Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Психология профессиональной пригодности и выбора профессии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одна из таких теорий предложена Джоном Холландом. Эта теория объясняет выбор профессии индивидуальными качествами и чертами характера человека. Дж. Холланд выделил шесть основных характеристик рабочей среды и соответствующих им типов индивидуальности. Модель Дж. Холланда представляет собой шестиугольник. С его помощью человек должен искать работу в той рабочей среде, которая более соответствует… Читать ещё >

Психология профессиональной пригодности и выбора профессии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для любого человека очень важно правильно определить жизненный путь и выбрать профессию. Поиск работы начинается с постановки цели. Цель должна быть определена четко и выражать собственное желание. Для этого необходимо сформулировать требования к будущей профессии, исходя из своих собственных желаний, возможностей, талантов. Для этого используется такой инструмент, как «Карта ресурсов».

Иногда человек боится признаться в своих желаниях даже самому себе. К сожалению, часто люди выбирают профессию, исходя из иррациональных установок: «посоветовали родители», «говорят, перспективная профессия», «хочу всем доказать, что смогу» и т. д.

Сферу деятельности, профессию, желаемую должность нужно выбирать, исходя из главного критерия: «где и кем я хочу работать». Давно известно, что чем четче человек может обозначить свою цель, тем больше вероятность того, что он этой цели достигнет. Поэтому будущую работу нужно представлять себе во всех подробностях: должностные обязанности, взаимоотношения в коллективе, уровень самостоятельности, внешний вид персонала и офиса и т. д.

Автор известной теории выбора профессии Джон Холланд говорил, что «интересную работу нельзя откладывать на пенсионный возраст». Практика доказывает, что, пока человек работает, исходя из каких-либо мотивов, обязывающих его («сейчас для меня важнее деньги», «пока я должна работать недалеко от дома» и т. д.), он никогда не достигнет максимальных успехов. Наибольшую эффективность и успешность человек может проявить только там, где ему работать нравится.

Человека обычно волнуют вопросы, связанные с дальнейшей работой и карьерными возможностями. Уже в детстве ребенок начинает задумываться, кем он хочет быть, и советоваться с родителями, друзьями, учителями. В любой стране мира во все времена все навыки исходят из семьи. Почему люди выбирают те или иные профессии? На это существует масса теорий, дающих возможность осознать свою профессиональную ориентацию.

Большинство людей при принятии решения о выборе карьеры предпочитают быть очень рациональными и отдают предпочтение тем профессиям, которые дают высокую вероятность найти работу и быть успешным, и избегают тех профессий, имея которые найти работу будет сложно.

Одна из таких теорий предложена Джоном Холландом. Эта теория объясняет выбор профессии индивидуальными качествами и чертами характера человека. Дж. Холланд выделил шесть основных характеристик рабочей среды и соответствующих им типов индивидуальности. Модель Дж. Холланда представляет собой шестиугольник. С его помощью человек должен искать работу в той рабочей среде, которая более соответствует его индивидуальности (рис. 8.8). Однако трудно представить себе человека, абсолютно подходящего к одной единственной категории рабочей среды, поэтому возможны хорошие результаты, когда человек выбирает себе работу в смежных рабочих средах, но избегает рабочей среды с противоположными индивидуальны м и характер ист и кам и[1].

«Шестиугольник Холланда».

Рис. 8.8. «Шестиугольник Холланда».

Основные типы индивидуальности (по теории Дж. Холланда):

  • • реалистичный (человек-машина) — это люди, стремящиеся к стабильности, к занятиям, требующим навыков, усилий, координации. Чаще всего эти люди могут добиться успеха в аграрной области, на конвейере, в народных промыслах и г. д.;
  • • исследовательский (человек-техника) — люди любопытные, стремящиеся к аналитической деятельности, требующей собственных взглядов и интерпретации данных: преподаватель, ученый, системный программист;
  • • художественный (человек-художественный образ) — творческие натуры, выражающие свою индивидуальность и эмоции. Предметом их труда являются художественные образы и условия их построения. Кроме творческих профессий к ним относятся специалисты в сфере маркетинга, рекламы и т. д.;
  • • социальный (человек-человек) — люди социально ориентированные, отзывчивые, добросовестные, нуждающиеся в привязанности. Им следует заниматься обслуживанием или оказанием помощи другим; им присуща работа в команде (социальный работник, консультант, медсестра);
  • • предпринимательский (человек-бизнес) — уверенные в себе, настойчивые, нуждающиеся во власти. Управление людьми, достижение целей посредством других людей в среде, ориентированной на конечные результаты (менеджер, политик, биржевой брокер);
  • • рутинный (человек-знаковая система) — зависимые, дисциплинированные, аккуратные, практичные, рациональные люди. Выполнение систематических манипуляций с информацией (бухгалтер, банкир, статистик, страховой агент).

Но даже если человек правильно выбрал сферу деятельности и профессию, это не гарантирует ему успешность в жизни. Причиной этого могут стать карьерные якоря — т. е. восприятие самого себя, своих способностей, ценностей, потребностей и мотивов. В результате человек стремится не к тому, к чему у него есть способности, а к тому, что его, но разным причинам больше привлекает.

  • [1] Гринберг Д. Организационное поведение: от теории к практике /Д. Гринберг, Р. Бэйрон. М.: Вершина, 2004. С. 322.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой