Схема речевой коммуникации
Успех речевой коммуникации зависит от ряда факторов: критической оценки этой деятельности; засорения языка словами-паразитами; скудного словарного запаса; искажения звучания фразы и др. Поэтому при разговоре необходимо контролировать себя, работать над собой и помнить, что искусство говорить выводит человека на авансцену успехов современной жизни. Это возможно только при знании речевой нормы… Читать ещё >
Схема речевой коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В каких бы условиях не осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств не передавалась информация, сколько бы человек не принимало участие в общении, в основе речевой коммуникации лежит единая схема или модель, включающая следующие компоненты:
- 1. Отправитель информации (или адресант, коммуникатор) (К) — говорящий или пишущий человек.
- 2. Получатель информации (или адресат, реципиент) (Р) — получающий, принимающий информацию, читающий или слушающий человек.
- 3. Сообщение (И) — текст в устной или письменной форме — неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией нет речевой коммуникации.
Отдельное речевое действие в процессе речевой коммуникации называется коммуникативным актом, обобщенная схема которого показана на рис. 12.
Рис. 12. Обобщенная схема речевой коммуникации
В рамках коммуникативного акта отправитель информации (например, говорящий, коммуникатор), имея мотив высказывания, строит его во внутренней речи, затем при переводе во внешнюю речь кодирует в звуки. Получатель (реципиент), воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознает смысл высказывания. У него также возникает мотив высказывания, происходит обмен репликами, т. е. осуществляется обратная связь. Таким образом, отправитель и получатель меняются местами, но схема коммуникативного акта остается при этом прежней.
Итак, речевая коммуникация — общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое интеллектуально-эмоциональное взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т. д.). Она осуществляется в процессе речевой деятельности человека с помощью вербальных и невербальных средств. Детальная схема коммуникативного акта представлена на рис. 13.
Основная цель речевой коммуникации — обмен информацией. В соответствии с этим задачи, которые решает человек в процессе речевой коммуникации, можно свести к следующим основным:
- — эффективное получение, анализ и передача информации;
- — достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию;
- — получение дополнительной информации о собеседнике;
- — позитивная самопрезентация.
Эффективное получение, анализ информации относится как к устной, так и к письменной речи и зависит от уровня владения навыками чтения и слушания. Эффективная передача информации (в письменной и устной форме) предполагает владение навыками письма и говорения.
Достижение поставленной цели путем убеждения собеседника требует знания основных риторических приемов (как в устной, так и в письменной речи), а также владения речевыми тактиками убеждения и побуждения.
Получение дополнительной информации о собеседнике возможно на основе знания объективных закономерностей функционирования языка в обществе (чтобы определить уровень социально-культурного развития человека, его социальную принадлежность), умения различать оттенки интонации и голоса собеседника (чтобы оценить его эмоциональное состояние), умения интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст.
Рис. 13. Схема коммуникативного акта
Позитивная самопрезентация означает способность произвести хорошее впечатление на собеседника (или на читателя) и предполагает владение основами культуры речи, что включает в себя и знание норм языка, и умение «исполнить» свою речь в приятной для собеседника манере, продемонстрировав свои положительные качества.
Успех речевой коммуникации зависит от ряда факторов: критической оценки этой деятельности; засорения языка словами-паразитами; скудного словарного запаса; искажения звучания фразы и др. Поэтому при разговоре необходимо контролировать себя, работать над собой и помнить, что искусство говорить выводит человека на авансцену успехов современной жизни. Это возможно только при знании речевой нормы языка и сформированности у общающихся людей определенной культуры общения.