Расчет платы за выброс вредных веществ в окружающую среду от передвижных источников
Предприятию ООО «МультиТранс» можно дать следующие рекомендации: кроме традиционных мероприятий, сокращающих токсичность выхлопных газов автотранспорта (регулировка топливной аппаратуры двигателей и других мероприятий, уменьшающих расход топлива и улучшающих процесс сгорания топлива), реальным представляется улучшение эксплуатационных характеристик топлив путем использования разного рода присадок. Читать ещё >
Расчет платы за выброс вредных веществ в окружающую среду от передвижных источников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В комитете экологии и природных ресурсов рассчитываются следующие виды платы за загрязнение природной среды:
- · плата за допустимые выбросы (в пределах установленных лимитов);
- · плата за выбросы, превышающие допустимые (сверх лимитные).
Плата за допустимый выброс загрязняющих веществ от передвижных при использовании различных видов топлива определяется:
где Ye — удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1 тонны e-го вида топлива (руб.);
i — вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, … п);
e — вид топлива;
Нбнi атм — базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в размерах, не превышающих предельно допустимые нормативы выбросов (руб);
Mi транс — масса i-го загрязняющего вещества, содержащегося в отработавших газах технически исправного транспортного средства, отвечающего действующим стандартам и техническим условиям завода изготовителя, при использовании 1 тонны e-го вида топлива (по данным НИАТа Минтранса России).
В качестве основных нормируемых загрязняющих веществ для передвижных источников рассматриваются: оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа, соединения свинца, диоксид серы.
В таблице 4.3 даны нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива).
Таблица 4.3 — Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива) (рублей).
Вид топлива. | Нормативы платы за 1 единицу измерения. |
Бензин неэтилированный, тонн. | 1,3. |
Дизельное топливо, тонн. | 2,5. |
Керосин, тонн. | 2,5. |
В таблице 4.4 представлены коэффициенты, учитывающие экологические факторы, по территориям экономических районов Российской Федерации Таблица 4.4 — Коэффициенты, учитывающие экологические факторы, по территориям экономических районов Российской Федерации.
Экономические районы Российской Федерации. | Значение коэффициента. | |
Для атмосферного воздуха*. | Для почвы**. | |
Северный. | 1,4. | 1,4. |
Северо-Западный. | 1,5. | 1,3. |
Центральный. | 1,9. | 1,6. |
Волго-Вятский. | 1,1. | 1,5. |
Центрально-Черноземный. | 1,5. | |
Поволжский. | 1,9. | 1,9. |
Северо-Кавказский. | 1,6. | 1,9. |
Уральский. | 1,7. | |
Западно-Сибирский. | 1,2. | 1,2. |
Восточно-Сибирский. | 1,4. | 1,1. |
Дальневосточный. | 1,1. | |
Калининградская область. | 1,5. | 1,3. |
* Применяется с дополнительным коэффициентом 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов.
В таблице 4.5 представлена удельная плата для различных видов топлива.
Таблица 4.5 — Удельная плата для различных видов топлива (руб./т или руб./ тыс.куб.м.).
Вид топлива. | Удельная плата (руб/т или руб./ тыс.куб.м.). | |
Бензин этилированный. | АИ-93. | 38.0. |
А-76, 72. | 25.0. | |
Бензин неэтилированный. | АИ-93. | 10.0. |
А-76, 72. | 11.0. | |
Дизельное топливо. | 21.0. | |
Сжатый природный газ. | 9.0. | |
Сжиженный газ. | 11.0. |
Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников определяется по формуле:
где Пн транс — плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников (руб.);
e — вид топлива (е = 1, 2 … r);
Ye — удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1 тонны e-го вида топлива (руб.);
Те — количество e-го вида топлива, израсходованного передвижным источником за отчетный период (т);
При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по типам транспортных средств, из расчета ожидаемых условий и места их эксплуатации (среднегодовой пробег, расход топлива или количество моточасов работы на уровне 85%-ой обеспеченности, топливо с наиболее экологически неблагоприятными характеристиками и т. д.).
Годовая плата за транспортное средство и другие передвижные источники составляет (в тыс. руб/год за 1 транспортное средство):
- 1. Легковой автомобиль 2.7
- 2. Грузовой автомобиль и автобус с бензиновым ДВС 4.0
- 3. Автомобили, работающие на газовом топливе 1.4
- 4. Грузовой автомобиль и автобус с дизельными ДВС 2.5
- 5. Строительно-дорожные машины и с/х техника 0.5
- 6. Пассажирский тепловоз 16.2
- 7. Грузовой тепловоз 21.4
- 8. Маневровый тепловоз 2.5
- 9. Пассажирское судно 15.0
- 10. Грузовое судно 20.0
- 11. Вспомогательный флот 6.0
Т.к. на предприятии ООО «МультиТранс» отсутствуют данные о количестве израсходованного топлива, то плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по типам транспортных средств, т. е:
Пн транс = Чпс*Птс/г,.
где Чпс — число единиц подвижного состава;
Птс/г — годовая плата за транспортное средство, тыс. руб/год за 1 транспортное средство.
Пн транс =11*4,0=44 тыс. руб.
Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по формуле:
где Псн транс — плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников (руб);
j — тип транспортного средства (j — 1, 2 … p);
Пн — плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ от j-го типа транспортного средства (руб);
dj — доля транспортных средств j-го типа не соответствующих стандартам. Определяется как соотношение количества транспортных средств, не соответствующих требованиям стандартов, к общему количеству проверенных транспортных средств.
Плата за превышение допустимых выбросов начисляется территориальными органами Минприроды России по результатам контроля соответствия транспортных средств требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации.
На предприятии ООО «МультиТранс» весь подвижной состав соответствует требованиям стандартов, поэтому превышения допустимых норм нет. Следовательно Псн транс =0.
Контроль соответствия транспортных средств требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах, осуществляется органами Минприроды России, Российской транспортной инспекции, Госавтоинспекции, а также специальными организациями, имеющими разрешение на проведение данного вида работ.
Данные о результатах ежеквартальных проверок предоставляются в территориальные органы Минприроды России.
Количество транспортных средств (ТС), подвергаемых контролю в выборке (раздельно по видам топлива) должно составлять не менее:
- 100% - для предприятий с числом ТС до 20 единиц;
- 50% - для предприятий с числом ТС до 50 единиц;
- 30% - для предприятий с числом ТС до 100 единиц;
- 20% - для предприятий с числом ТС до 500 единиц;
- 10% - для предприятий с числом ТС свыше 500 единиц.
Если в результате проверки, доля транспортных средств, не соответствующих нормативным требованиям, составляет более 90% или менее 10%, то для повышения достоверности результатов выборку рекомендуется увеличивать вдвое.
При соблюдении указанных размеров выборки, доля выявленных ТС, не соответствующих нормативным требованиям, распространяется на всю численность ТС предприятия, находящихся в эксплуатации.
Для определения доли ТС, не соответствующих нормативам, не могут приниматься результаты проверок, проведенных в предыдущие годы.
При наличии достоверных сведений о массе выбросов загрязняющих веществ от конкретных видов передвижных источников территориальные органы Минприроды России могут определять плату за допустимое загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками с учетом этих данных. Общая плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по формуле:
П трнас = (Пн транс + Псн транс)*Кэ атм,.
где Кэ атм — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе (Красноярский край 1,2).
П трнас = (44+0)*1,2= 52,8 тыс. руб.
При использовании для обезвреживания отработавших газов двигателя передвижного источника устройств нейтрализации к платежам применяются понижающие коэффициенты:
для автотранспорта, использующего неэтилированный бензин и газовое топливо — 0,05;
для остальных транспортных средств — 0,1.
Предприятию ООО «МультиТранс» можно дать следующие рекомендации: кроме традиционных мероприятий, сокращающих токсичность выхлопных газов автотранспорта (регулировка топливной аппаратуры двигателей и других мероприятий, уменьшающих расход топлива и улучшающих процесс сгорания топлива), реальным представляется улучшение эксплуатационных характеристик топлив путем использования разного рода присадок.
Рекомендуются, в частности, присадки ФК-4 и «Ангарад — 2401», разработанные и освоенные к применению у нас, в Красноярском крае учеными Красноярской государственной технологической академии и специалистами Ачинского нефтеперерабатывающего завода. Данные присадки прошли полный комплекс государственных квалификационных испытаний и допущены к применению. Высокую оценку они получили и при международной экспертизе.
Присадка ФК-4 позволяет улучшить его тактико-технические и экологические свойства, в частности, снизить в продуктах сгорания концентрации окиси углерода (СО), окиси азота (NOx) и бензопирена. Применение этой присадки не требует конструкционных изменений или каких-либо дополнений в двигателе.
Другая высокоэффективная присадка к дизельным топливам «Ангарад — 2401» позволяет снизить дымность в 2 раза, а выбросы бензапирена на 50−60%.