Анализ содержания общественно-политических текстов (на примере материалов газеты «Нью-Йорк Таймс»)
Данное исследование рассматривает один из аспектов политической жизни страны, а именно предвыборную президентскую кампанию Барака Обамы в США в 2007 2008 гг., освещаемую на первой полосе качественной газеты «Нью-Йорк Таймс». Одним из наиболее эффективных и распространенных методов изучения средств массовой информации является метод контент-анализа (англ. content analysis анализ содержания… Читать ещё >
Анализ содержания общественно-политических текстов (на примере материалов газеты «Нью-Йорк Таймс») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕРИАЛОВ ГАЗЕТЫ «НЬЮ-ЙОРК ТАЙМС»)
В современной качественной печати большое место уделяется общественно-политической тематике. Интерпретация событий общественно-политического характера в качественной газете отличается глубиной анализа и взвешенностью оценок, представляемых на суд образованных слоев общества. Используя аналитические жанры при написании материалов, журналисты качественных изданий дают развернутые комментарии с оценками сложившейся ситуации, показывая читателю ее суть, отношение общественно-политических деятелей, последствия, возможные пути решения.
Данное исследование рассматривает один из аспектов политической жизни страны, а именно предвыборную президентскую кампанию Барака Обамы в США в 2007 2008 гг., освещаемую на первой полосе качественной газеты «Нью-Йорк Таймс». Одним из наиболее эффективных и распространенных методов изучения средств массовой информации является метод контент-анализа (англ. content analysis анализ содержания), основанный на статистическом подсчете специально выбранных текстовых единиц. Известный российский исследователь контент-анализа Л. Н. Федотова определяет его как «методику выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик, что позволяет сделать некоторые выводы о намерениях создателя этого текста или возможных реакциях адресата с помощью процедуры измерения» [1, с. 183].
Методика анализа содержания направлена на объективное изучение текстов с целью исследования социальных процессов, которые эти тексты представляют [1, с. 241]. Текст рассматривается в качестве объективированного опосредованного отражения социальных интересов и политических взглядов сторон, участвующих в процессе массовой коммуникации. Особенно эффективным оказывается применение этого метода для анализа потоков информации, содержащихся в СМИ. В данном исследовании это тексты статей первой полосы газеты «Нью-Йорк Таймс».
Процедура контент-анализа статей первой полосы газеты «Нью-Йорк Таймс» включала следующие этапы: 1) определение конкретных целей и задач исследования текста; 2) сбор достаточно репрезентативного материала, предназначенного для обработки; 3) определение категории анализа, то есть емкого и одновременно лаконичного выражения проблемы исследования; 4) выбор единицы анализа лингвистической единицы речи или элемента содержания, служащего в тексте индикатором интересующих исследователя явлений; 5) статистический подсчет выбранных знаков-символов (в процентах или абсолютных цифрах); 6) научная оценка полученных данных в связи с задачами исследования.
Категорией проводимого контент-анализа газетных статей явилось освещение избирательной президентской кампании Барака Обамы на первой полосе «НьюЙорк Таймс» в указанный период. Единицей анализа выступило предложение с упоминанием фамилии кандидата Барака Обамы. Необходимо было подсчитать все позитивные, негативные и нейтральные контекстные оценки упоминания этой фамилии, а также принадлежность этих оценок, то есть, кто использует фамилию Обамы в своей речи автор статьи, сам кандидат или другие лица. Путем выборки каждой третьей статьи первой полосы газеты с заголовком, содержащим в себе фамилию кандидата Обамы, за период с 10 февраля 2007 г. (момента заявления Барака Обамы о своем баллотировании на президентских выборах) по 5 ноября 2008 г. (момента объявления результатов всеобщего голосования на выборах президента США) было получено 46 текстов статей. Количественный анализ оценок контекстного упоминания его фамилии в этих статьях дал следующий результат. Всего было подсчитано 1135 упоминаний фамилии кандидата Обамы. Оценки ее контекстного использования в текстах разделились так: 508 или 45% позитивных оценок; 390 или 34% нейтральных оценок; 237 или 21% негативных оценок.
Дальнейший контент-анализ текстов 46 статей проводился с целью выявления характера освещения газетой предвыборной кампании данного кандидата в президенты, изучения объективности подачи фигуры этого политика и влияния редакционной политики газеты на выбор избирателей 4 ноября 2008 года. Статьи были разделены на шесть тематических групп:
7 праймериз 13 статей; 2) отношение других лиц к кампании Обамы 9 статей; 3) кампания по выборам 8 статей; 4) разделение избирателей по расовому, национальному и религиозному признакамстатей; 5) финансирование предвыборной кампании Обамы 6 статей; 6) позиция Обамы по внешней политике 3 статьи (см. табл. 1).
предвыборный газета редакционный статья Таблица 1. Контент-анализ тематических групп статей.
ТЕМЫ. | Оценки (%). | |||||||||
Журналисты. | Другие лица. | Б. Обама. | ||||||||
Позит. | Негат. | Нейтр. | Позит. | Негат. | Нейтр. | Позит. | Негат. | Нейтр. | ||
І.Праймериз. | Подготовка. | |||||||||
Участие. | ||||||||||
Соперничество с Клинтон. | ||||||||||
2. Отношение других лиц к кампании Б. Обамы. | ||||||||||
3. Выборы. | Соперничество с Маккейном. | |||||||||
Выборы. | ||||||||||
4. Разделение избирателей по расовому, национальному и религиозному признакам. | ||||||||||
5. Финансирование кампании Б. Обамы. | ||||||||||
6. Позиция Обамы по внешней политике. | ||||||||||
Средний % оценок. |
Примечание: считать за 100% сумму всех позитивных оценок, сумму всех негативных оценок, сумму всех нейтральных оценок в каждой отдельной теме или подтеме. На основании контент-аналитического исследования текстов 46 статей первой полосы газеты «Нью-Йорк Таймс» по освещению предвыборной президентской кампании Барака Обамы в 2008 году были сделаны следующие выводы:
- • Редакционная политика данной качественной газеты выражалась в разностороннем тематическом отражении напряженности, динамичности и огромного интереса избирателей и политиков к президентской гонке. В подсчитанных 1135 упоминаниях фамилии кандидата Барака Обамы в 46 статьях первой полосы газеты «Нью-Йорк Таймс» преобладали оценки журналистов. Это связано с аналитическим характером статей газеты «Нью-Йорк Таймс» как качественного издания.
- • Материалы газеты, ставшие предметом анализа, отразили тематический интерес газеты к проведению праймериз, к вопросу разделения симпатий и антипатий к кандидату других известных политиков, разных этнических групп американцев, к вопросу успешного финансирования кампании Обамы. Газета «Нью-Йорк Таймс», отличающаяся подачей материалов с расширенными комментариями журналистов и экспертов, придерживалась своих критериев качественности, не публикуя материалы с комментированием частной жизни известных людей.
- • Во время подготовки и участия в праймериз журналисты газеты «НьюЙорк Таймс» не верили в победу Барака Обамы; другие лица политики, простые американские граждане были настроены к кампании Барака Обамы в целом доброжелательно. Сам Обама в своих высказываниях выглядит оптимистичным и уверенным в своей победе. Что касается темы соперничества Хиллари Клинтон с Бараком Обамой во время праймериз, то можно увидеть, что журналисты газеты явно не симпатизировали Обаме, поскольку негативные оценки доминируют. Но другие лица в выборе между Клинтон и Обамой давали деятельности Обамы больше позитивных оценок, чем негативных.
- • Приведенные данные исследования показывают, что в деликатном вопросе разделения избирателей по расовому признаку газета подает Обаму скептически с негативно-нейтральной оценкой, поскольку это были не первые американские выборы, в которых участвовал афроамериканец. Другие лица в своих оценках упоминали фамилию кандидата в позитивно-нейтральном контексте.
- • Негативных оценок упоминаний газетой фамилии Обамы было больше при освещении тем позиции других лиц к кампании Обамы, соперничества Обамы с Маккейном, отношения Обамы к проблеме расового разделении избирателей. Меньше всего негативных оценок было в общей теме выборов, соперничества с Клинтон. Нейтральных оценок упоминаний газетой фамилии Обамы больше всего содержится в темах соперничества с Хиллари Клинтон, отношении других лиц к кампании Обамы, финансирования кампании, расового разделения избирателей, всеобщих выборов, внешней политики, подготовки к праймериз.
- • В освещении темы соперничества демократа Обамы с республиканцем Джоном Маккейном, на этапе проведения кампании по всеобщим выборам преобладающими были нейтрально-позитивные оценки журналистов. Преобладание негативных оценок других лиц свидетельствует о преимущественном отрицательном отношении к кампании Обамы. Противостояние двух кандидатов на первой полосе газеты имело и проигрышные моменты для Обамы.
- • Что касается темы внешней политики, то роль Обамы оценивалась журналистами позитивно-нейтрально. Оценки позиции Барака Обамы по внешнеполитическому курсу страны, данные другими лицами, имели больше негативный оттенок. Газета объективно осветила кампанию Барака Обамы, формируя образ политика, готового привести страну к качественно новым изменениям по улучшению жизни американских граждан.
- 1. Федотова Л. Н. Социология массовой коммуникации. М., 2002.
- 2. http://www.nytimes.com