Софисты и сократ
Таковы основные положения софистики, в большей или меньшей степени отраженные в высказываниях всех софистов. Вообще же учение софистов трудно унифицировать, так как между различными представителями имелись существенные расхождения по самым основным вопросам. В отношении религии софисты высказывали взгляды, подрывавшие старую веру в богов. В сочинении «Истины» Протагор отрицал возможность… Читать ещё >
Софисты и сократ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Софистика как направление в философии была значительным фактором культурной и социальной жизни классической Греции.
По своей профессии софисты были странствующими учителями мудрости и красноречия, переезжавшими из одного города в другой. Они выступали на общественных праздниках и торжествах, произнося соответствующие этим дням речи—панегирики городу, надгробные речи, восхваление какого-либо лида, общественного деятеля, командира, поэта или писателя.
Кроме демонстрации собственных талантов, образцов красноречия и блестящего стиля, софисты занимались преподаванием риторики, логики, грамматики и психологии. В качестве упражнения ученикам предлагались самые разнообразные темы, имевшие целью развить их логические и словесные способности: панегирики павлинам, мышам, горшкам, соли и пр. Отрицательной стороной софистики был доведенный до крайних пределов формализм, нередко переходивший в игру словами и понятиями, в схоластику. Философский скепсис и субъективизм не мешали, однако, некоторым софистам с успехом заниматься науками и искусствами.
Софистов делят на старших и младших. Из старших наиболее известны Протагор п Горгий. К младшим софистам принадлежат Антифонт, Алкидамант и Критий.
Расцвет софистики относится ко второй половине V в., ко времени высокого развития социально-экономической, политической и культурной жизни Афин. То было время, когда старая система знаний, покоившаяся на ионийской натурфилософии и наивном реализме, уже не могла удовлетворить запросычеловеческого ума. Социальная жизнь, накопленный опыт и культурно-философские запросы времени не умещались в рамках старых теорий и философских систем.
Впервые в истории человеческой мысли вставал вопрос о природе самого знания. Что такое знание? Как оно получается? Что является критерием объективной истины, и, наконец, вообще существует ли объективная истина?
На последний вопрос софисты давали отрицательный ответ.
Полнее всего точка зрения научного субъективизма или релятивизма (относительности) проведена в сочинениях Протагора, современника Перикла и Сократа, одного из самых известных греческих софистов. Всякое познание, учил Протагор, субъективно и потому имеет значение только для того человека, который его принимает. Возникая из взаимодействия наших чувств и природы, познания различны для каждого индивида в зависимости от различия их воспринимающих органов. Никакого сверхчеловеческого знания и сверхчеловеческих истин, в том числе и религиозных, не существует. Каждый о вещах судит в меру своего разума и считает это суждение правильным до тех пор, пока его противник логическими аргументами не докажет ему противоположного. Что кажется человеку правильным, то и на самом деле правильно. «Человек—мера всех вещей». Каждая вещь имеет две стороны и может быть рассматриваема с двух точек зрения. Так, например, болезнь для больного—зло, для врача—добро, и оба суждения одинаково правильны. Добродетель же, о которой так много спорят философы, Протагором рассматривается как наилучшее (нравственное) состояние, приводящее человека к деятельности.
В несколько измененном виде мысль Протагора повторяет другой знаменитый софист—Горгий (483—375 гг.) из города Леонтин в Сицилии. Горгий пользовался славой блестящего оратора, писателя и поэта. В сочинении «О природе», или «О несуществующем», Горгий проводит мысль, что бытия, как такового, самого по себе не существует. В самом деле, говорит Горгий, если что-либо действительно и существовало бы, то оно не могло бы быть выражено в словах, ибо слова не адэкватны мысли. Задача философии, по Горгию, состоит не в стремлении отыскать истину, ибо таковой пе существует, а в возбуждении людей к целесообразной, полезной и приятной деятельности.
«Мудрый не может стремиться к познанию, он может только возбуждать в других людях те впечатления, какие ему наиболее желательны».
Отрицая существование общеобязательных истин, софисты сильнее своих предшественников философов-натуралистов подчеркивали значение метода отбора и группировки материала, что в то время являлось большим научным прогрессом. Только владея философским методом, учили софисты, можно охватить все разнообразие естественных и социальных явлений. Знание организует природные способности человека, помогая ему ориентиров ваться в сложных условиях окружающей жизни. Образованный человек—в полном смысле совершенный, или добродетельный, человек, умеющий устанавливать правильные отношения к окружающей его социальной среде.
Таковы основные положения софистики, в большей или меньшей степени отраженные в высказываниях всех софистов. Вообще же учение софистов трудно унифицировать, так как между различными представителями имелись существенные расхождения по самым основным вопросам. В отношении религии софисты высказывали взгляды, подрывавшие старую веру в богов. В сочинении «Истины» Протагор отрицал возможность рационального знания о богах. «Относительно богов,—говорил он,—я не могу сказать, существуют ли боги или нет. Многое препятствует познанию этого: во-первых, неясность самого предмета и, во-вторых, краткость человеческой жизни». Еще дальше пошел софист Диагор Милетский, совершенно отрицавший существование богов и необходимость культа. Не меньшей смелостью и новизной отличались высказывания софистов в отношении рабства. Рабство, как и рабовладельческое государство (полис) объявлялись категориями не логического, а исторического порядка, т. е. невечными.
Софист Алкидамант утверждал, что «бог создал всех равными, природа никого пе сделала рабом». В отношении государства софисты выдвигали идею исторического происхождения государства и естественного права. Государство и законы рассматрпвались как результат договора, а демократия—как организованная защита бедных и слабых против покушений на их права со стороны сильных и богатых. Некоторые из софистов, например Каликл, проповедывали право сильного и оправдывали олигархические перевороты.
Сократ. Рам. Ватикан.
В истории античной культуры софисты занимают приблизительно такое же место, какое в западноевропейской культуре занимают французские энциклопедисты XVIII в. Не было ни одной жизненной сферы, которой не коснулись бы софисты. В экономике, политике, математике, естествознании и социологии — во всех областях человеческого знания софисты поставили ряд вопросов и выдвинули много новых точек зрения. Однако разрешению этих вопросов мешала идеалистическая основа философии софистов, присущий им скепсис и субъективизм.
К софистам непосредственно примыкал Сократ (469—399 гг.), сын афинского скульптора Софрониска и сам скульптор.
Несмотря на свою бедность, Сократ сумел, однако, получить солидное философское образование, обнаружив в этом отношении большую силу воли. С другой стороны, это характеризует и Афины, где даже самый бедный человек мог заниматься самыми тонкими и сложными вопросами науки и философии Учителями Сократа былисофисты. События внешней жизни Сократа крайне просты. Во время пелопоннесской войны он участвовал в трех сражениях, в Потидее он спас жизнь Алкивиаду. В качестве притана участвовал в процессе стратегов, командовавших при Аргинусских островах и приговоренных к смерти, причем имел мужество сохранить самостоятельность суждений. В 399 г. афинским судом Сократ был приговорен к смертной казни. Ему было поставлено в вину, что проповедуемое им новое учение подрывает основы государственности и демократии. Сократ был обвинен в безбожии и приговорен к смерти.
Согласно преданию, Сократ умер в совершенном спокойствии, считая себя абсолютно невиновным в предъявленных ему обвинениях. На предложение одного из своих учеников и друзей, Притона, советовавшего ему бежать в Фессалию, Сократ ответил отказом, считая такое предложение недостойным п противным законам страны. На вопрос друзей, как Сократ желал бы быть погребенным, он ответил, что для него совершенно это безразлично. «После его смерти не будет того Сократа, который вот теперь говорит со своими друзьями, но вместо живого человека останется его холодный, бездыханный труп». После беседы с друзьями Сократ принял принесенную ему чашу с цикутой (ядом) и скоро умер. Художественное описание последних минут жизни Сократа дано его учеником, философом Платоном, в «Апологии Сократа» и в диалоге «Федон»1.
Сократ является чрезвычайно яркой и интересной фигурой, занимающей по праву одно из первых мест в истории мировой мысли и философии. Интересна не только сама философская концепция Сократа, проложившая новые пути в сознании греческого народа, но также и его личность. Сократ был уроженцем демократических Афин и в течение всей своей жизни оставался сыном своего народа, патриотом своего города, признававшим и выполнявшим его законы. Обвинение же Сократа было построено на неправильном толковании его учения, проповедывавшего не разрушение демократических основ, а улучшение существующих порядков согласно с законами разума и высшей справедливости, которые он проповедывал.
В основном учение Сократа было таково. Сократ был рационалистом и считал разум основой человеческого существа, а знание—высшей добродетелью. Методом научного познания он вместе с софистами признавал диалектический метод, т. е. метод вопросов и ответов. Но, с другой стороны, Сократ совершенно отвергал познавательный нигилизм софистов. При этом центр философии и гносеологии Сократ из области физики и внешнего мира передвигал в этическую область и внутренне-психологическую сферу. Инстинкт, или внутренний голос, который Сократ называл «даймоном», подсказывал ему, что существуют абсолютные этические ценности. Разум эти ценности не постигает, это сверхразумные или сверхрациональные истины. Абсолютным, действительным знанием владеет только бог, человек же знает только одно, что он ничего не знает. И вот его, ничего не знающего Сократа, дельфийский бог провозгласил мудрейшим из людей. На свою учительскую деятельность Сократ смотрел, как на служение богу и пророчество или, как он образно выражался, как на искусство акушерии (майетике), помогающей родиться мысли. Его цель— найти не самое знание (софия), а разжечь любовь к знанию, в особенности высшему из всех знаний—философии.
Познавательный процесс, полагал Сократ, начинается с познания самого человека. «Познай самого себя»,—таков лозунг сократовской философии и гносеологии.
В признании существования объективной истины п преодолении гносеологического и этического скепсиса софистов состоит историческое значение сократовской философии. Сократ подготовил почву для платоновского идеализма, а учение Платона послужило исходной точкой философии Аристотеля, основоположника современной науки.
Подобно софистам Сократ имел свой круг сторонников или друзей, с которыми он вел беседы по самым разным вопросам практической жизни и теоретической мысли. Занятия сократовского кружка происходили в гимнасиях, на площадях и в частных домах. Сократ был своего рода «странствующим философом».
В числе учеников Сократа были многие известные деятели того времени, очень разные по своим взглядам, настроениям и социальной принадлежности. При всем несходстве взглядов всех их привлекал диалектический метод Сократа, понимаемый ими как умение хорошо говорить, спорить и поступать «согласно собственной природе».