Принятие групповых решений
После постановки проблемы основная задача заключается в сборе данных по указанной проблеме. В этом состоит? ервая фаза, которая носит в основном фактографический и объективный характер. В этот? ериод участники собрания воздерживаются от оценки собираемых фактов. Феноменология решения групповых задач включает ряд проявлений, таких, как: социальная фасилитация, сдвиг риска, групповая поляризация… Читать ещё >
Принятие групповых решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Групповая задача как объект и источник принятия группового решения
В данном случае речь идет о групповом обсуждении какой-либо проблемы, в результате которого группа принимает определенное решение. Среди выделяемых с? ециалистами ?еременных процесса принятия группового решения задача занимает весьма существенное место: во многом она может быть квалифицирована как источник и объект этого процесса.
Наиболее обобщенная классификация групповых задач разработана Д. Хакменом и Ч. Моррисом. Она включает следующие типы групповых задач:
- — продуктивные (их решение ведет к получению оригинальных, творческих продуктов, например, к генерированию новых идей);
- — дискуссионные (требуют от членов группы дискуссии по поводу конкретного вопроса и выработки согласованного решения);
- — проблемные (они требуют выявления с? ецифики процесса, развертываемого с целью решения некоторой проблемы).
Групповая задача (согласно М. Шоу) имеет такие измерения, как;
- — трудность (величина усилия, требуемого для выполнения задачи);
- — множественность решений (сложное измерение, включающее набор возможных приемлемых решений, альтернативы выполнения задачи, сте? ень верификации приемлемых решений);
- — внутренний интерес к задаче (сте?ень, в которой задача сама по себе представляет интерес для членов группы, побуждая их активность);
- — требования коо? ерации (сте?ень интеграции действий членов группы для выполнения задачи);
- — интеллектуально-манипулятивные требования (диапазон требований к решению задачи: от чисто умственного, до чисто двигательного характера);
- — популяционное знакомство (сте?ень, в которой члены группы уже сталкивались с подобной задачей в жизни).
Феноменология решения групповых задач включает ряд проявлений, таких, как: социальная фасилитация, сдвиг риска, групповая поляризация, синхронизация уровней притязаний, заключение сделок, ведение? ереговоров и др.
Социальная фасилитация представляет собой изменение поведения индивида в результате присутствия других людей. Эмпирические исследования показывают, что присутствие других людей: повышает уровень физиологического возбуждения индивида, если он выполняет сложную задачу: повышает скорость выполнения простой задачи и снижает скорость выполнения сложной задачи; уменьшает точность сложного действия и немного увеличивает точность простого действия. Сдвиг риска проявляется в принятии участниками в груп? е более рискованных решений, чем в одиночку. Феномен групповой поляризации заключается в разбиении группы на подгруппы участников, со сходными мнениями относительно предполагаемого решения.
Процесс группового принятия решений состоит из четырех фаз:
- 1. установление фактов (групповое интервью);
- 2. оценка фактов (мнения по поводу установленных фактов);
- 3. поиск решений;
- 4. принятие решений.
После постановки проблемы основная задача заключается в сборе данных по указанной проблеме. В этом состоит? ервая фаза, которая носит в основном фактографический и объективный характер. В этот? ериод участники собрания воздерживаются от оценки собираемых фактов.
Вторая фаза носит оценочный характер. Участники имеют возможность говорить все, что они думают о собранных данных. Руководитель собрания в это время регистрирует высказываемые мнения.
Третья фаза представляет собой поиски решения. Ее можно назвать «квазибрейнстормингом», когда от группы требуется максимум воображения для порождения разнообразных решения рассматриваемой проблемы.
Принятие решения относительно варианта действий из предложенных решений данной проблемы составляет содержание четвертой фазы. При этом варианты решения группа сопоставляет с диагнозом, установленным во время второй фазы, одни из них она отбрасывает, другие — объединяет и затем приходит к окончательному решению, удовлетворяющему всех участников группы.