Сделки с пороком субъективной стороны
Если гражданина, совершившего сделку, впоследствии признают недееспособным, опекун может обратиться в суд с иском о признании такой сделки недействительной, однако на нем будет лежать бремя доказывания того факта, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значение своих действий или руководить ими. В случае признания судом сделки недействительной применяются правила… Читать ещё >
Сделки с пороком субъективной стороны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К сделкам такого рода, или, точнее говоря, к сделкам с пороками воли, относятся упоминаемые в ст. 177—179 ГК РФ сделки, совершенные: гражданами, не способными понимать значение своих действий или руководить ими; под влиянием существенного заблуждения; под влиянием обмана, насилия, угрозы, или неблагоприятных обстоятельств.
Объединяет такого рода сделки то, что при их совершении воля лиц формируется неправильно, либо вовсе отсутствует. Такие сделки оспоримы.
Сделка, совершенная гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими, является оспоримой и может быть признана судом недействительной по иску гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
Если гражданина, совершившего сделку, впоследствии признают недееспособным, опекун может обратиться в суд с иском о признании такой сделки недействительной, однако на нем будет лежать бремя доказывания того факта, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значение своих действий или руководить ими. В случае признания судом сделки недействительной применяются правила о двусторонней реституции.
Сделка, совершенная под влиянием заблуждения, признается судом недействительной, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила сделку, если бы знала о действительном положении дел. Законодатель закрепил ряд условий, при которых заблуждение считается существенным: 1) сторона допустила очевидные оговорку, описку, опечатку и т. п.; 2) сторона заблуждается в отношении предмета сделки, в частности таких его качеств, которые в обороте рассматриваются как существенные; 3) сторона заблуждается в отношении природы сделки; 4) сторона заблуждается в отношении лица, с которым она вступает в сделку, или лица, связанного со сделкой; 5) сторона заблуждается в отношении обстоятельства, которое она упоминает в своем волеизъявлении или из наличия которого она с очевидностью для другой стороны исходит, совершая сделку. Важно, что заблуждение относительно мотивов сделки не является существенным.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге), возместить его стоимость в деньгах — если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Кроме того, сторона, по иску которой сделка признана недействительной, вправе требовать от другой стороны возмещения причиненного ей реального ущерба, если докажет, что заблуждение возникло по вине другой стороны. Если это не доказано, сторона, по иску которой сделка признана недействительной, обязана возместить другой стороне по ее требованию причиненный ей реальный ущерб, даже если заблуждение возникло по обстоятельствам, не зависящим от заблуждавшейся стороны.
Сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего. Обманом считается также намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.
Если такая сделка признана недействительной, то потерпевшему возвращается другой стороной все полученное ею по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре возмещается его стоимость в деньгах. Имущество, полученное, но сделке потерпевшим от другой стороны, а также причитавшееся ему в возмещение переданного другой стороне, обращается в доход Российской Федерации. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах. Кроме того, потерпевшему возмещается другой стороной причиненный ему реальный ущерб.