Построение и цели вопроса
В вопросе, в котором используется вопросительное местоимение кто в разных его падежах (без предлогов и с предлогами), запрашивается информация об объекте события, его участниках и действующих лицах: От построения и целей вопроса зависит «пойдет» ток-шоу или нет. Очень важно правильно сформулировать вопрос, чтоб в дальнейшем общении не возникало коммуникативных барьеров. Вопрос о неясном для… Читать ещё >
Построение и цели вопроса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
От построения и целей вопроса зависит «пойдет» ток-шоу или нет. Очень важно правильно сформулировать вопрос, чтоб в дальнейшем общении не возникало коммуникативных барьеров.
Открытые вопросы зачастую начинаются с вопросительных слов, например: Кто? Что? Где? Как? Куда? Сколько? и т. д. Они называются вопросы условно-открытого типа. И используются для получения фактической информации о человеке.
Определенный тип вопроса вызывает соответствующий тип ответа. Вот примеры такой зависимости.
В вопросе, в котором используется вопросительное местоимение кто в разных его падежах (без предлогов и с предлогами), запрашивается информация об объекте события, его участниках и действующих лицах:
«Кто присутствовал на переговорах?»;
«С кем из участников переговоров удалось найти общий язык?»;
«Кому из членов делегации пришла в голову идея подписания совместного заявления?»;
«Кого из депутатов не устроил текст закона, представленного к рассмотрению?».
Если объект сообщения представляет собой неодушевленный предмет, то соответственно применяется вопросительное местоимение что и все его грамматические формы:
«Что вы увидели, когда началось солнечное затмение?»;
«Чего вам особенно недоставало во время полета в космос?».
Вопрос, использующий вопросительное местоимение что, на самом деле в более распространенной форме звучит: что произошло? — и выясняет, что случилось с объектом сообщения, какие действия он совершил, какие качества приобрел:
«Что вы сделали, когда почувствовали взрыв?»;
«Что произошло на самом деле с самолетом в момент катастрофы?».
Вопрос о неясном для спрашивающего обстоятельстве места задается при помощи наречия где. Оттенки обстоятельств происшедшего в вопросах выясняются наречиями куда и откуда:
«Где произошло крушение самолета?»;
«Куда теперь направляется ваша спасательная бригада?»;
«Откуда прилетел самолет с гуманитарной помощью пострадавшим от землетрясения?».
Вопрос об обстоятельстве времени оформляется с помощью наречия когда, а об оттенках этого обстоятельства — с помощью наречий с каких пор и до каких пор:
«Когда произошла авиакатастрофа?»;
«С каких пор (с какого момента, с какого времени) вы перестали доверять своим помощникам?»;
«До каких пор (до какого времени) будет работать комиссия?».
Вопрос, открывающийся наречием как, должен выяснить обстоятельства образа действия или события, а ответ — описать, как это произошло:
«Как вышло, что об этой аварии узнали только на следующий день?»;
«Как происходит солнечное затмение?»;
«Как же вам удалось освободить заложников?».
То, о чем спрашивает многозначный английский вопрос why, в русском языке задается двумя разными вариантами. Вопрос о целях поступков — с помощью наречия зачем (с какой целью); вопрос о причинах происшедшего — посредством наречия почему (по какой причине). Эти вопросы задаются при необходимости различные точки зрения, вызвать размышления о проблеме или инициировать дискуссию:
«Зачем понадобилось такое количество спасательных бригад?»;
«Почему на место происшествия вовремя не прибыла бригада врачей?».
Вопросы закрытого типа чаще всего начинаются с местоимения либо с глагола:
«Вы собираетесь участвовать в выборах?»;
«Купите мне собаку?».
Есть еще одна разновидность вопросов закрытого типа — альтернативные. Они загоняют человек в туннель ограниченного выбора:
«Вы желаете купить телевизор или видеомагнитофон?»;
«Вас устроит типовой текст договора или в него нужно внести изменения?».
Конечно, здесь тоже можно ответить: мне не нравится и ни то, и ни другое. Все зависит от качества вопроса, широты темы и конкретных обстоятельств. Еще раз хочется подчеркнуть, что именно вопрос — его тип, форма, широта, уместность — определяют не только ответ, но и перспективу дальнейшего развития диалога, а также эффективность всей коммуникации. То есть — сможем ли мы достичь поставленной цели.