Функции руководителя.
Управление персоналом организации
Организация деятельности сотрудников, т. е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью; Интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) — деловое общение с целью получения информации, консультирования, оказания помощи и т. п.; Защита и ободрение «тихих» членов команды, торможение стремления чрезмерно активных… Читать ещё >
Функции руководителя. Управление персоналом организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. В литературе существуют достаточно разнообразные классификации функций руководителя. Основываясь на соответствующих разработках П. Шеттгена [45], Й. Хентце и др. [107], Е. П. Голландера [108], можно выделить следующие функции руководителя:
- • оценка ситуации, разработка, обоснование (т. е. выяснение, насколько реальны, понятны и контролируемы цели) и постановка целей;
- • определение и подготовка мероприятий по достижению целей;
- • координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями;
- • контроль за персоналом и соответствием результатов его деятельности поставленным задачам;
- • организация деятельности сотрудников, т. е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью;
- • информирование сотрудников;
- • интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) — деловое общение с целью получения информации, консультирования, оказания помощи и т. п.;
- • формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивация;
- • делегирование задач, компетенций и ответственности;
- • предотвращение и разрешение конфликтов;
- • распространение специфических для организации ценностей и норм;
- • забота о подчиненных и обеспечение их лояльности;
- • формирование сплоченного коллектива и поддержание его дееспособности;
- • ослабление чувства неуверенности в действиях персонала и обеспечение организационной стабильности.
Как видно из приведенного перечня функций руководителя, они значительно различаются по своей сложности и объему деятельности, а частично пересекаются. Некоторые авторы объединяют названные и другие функции в две основные общие функции [107. С. 461]: достижение групповой цели; сплочение группы и забота о ее сохранении. Рассмотрим эти функции несколько подробнее.
- 1. Достижение групповой цели. Сюда входят все функции, связанные с определением групповых целей и задач, а также мобилизацией сотрудников на их реализацию:
- • постановка целей и определение ролей отдельных членов команды;
- • выявление проблем, возникающих при реализации заданий;
- • координация действий группы;
- • планирование и организационная подготовка групповых собраний, включая определение их состава;
- • формирование «нормальных» групповых коммуникаций (например, беседы со специалистами, получение разносторонней информации о состоянии дел у каждого члена группы и т. п.);
- • выявление и прояснение неясных вопросов;
- • контроль за соблюдением временных планов и обобщение промежуточных результатов;
- • проверка правильности восприятия и интерпретации информации, получаемой членами группы;
- • методическая помощь сотрудникам и содействие развитию у них инициативы и творческого подхода при решении задач;
- • обеспечение сотрудников будущей работой с учетом их возможностей и желаний;
- • развитие взаимопомощи при выполнении трудных заданий и в непредвиденных ситуациях;
- • регулярное подведение индивидуальных трудовых итогов;
- • забота о повышении квалификации и овладении смежными профессиями;
- • развитие внешних связей группы и подготовка соответствующей информации;
- • приобретение финансовых и всех других необходимых для работы ресурсов.
- 2. Сплочение группы и забота о ее сохранении. В содержание этой общей функции входит решение задач, связанных с обеспечением оптимальности и постоянства состава членов команды, с налаживанием внутригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем. К числу таких задач относятся:
- • обнаружение и устранение эмоциональной напряженности в групповых отношениях;
- • оповещение о групповых нормах, правилах игры (например, о честности и искренности во взаимоотношениях) и своевременное напоминание о них;
- • защита и ободрение «тихих» членов команды, торможение стремления чрезмерно активных сотрудников к доминированию и притеснению более скромных;
- • разрешение конфликтов;
- • защита отдельных сотрудников от тех, кто ущемляет их личное достоинство;
- • развитие здорового коллективизма, взаимного доверия и солидарности, доброжелательности и стремления к поиску компромиссов;
- • всяческая поддержка групповых собраний;
- • внимательное и терпимое отношение к сотрудникам при решении вопросов, возникающих при совместной работе в команде (правильного понимания общих целей, возможностей, проблем и т. д.);
- • мотивация сотрудников;
- • инициирование конструктивной критики.
В зависимости от однопорядковости или близости разнообразные характеристики, качества руководителя, влияющие на эффективность его деятельности, можно объединить в две общие группы: 1) биологические и социально-экономические характеристики и 2) личностные качества.