Миросозерцательные функции.
Основы теории журналистики
Эта функция связана с реализацией способностей человека к чувственному познанию мира, результатом которого является сформированная им в своем сознании созерцательная картина мира. Что мы понимаем под чувственным познанием? Прежде всего, это получение информации об окружающем через органы чувств. Надо отметить, что такая способность у человека весьма ограниченна, и по ее развитию он проигрывает… Читать ещё >
Миросозерцательные функции. Основы теории журналистики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эмоционально-психологическая функция журналистики
Эта функция связана с реализацией способностей человека к чувственному познанию мира, результатом которого является сформированная им в своем сознании созерцательная картина мира. Что мы понимаем под чувственным познанием? Прежде всего, это получение информации об окружающем через органы чувств. Надо отметить, что такая способность у человека весьма ограниченна, и по ее развитию он проигрывает многим другим живым существам: хуже видит, слышит и т. д. Совершенствование в этом плане столь несущественны, что они практически не помогают человеку лучше познать мир. Использование специальных приборов, которые позволяют видеть микромир, усиливают звуковые волны, конечно, продвигает человека на пути познания. Но данный способ уже нельзя назвать чувственным, поскольку используемые приборы — плод интеллектуальной деятельности человека, и их работу можно воспринимать как дополнительные, внешние данные, осмысляемые на рациональном уровне.
А вот что существенно расширяет сферу чувственного отражения действительности, так это практика — эмпирически добытый опыт. В процессе ежедневной практики хирург, например, начинает на глаз безошибочно отличать розовые и красноватые оттенки воспаленных тканей, повар безошибочно на глаз определяет объем и вес продуктов, на вкус — его качество. Практика дает множество различных чувственных ощущений, которые хорошо запоминаются человеком и создают основу для его полнокровной духовной жизни. Философы утверждают, что «чувственная односторонность или даже поверхностность в информативном и эмоциональном отношениях граничит с бездуховностью, ведущей к потере человечности в человеке»[1].
Естественные, природные нравственные чувства человека: стыдливость, жалость и благоговение, которые В. Соловьев выделяет как природные качества человека, в процессе социальной практики преобразуются человеком в совокупность духовных ценностей. На основе ценностей формируются этические нормы, регулирующие отношения людей в обществе. Отсутствие такой практики или пренебрежение ею создает серьезные проблемы во взаимодействии людей, порождает конфликтные ситуации. Именно всестороннее представление эмпирического опыта людей и их эмоционально-психологической жизни на страницах СМИ как самой оперативной и доступной информационной системы позволяет существенно расширить границы индивидуального опыта и сделать этот личный опыт достоянием общественным. Неслучайно говорят, что можно и нужно учиться на чужих ошибках, а не на своих.
К. Маркс писал: «…чувства общественного человека суть иные чувства, чем чувства необщественного человека. Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, — короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы. Ибо не только пять внешних чувств, но и так называемые духовные чувства, практические чувства (воля, любовь и т. д.) — одним словом, человеческое чувство, человечность чувств — возникают лишь благодаря наличию соответствующего предмета, благодаря очеловеченной природе. Образование пяти внешних чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории. Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом…»[2]
Но возможно ли восприятие человеком чужого чувственного опыта? Существует три формы чувственного отражения мира: ощущения, восприятие и представления. Ощущения соответствуют отдельным свойствам предмета и могут существовать вне восприятия предмета (ощущение холода, например, можно испытывать, не выходя на улицу, где очень холодно, а лишь глядя на улицу через окно). Восприятие — это целостная система свойств предмета, усвоенная при непосредственном взаимодействии с предметом и переданная нам через ощущения. Представления о предмете — это тоже целостный образ предмета, но получаемый без непосредственной связи с ним, это образ ранее воспринятого предмета (воспоминание о нем) или образ, созданный воображением. Именно благодаря наличию представлений и возможности их передачи другому человеку и происходит обмен чувственным опытом, формируется способность к прогнозированию на эмпирической основе. На этом свойстве человека и основаны миросозерцательные функции журналистики: эмоционально-психологическая и социальнобытовая.
Однако необходимо учитывать, что ощущения людей, а значит, восприятия и представления, в определенной мере субъективны. В. С. Тюхтин пишет, что между ощущением и самим предметом есть несколько посредствующих звеньев, преломляющих воздействие, идущее от внешнего объекта. Внешние воздействия в рецепторах (органах чувств. — Прим, авт.) превращаются из одного вида в другой, кодируются и посредством сигналов — импульсов передаются в соответствующие мозговые центры, где перекодируются на язык нейродинамических отношений, подвергаются дальнейшей переработке, взаимодействуя с прошлыми следами. Благодаря этим преобразованиям продукты деятельности органов чувств — ощущения — отличаются по качеству от отображенных свойств[3]. Именно поэтому чужой чувственный опыт может не полностью совпадать с личным, не полностью восприниматься или приниматься как свой. Поскольку полное совпадение или полное восприятие опыта происходит далеко не всегда по вполне объективным причинам, необходимо соблюдать требование толерантности и корректности при общении и журналисту как посреднику, организующему информационное взаимодействие, и аудитории, участвующей в нем. Кроме того, у журналиста не должно быть иллюзий в том, что восприятие предоставленной им информации будет идеально точным. При преобразовании потенциальной информации в активную, усвоенную определенные потери неизбежны. Но это не отменяет безусловной полезности передачи чувственного эмпирического опыта, поскольку информативность ощущений все же позволяет человеку более-менее успешно ориентироваться в окружающем мире.
Чтобы наиболее адекватно передать чужой наблюдаемый опыт, необходимо как можно более подробно, в деталях, интересоваться, прежде всего, ощущениями человека от его взаимодействий с другими объектами в описываемых ситуациях. И тогда, сличая описываемое с собственными ощущениями, читатель сможет наиболее адекватно воспринять информацию. Соответствие чувственных планов взаимодействующих субъектов — необходимое условие усвоения информации. Отсюда очевидно, что для реализации эмоционально-психологической функции журналистики журналисту надо иметь представления о чувственном опыте его аудитории. Здесь важным оказывается то обстоятельство, что субъект — индивид является деятельностным, общественно-историческим существом и на его ощущения, восприятие предмета активно влияют интересы, потребности, установки не только его собственные, но и окружающих его людей и общества в целом. Именно поэтому предметы предстают перед человеком в их ценностном значении для жизни в данном общественном окружении, в данной ментальной среде. Учет особенностей ментальности читателя в связи с этим имеет весьма серьезное значение.
Для журналиста важно не только понимать механизм эмоционально-чувственного взаимодействия с миром при сборе и передаче информации, для него важно оценить и само эмоционально-психологическое содержание, которое он передает читателю. Это содержание формируется в зависимости от выбора объектов авторского внимания журналиста. Так, например, если газета, выходящая ежедневно, на первой полосе будет постоянно давать крупным планом кровавые сцены насилия, то у читателя сложится ощущение, что он живет в жестоком мире, где ежедневно, если не чаще, кого-то зверски убивают. Если газета будет давать снимки умиротворяющих пейзажей, умилительные лица детей, трогательные фотографии животных и т. п., то мир покажется читателю исключительно спокойным и радостным.
Эмоции делятся на позитивные и отрицательные. И совсем не все равно, в каком пропорциональном отношении они предлагаются аудитории средствами массовой информации. Разумеется, эмоциональная картина мира рисуется не по субъективному выбору журналиста, она прежде всего — отражение реального предметного мира. Но не только. Ведь мы стремимся гармонизировать свои взаимоотношения с внешним миром. Какова же чувственная гармония в таком случае? Ей существует даже количественное исчисление. Это пространственный принцип золотого сечения как основа природной гармонии. Его пропорции 38: 62 (в округленном виде) могут стать объективным ориентиром эмоциональной гармонизации. 62% позитивных эмоций вполне уравновесят 38% негативных и позволят личности спокойно функционировать. В то время как повальное очернение действительности способно сформировать лишь апатию и отчаяние. В связи с этим мы можем говорить об ответственности журналиста за эмоционально-психологическое состояние его аудитории. (Психологическое состояние — это внутреннее самочувствие человека, эмоциональное состояние — это внешнее проявление психологического состояния).
На основании вышесказанного можно предложить план анализа текста с точки зрения реализации им эмоционально-психологической функции журналистики.
- 1. Какое эмоционально-психологическое состояние (позитивное, негативное) может сформировать данный текст у читателя? В чем именно выражается это состояние?
- 2. С помощью каких средств передается эмоционально-психологическое состояние автора аудитории?
- 3. Возникает ли у читателя представление об описываемом предмете, ситуации? С помощью каких средств передаются ощущения?
Кроме того, можно предложить план анализа номера издания или целой подшивки номеров.
- 1. Определите процентное соотношение позитивно, негативно и нейтрально окрашенных публикаций.
- 2. Проанализируйте эмоциональную окраску первых полос издания.
Рекомендуемая литература Основная
- 1. Алексеев, П. В. Философия: учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин. — М.: ТЕИС, 1996. — С. 196—209.
- 2. Маркс, К., Энгельс Ф. Собрание сочинений / К. Маркс, Ф. Энгельс. — 2-е изд. — Т. 42. — С. 122.
- 3. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики: учеб, пособие / Е. П. Прохоров. — М.: Аспект-Пресс, 2011. — С. 57—86.
Дополнительная
- 1. Ахмадулин, Е. В. Основы теории журналистики: учебник и практикум для академического бакалавриата /Е. В Ахмадулин. — 2-е изд., испр. и доп., 2019. — С. 99—114.
- 2. Тюхтин, В. С. Отражение, системы, кибернетика / В. С. Тюхтин. — М., 1972. — С. 146.
Практическое задание
Проанализируйте аналитический журналистский текст с точки зрения реализации им эмоционально-психологической функции журналистики по схеме, предложенной в данном разделе.
Вопросы для самоконтроля
- 1. Какие миросозерцательные функции журналистики Вы знаете? Почему они так называются?
- 2. Как расширить сферу чувственного отражения действительности? Какую роль в этом могут сыграть СМИ?
- 3. Какие формы чувственного отражения мира Вы знаете?
- 4. Почему журналист должен быть толерантным?
- 5. Как обеспечить наиболее точное и полное восприятие аудиторией чужого опыта?
- 6. Каковы оптимальные пропорции позитивной и негативной информации в СМИ? Чем они обоснованы?
Терминология
Миросозерцательные функции журналистики, эмоционально-психологическая функция журналистики, рецепторы, формы чувственного отражения мира (ощущение, восприятие, представление), нравственные чувства человека (стыдливость, жалость, благоговение), толерантность.