Русская культура второй половины XIX в
Отмена крепостного права, развитие капитализма ускорили научнотехнический прогресс, что требовало большого количества образованных людей: инженеров, юристов, квалифицированных рабочих. В пореформенную эпоху складывается новый общественный слой — российская интеллигенция. Новые явления духовной жизни России и Европы рубежа XIX—XX вв. вызвали к жизни поиск новых художественных методов… Читать ещё >
Русская культура второй половины XIX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Отмена крепостного права, развитие капитализма ускорили научнотехнический прогресс, что требовало большого количества образованных людей: инженеров, юристов, квалифицированных рабочих. В пореформенную эпоху складывается новый общественный слой — российская интеллигенция. Новые явления духовной жизни России и Европы рубежа XIX—XX вв. вызвали к жизни поиск новых художественных методов, изобразительных средств. Этот период, продолжавший и развивавший достижения золотого века, подготовил серебряный век русской культуры.
Потребность в профессионально образованных работниках вызвала расширение системы начального образования, что позволило повысить уровень грамотности населения приблизительно до 30% в начале XX в. Начальное образование давалось государственными, земскими и церковно-приходскими школами. Среднее образование можно было получить в гимназиях и реальных училищах. Значительную роль в распространении научных знаний и воспитании у народа интереса к чтению сыграло развитие издательского дела: издание дешевых учебников, букварей, художественной литературы сделало их общедоступными. В этом исключительно велика заслуга И. Д. Сытина и Ф. Ф. Павленкова, издававших серии научно-популярных книг для массового читателя.
Идет процесс дальнейшей дифференциации наук на фундаментальные и прикладные. Величайшим вкладом в мировую науку было открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов, а также достижения А. М. Бутлерова, Н. Д. Зелинского в области химии, II. Л. Чебышева, С. В. Ковалевской в области математики, А. Г. Столетова, А. С. Попова, П. Н. Лебедева, Н. Е. Жуковского в области физики и механики. Целые направления в науке возникли в результате энциклопедической деятельности В. И. Вернадского. Продолжались исследования русских географов — П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая и др.
В это время работают выдающиеся историки С. М. Соловьев, В. О. Ключевский. В Москве открыли свои двери посетителям первая московская публичная Румянцевская библиотека (1862), Политехнический (1872) и Исторический (1883) музеи, в Петербурге — Русский музей (1898).
В творчестве Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, И. А. Гончарова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, А. П. Чехова сохраняются традиции критического реализма. В развитие русского драматического театра неоценимый вклад внес А. Н. Островский, с именем которого тесно связан Малый театр в Москве.
Окончательно оформляется русская национальная музыкальная школа, в частности в творчестве композиторов «Могучей кучки», названной так музыкальным критиком В. В. Стасовым: М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова и др. Композиторы Г1. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин подняли отечественное музыкальное искусство на высочайший уровень. Важнейшими центрами музыкальной культуры были консерватории в Петербурге, Москве и других городах, императорские Мариинский и Большой театры.
В области изобразительного искусства побеждает реализм. В 1870 г. выпускники Академии художеств, не желающие мириться с официальной академической живописью, создают «Товарищество передвижных художественных выставок», просуществовавшее до 1923 г. «Передвижники» И. Н. Крамской, В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. И. Суриков стремились сделать искусство близким народу, активно занимались просветительской работой. К концу столетия на смену передвижникам приходят другие направления. Близка французской школе импрессионистов живопись И. И. Левитана, В. А. Серова. Многие художники искали новых живописных форм (М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев). В 1880-е гг. в Москве открылась Третьяковская галерея, названная по имени ее основателей — предпринимателей и меценатов братьев П. М. и С. М. Третьяковых. В 1892 г. она была передана в дар городу.
Для архитектуры этого времени характерна эклектика — смешение стилей. Постепенно поиск национального стиля привел к развитию «руссковизантийского» («неовизантийского») стиля с использованием элементов древнерусского зодчества. Ярким примером служит ансамбль Красной площади: здание Исторического музея (В. О. Шервуд), Верхние торговые ряды (А. Н. Померанцев), соседнее с ними здание Городской думы (Д. Н. Чичагов).
Во второй половине XIX в. возводятся многие монументальные скульптуры: памятник А. С. Пушкину в Москве (А. М. Опекушин, 1880), «Тысячелетие России» в Новгороде (М. О. Микешин) и др. Архитектура и градостроительство непосредственно зависели от направления экономического развития России в пореформенные десятилетия. Теперь не аристократические дворцы, а банки, магазины, вокзалы, доходные дома определяли общий облик городов России.