Структура и содержание отраслевого тарифного соглашения (на конкретном примере)
Представляется важным обратить внимание на то, что в Макете договора (в заключительной части) предусматривается возможность расширения круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение в дополнение к указанному в ст. 46 ТК. Так, в нем отмечается, что «практика разработки и реализации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне, показывает, что с учетом отраслевой специфики… Читать ещё >
Структура и содержание отраслевого тарифного соглашения (на конкретном примере) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Оно может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Учитывая важность отраслевого (межотраслевого) соглашения в нормативном определении общих условий труда, трудовых гарантий и льгот работникам отрасли (отраслей) Минтруд России разработал и рекомендовал 9 октября 2003 г. Макет федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения.
Предложенный Макет договора носит рекомендательный характер и не отменяет основополагающего принципа определения содержания и структуры соглашения по договоренности между представителями сторон.
В рекомендованном Макете определена структура соглашения, которая включает десять разделов: 1. Общие положения; 2. Оплата труда; 3. Охрана труда; 4. Режимы труда и отдыха; 5. Развитие кадрового потенциала; 6. Содействие занятости; 7. Создание условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа; 8. Контроль за выполнением соглашения; 9. Ответственность сторон; 10. Заключительные положения. Применительно к каждому из разделов даны рекомендации по содержанию включенных в них коллективно-договорных обязательств и обращается внимание на необходимость учета специфики конкретной отрасли.
Представляется важным обратить внимание на то, что в Макете договора (в заключительной части) предусматривается возможность расширения круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение в дополнение к указанному в ст. 46 ТК. Так, в нем отмечается, что «практика разработки и реализации отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне, показывает, что с учетом отраслевой специфики предметом соглашения являются также вопросы развития социального партнерства, предоставления дополнительных льгот и гарантий работникам организаций и членам их семей, обеспечения функционирования подведомственных организаций социальной сферы». Тенденция включения в предмет договорного регулирования вопросов, связанных с дальнейшим развитием социального партнерства, а также уровнем социального обслуживания работников и членов их семей, получает отражение в практике заключения как коллективных договоров, так и соглашений различного уровня.
Большое значение для совершенствования практики заключения отраслевых соглашений, а также повышения их юридической значимости имеет принятие Федерального закона «Об объединениях работодателей», который предоставил право объединениям выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений.
Однако, как отмечается в докладе председателя ФНПР Шмакова М. В. на шестом съезде профсоюзов 14−16 ноября 2006 г., одной из проблем остается формирование цивилизованной свободы работодателей путем вовлечения их в объединения, с помощью которых можно шире внедрять в коллективные договоры положения, установленные в отраслевых тарифных соглашениях, и тем самым добиваться более высокого уровня труда для всех работников, занятых в отрасли. Но пока нормативно не закреплена обязанность заключения отраслевого тарифного соглашения для всех работодателей, трудно добиваться необходимого единства условий труда для всех работников.
Каждое отраслевое (межотраслевое) соглашение, заключенное с учетом установленных требований и прошедшее уведомительную регистрацию в соответствии со ст. 50 ТК, приобретает статус правового документа, содержащего нормы трудового права и отражающего специфические особенности условий труда, связанные с задачами и экономическими возможностями соответствующей отрасли экономики. Нормативная сущность указанных договорных актов позволила включить их в ст. 5 ТК, определяющую источники правового регулирования социально-трудовых отношений.
В отраслевых соглашениях, заключаемых в современный период, количество нормативных положений постоянно увеличивается. В них определяются размеры отраслевого минимума оплаты труда, порядок индексации заработной платы, направления и формы повышения социальной защищенности работников (надбавки, доплаты, компенсации, меры содействия в трудоустройстве) в дополнение к гарантиям, установленным в трудовом законодательстве.
Нормативные положения распространяются на всех работников отрасли при наступлении соответствующего юридического факта. За их нарушение наступает юридическая ответственность, аналогичная той, которая предусмотрена за несоблюдение законов и иных нормативных правовых актов о труде. В случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, принимаются условия тех, которые наиболее благоприятны для работников.
Условия отраслевого (межотраслевого) соглашения как правового акта являются обязательными для работодателя и должны применяться судами при рассмотрении соответствующих трудовых споров.