Виды упражнений по русскому языку
Репродуктивные упражнения. В этих упражнениях учащиеся сами продуцируют высказывание с использованием тренируемой формой. К репродуктивным упражнениям относятся, например, вопросно-ответные упражнения, в которых учащиеся дают «свободные» ответы на вопросы. Очень эффективны на данном этапе тренировки упражнения-игры типа «угадайте», а также упражнения-игры с предметами, карточками. Речевые… Читать ещё >
Виды упражнений по русскому языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Упражнения разнообразны. Для классификации упражнений используются разные подходы, в соответствии с которыми выделяются упражнения языковые и речевые, тренировочные и творческие, аналитические и синтетические, подготовительные и речевые, условно-коммуникативные и коммуникативные. Но практически во всех этих классификациях можно выделить одно основное противопоставление: подготовка к речи — собственно речь. Это противопоставление лежит в основе наиболее распространенной в настоящее время классификации, по которой выделяются две большие группы упражнений — подготовительные и речевые. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko2/25.php].
Подготовительными упражнениями называют упражнения, формирующие навыки употребления той или иной грамматической формы в речи, имеющие коммуникативную задачу, но заданную форму высказывания.
В соответствии с коммуникативной ориентацией обучения подготовительные упражнения должны отвечать определенным требованиям, среди которых можно выделить следующие:
- — задания к упражнениям должны носить коммуникативный характер. Это означает, что принцип коммуникативности предполагает отказ от упражнений формального характера. При выполнении таких упражнений внимание учащихся направлено не на содержание высказывания, а на его форму, упражнения не интересны для учащихся, поскольку подобные задания не соответствуют реальным речевым стимулам, которые побуждают человека к высказыванию в речевой практике.
- — упражнения должны быть ситуативно отнесенными. Это значит, что для тренировки той или иной грамматической конструкции должны отбираться те ситуации, в которых эта конструкция реально функционирует в речи.
- — упражнения должны быть построены так, чтобы обеспечивались относительная безошибочность и быстрота их выполнения.
Среди подготовительных упражнений, формирующих и развивающих навыки употребления лексико-грамматических конструкций в речи, выделяются по характеру действий учащихся четыре вида упражнений: имитативные, подстановочные, трансформационные и репродуктивные.
Имитативные упражнения. Они так называются поточу, что их выполнение предусматривает многократное прослушивание и повторение готовых образцов. Учащиеся не должны ничего конструировать или изменять. К сожалению, в практике преподавания имитативными упражнениями зачастую необоснованно пренебрегают, считая их «механическими». Но эти упражнения обеспечивают чрезвычайно важную стадию становления навыка — стадию имитативного использования модели в говорении, они не вызывают затруднений у учащихся.
Подстановочные упражнения. Называются так потому, что при их выполнении учащиеся должны в тренируемую конструкцию подставить другую лексическую единицу. Например: «Скажите, что предмет, о котором идет речь, у вас есть, а нет совсем другого. Начинайте свою реплику словом почему»: — У вас что, нет словаря? — Почему? Словарь у меня есть, у меня нет справочника.
Трансформационные упражнения. В этих упражнениях учащиеся трансформируют предложенную лексическую единицу, употребляя ее в нужной форме.
Репродуктивные упражнения. В этих упражнениях учащиеся сами продуцируют высказывание с использованием тренируемой формой. К репродуктивным упражнениям относятся, например, вопросно-ответные упражнения, в которых учащиеся дают «свободные» ответы на вопросы. Очень эффективны на данном этапе тренировки упражнения-игры типа «угадайте», а также упражнения-игры с предметами, карточками.
Речевыми упражнениями называют упражнения, развивающие речевые умения, имеющие коммуникативную задачу, адекватную задаче реального высказывания, и ничем не обусловленную форму высказывания.
Речевые упражнения отличаются от подготовительных тем, что все внимание говорящего направлено на содержание высказывания, языковая форма не задается в условиях упражнения, задания к речевым упражнениям полностью адекватны условиям реальной коммуникации. Среди большого количества речевых упражнений следует особо выделить две группы — ситуативные и игровые.
Ситуативные упражнения. В них высказывания учащихся стимулируются предлагаемой ситуацией. Описывая ситуацию, преподаватель должен определить возможные ее компоненты (обстоятельства, условия, социальные роли участников, их отношение друг к другу) и поставить перед учащимися экстралингвистическую задачу, требующую разрешения. Цель такого упражнения — не вообще поговорить на какую-то тему, а найти взаимоприемлемое решение конкретного вопроса.
Игровые упражнения. Они создают на уроках атмосферу естественного общения, русский язык в таких упражнениях, используется как средство для достижения внеязыковой цели. В группах, где количество учащихся превышает десять человек целесообразно проводить игры — «командные соревнования», в которых все участники игры делятся на две команды. Такая организация игровых упражнений позволяет участвовать в них всем учащимся. статья 1].