Художественное творчество в России
Последнее десятилетие XX столетия прошло под знаком возвращения художественных произведений, ранее недоступных или малодоступных российским гражданам. Этому способствовало бурное развитие частного книгоиздания. На прилавках появились ранее запрещавшиеся произведения выдающихся русских писателей, поэтов, мыслителей — А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, П. Н. Васильева, В. В. Набокова, М. А… Читать ещё >
Художественное творчество в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сложные, многоплановые процессы происходили в российском искусстве, в сфере художественного творчества. К числу их наиболее зримых черт 1990;х гг. можно отнести коммерциализацию, отсутствие идеологических ограничений, огромное влияние зарубежной массовой культуры.
Последнее десятилетие XX столетия прошло под знаком возвращения художественных произведений, ранее недоступных или малодоступных российским гражданам. Этому способствовало бурное развитие частного книгоиздания. На прилавках появились ранее запрещавшиеся произведения выдающихся русских писателей, поэтов, мыслителей — А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, П. Н. Васильева, В. В. Набокова, М. А. Булгакова, А. И. Солженицына, И. А. Бродского, В. Е. Максимова и многих других. Российские читатели получили возможность познакомиться с произведениями мировой литературы, которые раньше в стране не издавались. Восстанавливали связи с Россией ранее покинувшие ее деятели культуры. Огромную работу по сохранению культурного наследия, возвращению утраченных в разные годы произведений отечественного искусства проводил Российский фонд культуры.
В литературе продолжалось развитие отечественных реалистических традиций. В этом направлении продолжили свое творчество В. П. Астафьев, В. Г. Распутин, М. Н. Алексеев, Ю. В. Бондарев и др. Появилось немало новых интересных писателей-реалистов, которые в своих произведениях стремились осмыслить православное духовное наследие и христианские нравственные законы — В. Н. Николаев, А. Ю. Сегень, М. М. Попов,.
A. И. Семенов. В то же время большую популярность приобрели писатели, работавшие в стиле постмодернизма. В числе наиболее читаемых были.
B. Н. Войнович, А. Г. Битов, Т. Н. Толстая, Д. А. Пригов, В. О. Пелевин, В. А. Пьецух, Е. А. Попов, Л. С. Петрушевская.
Новые экономические реалии оказали заметное влияние на развитие российского кинематографа. Отсутствие государственной поддержки привело к резкому сокращению выпуска фильмов. Если в 1992 г. было снято 178 кинокартин, то в 1995 г. — лишь 46. Это привело к тому, что в 1990;е гг. на российском кинорынке доминировали западные ленты. И опытные, и начинающие российские режиссеры столкнулись с проблемой экономической эффективности кино. Коммерциализация этого вида искусства оказала влияние на его проблематику и стилистику. Если «криминально-детективные» особенности России 1990;х гг. нашли достаточно «красочное» отражение, то вопрос о положительном «герое нашего времени» оставался открытым. В отечественном кинематографе значительный резонанс получили фильмы режиссеров Н. С. Михалкова, П. С. Лунгина, В. П. Тодоровского, А. В. Рогожкина, Э. А. Рязанова, С. В. Бодрова-старшего, В. И. Хотиненко. Ежегодно проводился Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи, в конце 1990;х гг. был возрожден Международный московский кинофестиваль. Во второй половине 1990;х гг. бурное развитие получили отечественные телесериалы, не отличавшиеся, однако, большим тематическим разнообразием.
Получило дальнейшее развитие музыкальное искусство. С одной стороны, ценители классики имели возможность посещать концерты выдающихся дирижеров и исполнителей симфонических произведений, оперных и балетных спектаклей. С другой стороны, 1990;е гг. стали временем бурного развития новой молодежной музыкальной культуры, отличающейся большим стилевым разнообразием и охватом самой широкой аудитории.
В 1990;е гг. появилось много ярких театральных постановок. Наряду с известными театральными коллективами открывались новые театры, студии. Возродились спектакли-антрепризы. Зрителя чаще привлекали оригинальные режиссерские решения, игра старых и новых театральных «звезд». Многообразие форм, стилей и тем было присуще также изобразительному искусству. В целом развитие культуры отразило в себе незавершенность и противоречивость российских преобразований 1990;х гг.
Можно ли утверждать, что в сознании россиян произошла «культурная революция»?