помощь, оказываемая работникам в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными событиями, а также в связи со смертью работника или его близких родственников (в любом размере) или любая материальная помощь, но в размере не более 4000 руб. в год;
- — суммы страховых взносов по наиболее социально значимым видам личного страхования;
- — суммы денежного довольствия и иных выплат, получаемых военнослужащими и иными лицами, получающими вознаграждения за службу военного характера;
- — и некоторые другие (еще более 10 видов узкоспециализированных выплат).
База начисления для самозанятого населения не устанавливается в зависимости от уровня индивидуальных доходов, а определяется для всех стоимостью страхового года (S). Фактически индивидуальные предприниматели обязаны платить взносы только с минимальной заработной платы, но по тарифам, установленным на общих основаниях или для тех групп страхователей, к которым они принадлежат по роду своей деятельности.
S = МРОТ x 12 x Т, где МРОТ — законодательно установленный на начало финансового года минимальный размер оплаты труда (в 2011 г. — 4330 руб.); Т — страховой тариф в соответствующий внебюджетный фонд.
Самозанятое население не платит в обязательном порядке взносы в ФСС, но может платить их на добровольных началах, чтобы получить право на страховые социальные пособия.
Страховые тарифы
Сложившаяся в России к 2010 г. система тарификации взносов на социальное страхование прошла достаточно долгий эволюционный и реформационный путь. При создании системы в начале 1990;х гг. существовал наиболее полный и простой вариант тарифов — единые ставки на всю сумму выплат, начисленных в пользу физических лиц, за исключением законодательно установленных выплат. В 2001 г., можно сказать, впервые в мире в рамках ЕСН стали применять регрессивные шкалы: было установлено.
3 пороговых размера налоговой базы для одного физического лица, по достижении которых налоговые ставки снижались, минимальная ставка составляла 2% (в части, зачисляемой в федеральный бюджет на базовые части пенсий). С 2010 г. принят вариант тарификации, которого придерживаются многие страны Западной Европы: установлена единственная максимальная граница облагаемой суммы, ниже которой для одного и того же физического лица действует одинаковый тариф, а выше которой взносы не уплачиваются вовсе. Страховые тарифы теперь не дифференцируются в зависимости от размера базы начисления, но различаются в зависимости от характеристик самого страхователя и его деятельности.
Строгое соответствие размеров базы начисления взносов и размеров социальных выплат отражает усиление действия страховых принципов в системе социального страхования, по крайней мере для выплат, рассчитываемых из заработка.
Пример
Установление максимальной границы заработка, облагаемого взносами, ограничивает и максимальный размер пособий по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, рассчитываемых из заработка работника. Например, если предельный размер базы начисления составлял 463 тыс. руб. за два года, предшествующих месяцу исчисления пособия, то максимальный размер дневного пособия по временной нетрудоспособности составит 1268,49 руб. (463 тыс. руб. x 2: 730 дней).
То же самое относится и к пенсионным взносам. Без учета инвестиционной составляющей накопительной части пенсии, работник, за которого в течение года уплачены взносы в максимальной сумме, может гарантированно рассчитывать на получение месячной трудовой пенсии по старости в размере 528 руб. (463 тыс. руб. x 26%: 19 лет: 12 месяцев, где 19 лет представляют собой ожидаемый период выплаты пенсии, законодательно принятый для расчета трудовых пенсий). С учетом проводимой ежегодной индексации пенсионного капитала данная сумма будет увеличиваться пропорционально уровню инфляции и росту средней заработной платы в стране. Учитывая распределительный характер пенсионного страхования, пенсионные взносы в текущем периоде поступают на выплату пенсий современным пенсионерам (договор поколений), соответственно, суммы взносов, уплачиваемых с максимальной базы начисления, достаточно, чтобы оплатить базовый размер страховой части пенсии по старости для 40 пенсионеров.
Принятые тарифы страховых взносов на 2010;2019 гг. для основной группы страхователей представлены в табл. 2.4. Как и ранее, предусмотрено разделение общего платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Все застрахованные лица с 1967 г. рождения получили право на формирование накопительной части трудовой пенсии. Соответственно, для них установлено два вида тарифов: на страховую часть пенсии и накопительную часть пенсии. Все лица старше этого возраста имеют право только на страховую часть пенсии: за них взносы уплачиваются только по единому тарифу.
В 2012 г. планируется очередное изменение тарифов страховых взносов, вызванное, в первую очередь, негативным влиянием высокой совокупной ставки на оплату труда в сфере среднего и малого бизнеса. Уменьшение тарифов может быть либо одинаковым для всех групп страхователей (например, до 30%), либо только для малых и средних предприятий, либо в рамках установления специальной прогрессивной шкалы, снижающих ставки для низких заработков и увеличивающих — для высоких. Вопрос должен быть решен до начала года.
Таблица 2.4. Тарифы страховых взносов для работодателей с 2011 г. (%).
Год. | Пенсионный Фонд РФ. | Фонды ОМС. | Фонд социального страхования РФ. | Итого. | ||||
Всего. | На финансирование страховой части трудовой пенсии. | На финансирование накопительной части трудовой пенсии для лиц 1967 года рождения и моложе. | Федеральный Фонд ОМС. | Территориальные фонды ОМС. | ||||
для лиц 1966 года рождения и старше. | для лиц 1967 года рождения и моложе. | |||||||
На 2011 г. | 26,0. | 26,0. | 20,0. | 6,0. | 3,1. | 2,0. | 2,9. | 34,0. |
С 2012 г. | 26,0. | 26,0. | 20,0. | 6,0. | 5,1. | 0,0. | 2,9. | 34,0. |
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах на обязательное пенсионное, медицинское страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» для определенных категорий страхователей, обладающих особым социально-экономическим статусом, установлены пониженные размеры страховых тарифов на 2011;2019 гг.:
- 1) сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
- 2) организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;
- 3) плательщиков страховых взносов, производящих выплаты лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы (в отношении указанных выплат), общественных организаций инвалидов, для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов составляет не менее 25%, для учреждений, созданных для социальной, правовой и иной помощи инвалидам, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов;
- 4) хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ;
- 5) организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;
- 6) определенных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий;
- 7) российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск и издание средств массовой информации;
- 8) организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которых являются установленные законом виды деятельности от пищевого производства до управления недвижимостью (всего более 20 видов).
Например, организации, подпадающие под действие закона «Об инновационном центре «Сколково» «обязаны платить взносы только в ПФР и в размере только 14%.
" Выпадающие" доходы внебюджетных фондов от применения пониженных тарифов (т.е. недоплаченные страховые взносы) компенсируются из федерального бюджета.