Урок 21. СЛЕДЫ ТАТАРЩИНЫ В РУССКОЙ ЖИЗНИ
Так как книг было мало, ученых священников, способных наставлять народ в вере, также было недостаточно, то татарщина вела другую беду. Народ забывал христианскую веру. Во многих местностях население только по названию было христианским и строго держалось старых языческих обычаев. С упадком веры соединялся и упадок доброй жизни. В течение 250 лет татарской неволи русские постоянно обращались… Читать ещё >
Урок 21. СЛЕДЫ ТАТАРЩИНЫ В РУССКОЙ ЖИЗНИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Когда Иоанну понадобились разные сведущие люди, то их пришлось доставать из-за границы. Значит, в эту пору мы были крайне бедны знаниями. Но знаний у нас не могло и быть, потому что не существовало почти никаких училищ, где бы можно было приобретать знания. Не только узнать какую-нибудь науку, но просто выучиться читать было тогда очень трудно. Грамотный человек был редкостью. Даже духовные лица, которым, по своему званию, нужно быть учителями других, не отличались грамотностью. Один архиерей писал в это время московскому митрополиту: «Для поставления в священный сан ко мне приводят мужика. Велю ему Апостол читать, а он и ступить не умеет; велю дать псалтырь — он и по той едва бредет. Я отказываю; мне говорят: земля, господин, такова, не можем добыть человека, кто бы грамоте умел». Что в эту пору у нас не было училищ, что крайне мало было сведущих людей — в этом виновата была татарщина. Когда мы были данниками татар, нам недоставало денег, чтобы иметь училища: все наше богатство поглощали татары.
Так как книг было мало, ученых священников, способных наставлять народ в вере, также было недостаточно, то татарщина вела другую беду. Народ забывал христианскую веру. Во многих местностях население только по названию было христианским и строго держалось старых языческих обычаев. С упадком веры соединялся и упадок доброй жизни. В течение 250 лет татарской неволи русские постоянно обращались с татарами. Татары же были народ грубый и дикий. От знакомства и обращения с татарами и русские люди сделались грубее, чем были прежде. Прежде русские люди отличались мягкостью нрава. Теперь нередко они выказывали возмутительную жестокость.
Так, например, когда москвичи ходили на Новгород, то на пути они все жгли и грабили, пленникам резали носы и уши, убивали скот, которым нельзя было воспользоваться. По обычаю татар русские стали запирать своих жен в терема, не выпускать их никуда и обращаться с ними презрительно. Если женщина рожала только дочерей, то подвергалась оскорблениям от своих и посторонних людей. На пирушках женщины не присутствовали. Отсюда у нас распространилось пьянство и употребление срамных слов, потому что некому было сдерживать мужчин.
Огрубение нравов вело к суровости закона. Теперь недостаточно было легких наказаний, чтобы сдерживать дурных людей. Судебник, изданный Иоанном III и заключающий в себе правила для производства суда над преступниками, назначает самые лютые казни для нарушителей закона. Так, за воровство, сделанное в первый раз, назначено битье виновного кнутом; за воровство, сделанное во второй раз, — смертная казнь. Воровство священных вещей из церкви, а также похищение людей и в первый раз вело к смертной казни. Битье кнутом определено по судебнику и для того, кто повредит или уничтожит межевые знаки на великокняжеских, боярских или монастырских землях. За убийство, разбой и поджигательство назначена смертная казнь.
Вопросы для повторения
- 1. Какой след оставила татарщина на нашем образовании, на нашей жизни, на нашем законодательстве?
- 2. Припомните судьбы русского просвещения, Кирилла и Мефодия, Владимира I, Ярослава, Владимира Мономаха, Александра Невского.
- 3. Припомните историю христианской веры в нашем отечестве, сказание об апостоле Андрее, Ольге, крещение Руси, монастыри Печерский, Троицкий.
- 4. Припомните нравы славян, сравните их с нравами татар, укажите татарский след в нравах времен Иоанна III.
- 5. Кто был первым русским законодателем?
- 6. Сколько столетий прошло от Ярослава I до Иоанна III?
- 7. Скажите коротко, чем замечательно княжение Иоанна III?