Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Антисоветская пропаганда США во время «холодной войны» (до 1985 года)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пропаганда США была разносторонней, захватывала самые разные области человеческой деятельности и использовала многочисленные каналы и приемы. Многие исследователи сходятся в мысли, что антисоветская пропаганда во время «холодной войны» была самой крупной кампанией подобного рода за всю историю человечества. Это связано не только с ее масштабами, но и с тем, что она в той или иной степени… Читать ещё >

Антисоветская пропаганда США во время «холодной войны» (до 1985 года) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отправной точкой «холодной войны», как известно, считается Фултонская речь, произнесённая 5 марта 1946 года Уинстоном Черчиллем в Вестминстерском колледже. Однако противоречия двух систем имели глубокие корни, что прекрасно иллюстрируют слова американского президента Г. Трумэна, сказанные им еще в начале Второй мировой войны: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если будет выигрывать Россия, то нам следует помогать Германии, и, таким образом, пусть они убивают как можно больше».

После Второй мировой войны две сверхдержавы-победительницы пытались установить свое влияние и навязать свою идеологию всё большему количеству стран. Советский союз имел кардинально отличавшуюся по взглядам политическую систему, поэтому к нему враждебно относились страны капиталистического устройства, прежде всего США. Именно Америка стала главным центром антисоветской пропаганды, как на территории своей страны, так и во внешней политике.

Сам термин «холодная война» впервые употребил Бернард Барух 16 апреля 1947 года в речи перед палатой представителей штата Южная Каролина. Это понятие трактуется как состояние отношений между социально разнотипными государствами, когда они, будучи открыто враждебными, все же не достигли фазы вооруженного конфликта. И хотя «холодная война» сопровождалась гонкой вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой, главным оружием всё-таки оставалась идеология.

война антисоветский америка Идеология во время «холодной войны» имела своей целью сокрушить потенциального противника «психологически» до того, как в дело будут брошены армии. И, кроме того, заручится поддержкой стран, сохраняющих нейтралитет.

Мы рассмотрим лишь некоторые, наиболее яркие, примеры антисоветской пропаганды в США, так как весь их список чересчур обширен. Следует помнить, что любое столкновение двух систем на мировой арене, а так же какие бы то ни было военные и политические события, отражались на количестве публикаций, их тоне и способе представления фактов.

Назначение пропаганды общеизвестно. Она призвана распространять политические, а также научные знания, воззрения, идеи, теории. Эти действия также часто называют «психологической войной» определяемой как «планируемое использование нацией или группой наций пропаганды или относящихся к ней мероприятий, направленных на враждебные, нейтральные или дружественные группы для оказания воздействия на образ мыслей, эмоции и поведение с тем, чтобы поддержать цели национальной политики США». В глазах большинства идеологов, главное в пропаганде — искусство обращения с фактом. «Большая пресса США накопила огромный опыт пропагандистского „обыгрывания“ факта, искусства „препарирования“ информации, манипулирования общепринятыми понятиями и терминами». По словам американского историка Ричард Уолтона: «Пресса несет основную ответственность за „холодную войну“ и за все трагедии, которые были ею вызваны».

Методы и приемы психологического воздействия, состоящие на вооружении пропаганды США, сродни тем средствам, к которым прибегает американская коммерческая реклама. Это родство пропаганды и рекламы обусловлено самой сущностью «американского образа жизни». Часто пропаганда соответствовала классическим канонам торговой рекламы, например, такому: «Успех рекламы — в постоянном повторении». То, в чем нужно убедить, следует повторять снова и снова. Кстати, на данном принципе была построена не только американская, но и любая другая пропаганда, например в гитлеровской Германии или в Советском союзе.

Пропаганда антисоветских настроений в Европе и США начинается почти сразу после разгрома гитлеровской Германии. В США сразу поняли опасность просоветских настроений, которые после войны, разумеется, были характерны для большинства граждан чуть ли не всех стран мира. Популярность СССР в ту пору растет, советский народ воспринимается как героический, избавивший мир от фашистской агрессии. Поэтому неудивительно, что статус США как лидирующей мировой державы пошатнулся, хотя Америка, несомненно, по экономическому развитию как и прежде занимала лидирующие позиции.

Уинстон Черчилль в Фултоне всего лишь высказал уже общеизвестный факт, о необходимости противостояния Советскому союзу, в связи с его кардинально отличными политическими установками.

Период наиболее жесткого противостояния, наиболее сложный для развития средств массовой информации пришелся на конец 1940х — начало 1950х годов. Для США это время поисков и разоблачений внутренних врагов. Президентским указом № 9806, изданным в ноябре 1946 года учреждалась временная комиссия по проверке «лояльности» государственных служащих. «Через несколько месяцев, 23 марта 1947 года, временная комиссия была преобразована в постоянное управление, вплотную занявшееся проверкой политической благонадежности более двух с половиной миллионов американцев, состоявших на государственной службе. Президент Трумэн гарантировал „законность“ данной кампании, создав государственный институт преследования инакомыслящих».

С самого же начала к преследованию «неблагонадежных» и разжиганию шовинистической истерии подключилась на первых порах правая, реакционная, а затем — чуть ли не вся буржуазная пресса Соединенных Штатов.

Используя широкие возможности прессы, Белый дом ссылался на результаты опросов общественного мнения, отражавшие распространяемые им убеждения о советской угрозе национальной безопасности США для оправдания необходимости жестокой политики в отношении СССР.

В 1948 году были организованы процессы над «коммунистами» и «коммунистическими шпионами». Буржуазная пресса США восторженно встретила всплеск антикоммунистической истерии. Газета «Нью-Йорк пост» назвала слушания в конгрессе логическим ответом на подрывные действия «антидемократических сил», «Нью лидер» увидела «метлу, которая выметает тоталитаристов из Вашингтона». Лишь несколько органов периодической печати, включая журнал «Нейшн», угадали в объявленной войне против инакомыслящих «возможность распространения злостных слухов, деформации личности и сведения личных счетов». Основная масса газет и журналов, политических обозревателей и радиокомментаторов была единодушна в позитивной оценке происходящего.

Это была, так называемая, «охота на ведьм», то есть поиск агентов Кремля и тайных сторонников коммунистов. Со временем этот период получил название маккартизма, в честь сенатора Джозефа Рэймонда Маккарти, ставшего основоположником процесса антикоммунистической борьбы. Для СМИ эти события оказали даже положительное влияние: так, именно в этот период начинается бурное развитие телевещания (количество телестанций выросло с 7 до 23), которое становится важным фактором формирования общественного мнения.

Еще одним шагом в ходе пропаганды стала «кампания правды». В апреле 1950 года президент Трумэн выступил в Американском обществе газетных редакторов с речью, в которой призвал начать кампанию против коммунизма. Планы ее проведения были подготовлены помощником государственного секретаря Барретом. В ходе кампании рекомендовалось активно использовать радио и кинофильмы, увеличить число студентов, приезжающих в США из зарубежных стран. Резолюция требовала, чтобы «международная пропаганда» стала инструментом высшей национальной политики. На проведение «кампании правды» была выделена сумма в 131, 3 млн. дол. — огромная по тем временам. Весь комплекс мероприятий в рамках «кампании правды» стал открыто именоваться «психологическим наступлением» против СССР.

Не стоит забывать также и о плане Маршала, который, разумеется, был так же предпринят правительством США в политических целях. Или о создании Организации Североатлантического договора (НАТО) в 1949 году. Ее создание было воспринято Советским Союзом враждебно. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли, что НАТО является лишь организацией созданной в оборонительных целях, однако, все предложения сотрудничества с СССР были отклонены.

В 1950 году был создан еще один орган пропаганды — междуведомственное Бюро национальной психологической стратегии, подчиненное президенту через Национальный совет безопасности. В функции бюро входило «координирование зарубежной информации и психологической стратегии». В его составе были представители министерства обороны, объединенного комитета начальников штабов, «Администрации по взаимной безопасности» и Центрального разведывательного управления. Пропаганда велась в тесной связи с дипломатической деятельностью, военными приготовлениями и с непременным участием всех видов разведки. Мероприятия по пропаганде ежегодно щедро финансировались правительством США.

После смерти И. В. Сталина во внутриполитической жизни СССР происходит некоторая либерализация режима, ослаблением тоталитарной власти, появлением свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью миру, большей свободой творческой деятельности, в истории этот процесс получил название «оттепели». США, разумеется, не могли не отреагировать на такие, положительные, тенденции в политике коммунистов. В 1955 г. Хрущёв встретился в Женеве с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром и главами правительств Великобритании и Франции. В этот период наблюдается смягчение критики советского режима, отход от однозначных оценок и стереотипов эпохи маккартизма. Первый в истории визит советского руководителя в США в сентябре 1959 года широко освещался в СМИ. Еще раньше, в январе 1958 года, американский журнал Time назвал Никиту Сергеевича Хрущева человеком 1957 года.

Однако «смягчение» критики не значит ее прекращения, навязывание ложных представлений о Советском Союзе продолжается и в это время. Например, прессой США были отрицательно восприняты достижения Советского Союза в космосе. 12 апреля 1961 года на корабле «Восток-1» лётчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире полёт в космическое пространство. Это событие подтвердил высокий технический и научный уровень СССР и ускорил развитие космической программы в США. Однако американская стремилась свести на «нет» советские успехи в области освоения космоса. Во многих СМИ, например, высказвалась мысль о том, что полет нельзя считать полноценным в связи с тем, что космонавт приземлился с помощью парашюта.

«Холодная война» в журналистике продолжалась еще несколько десятилетий, то разгораясь с новой силой в моменты наивысших политическим противостояний, то снова затихая. После прихода к власти в СССР Брежнева в 1964 году идеологическое противостояние переходит на новый уровень, антисоветская пропаганда набирает обороты.

Еще одним, и, должно быть, главным, органом, отвечающим за антисоветскую пропаганду, было, созданное в 1953 году Информационное агентство Соединенных Штатов (ЮСИА). С течением времени, круг полномочий этого органа расширяется: ведение пропаганды в ходе выставок, организуемых США в зарубежных странах, финансирование деятельности издательств, распространяющих свою продукцию за рубежом и так далее. ЮСИА было органом, ответственным за ориентировку общественного мнения внутри США и за рубежом, постепенно агентство приобрело облик «главного штаба», формирующего политику и разрабатывающего оперативные планы «психологической войны».

С развитием техники и технологий каналов для пропаганды становилось всё больше. Одни из важнейших — набирающие всё большую радио и телевидение.

«Голос Америки» — радиовещательная сеть, проникающая в разные уголки мира и вещающая, соответственно, на 36 языках. Первый ее эфир состоялся 24 февраля 1942 года. «Мы будем говорить об Америке и войне, новости могут быть хорошими или плохими — мы будем сообщать вам правду», — такими словами радиостанция начала вещание.

Длительность передач «Голоса Америки» варьировалась от 30 минут в день до 24 часов. Программы для этих передач разрабатывались непосредственно в Вашингтоне. Это программы очень разного характера: развлекательные, новостные, рассказывающие об «американском образе жизни», затрагивающие темы науки, искусства, спорта, музыки и даже религии. Главной целью «Голоса Америки», возможно, была пропаганда антисоветской идеологии, но с другой стороны, вещание помогало повысить культурный уровень, сократить разрыв между передовыми странами и развивающимися. Важным моментом было то, что «Голос Америки» всегда откликался на международные события, например, в 1961 году многочасовые репортажи были посвящены «берлинской теме», в них критиковалась деятельность советского правительства и рассказывалось о различных (не всегда достоверных) фактах этого события. Однако, при информировании, например, о войне в Индокитае репортажи были направлены на оправдание действий американских сил.

Популярность кинематографа была так же использована американским правительством. Образцом подражания для американских режиссеров служили советские фильмы времен войны — русские захватчики в американских кинофильмах просто копировали действия и манеру поведения немецких захватчиков, а американские партизаны и подпольщики подражали советским. Впрочем, сравнить эти фильмы с советскими оригиналами у американских зрителей возможности не было, отсюда — однобокое представление о советских гражданах, в особенности о военнослужащих. Противостояние двух сверхдержав в горячих точках по всему миру привлекало внимание Голливуда, например, два фильма о приключениях Джона Рембо во Вьетнаме и Афганистане. Образ русского на экране почти всегда одинаков — это или люди, не обремененные умственными способностями или озлобленные и кровожадные агрессоры.

В периодике США, поддерживающей антикоммунистическую пропаганду, главное место отводилось трем большим журналам: иллюстрированный ежемесячный журнал «Америка» (распространяемый в СССР) и двухмесячные — «Problems of communism» и «Аль Хайят фи Америка» (для стран Ближнего Востока). Кроме периодики, в пропаганде очень часто участвовала и книжная продукция, это были научно-популярные или иногда художественные жанры.

К концу 1960х годов в мире уже сложилась достаточно стабильная политическая система. СССР и США достигли стратегического равновесия. Несмотря на продолжающуюся «холодную войну», шла политика разрядки международной напряженности. В 1972 году Никсон стал первым президентом США, посетившим с официальным визитом Москву.

Торжеством политики «разрядки» стало подписание 33 странами Европы, США и Канады 1 августа 1975 года в Хельсинки Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. «Холодная война» могла завершиться, если бы не вмешательство СССР в Афганистан. Это стало причиной нового и последнего витка «холодной войны» и сопровождавшей ее антисоветской пропаганды. Идеологическое противостояние вышло даже за рамки средств массовой информации и перешла на такие изначально далекие сферы как спорт: президент США Джим Картер призвал бойкотировать игры XXII Олимпиады в Москве.

В 1983 году Рональдом Рейганом во время выступления во Флориде был выдвинут лозунг, активно поддерживаемый прессой: «Советский Союз — империя зла» («центр Зла в современном мире»). Президент США объявил своей главной задачей борьбу с СССР. Хотя и выразил намерение идти на договоры с Москвой во имя мира.

Заключение

Пропаганда США была разносторонней, захватывала самые разные области человеческой деятельности и использовала многочисленные каналы и приемы. Многие исследователи сходятся в мысли, что антисоветская пропаганда во время «холодной войны» была самой крупной кампанией подобного рода за всю историю человечества. Это связано не только с ее масштабами, но и с тем, что она в той или иной степени использовала все разработанные к тому времени каналы передачи информации: радио, периодические и художественные издания, телевидение, только начинавший развиваться интернет и менее традиционные: художественные выставки, киноиндустрию, промышленное производство. Рост популярности американского образа жизни, кроме того, был отчасти заслугой антисоветской пропаганды, в самом Советском Союзе молодежь стремилась вырваться за железный занавес, получить популярные в Америке товары, слушать англоязычную музыку и смотреть голливудские фильмы.

США не раз удавалось убедить в мир в том, что СССР — монстр, враг мирового сообщества.

В 1985 году Михаил Горбачев объявляет в СССР курс на перестройку и гласность, поэтому отношение США и СССР резко меняются. Позже происходит утрата руководящей роли КПСС и, наконец, экономический коллапс в Советском Союзе. В конечном итоге, обременённое экономическим кризисом, социальными и межнациональными проблемами советское государство прекратило свое существование. На этом в «холодной войне» была поставлена точка, двуполярная система мира была разрушена. Потребность в антисоветской пропаганде отпала сама собой.

Библиография

  • 1. Живейнов Н. И. Капиталистическая пресса США. — М., 1956.
  • 2. Иванян Э. А. От Дж. Вашингтона до Дж. Буша. Белый Дом и пресса. — М, 1988.
  • 3. Андрунас Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. — М., 1991.
  • 4. Прутцков Г. В. История зарубежной журналистики. 1945;2008. Под ред. Я. Н. Засурского; - М., 2008. — С. 13−121.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой