Введение.
Особенности ликвидации безграмотности в России в первые годы советской власти
Только после победы Великой Октябрьской Социалистической революции задача ликвидации безграмотности стала решаться на государственном уровне и в масштабе всей страны. Без решения этой важной и сложной проблемы невозможно было осуществить те огромные социально-экономические преобразования, которые наметило молодое Советское государство. Владимир Ильич Ленин говорил, что в стране безграмотной… Читать ещё >
Введение. Особенности ликвидации безграмотности в России в первые годы советской власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Массовая неграмотность явилась тяжелым наследием для советской России.
К концу XIX века грамотность населения Российской империи была очень низкой для страны, уже давно вставшей на путь индустриального развития. Отправной точкой уровня грамотности по всей стране на начало века принимаются данные на 1897 год, признанные отечественными и зарубежными учёными: всего — 21,1% грамотности, в том числе 29,3% мужчин и 13,1% женщин. Россия в начале XX века оставалась одной из самых отсталых в культурном отношении стран. Население в возрасте от 9 до 49 лет не умели ни читать, ни писать. На окраинах грамотность населения составляла лишь 23%. В столицах уровень грамотности был сравнительно выше — около 50%. В национальных районах по данным переписи 1897 года неграмотность составляла свыше 90% - (на территории современного Таджикистана 98% населения было неграмотно, в Киргизии — 97%, в Узбекистане — 96%). Около 50 народностей страны не имели своей письменности. По развитию школьной сети и количеству учащихся Россия занимала одно из последних мест среди стран Америки и Европы. Если в США учащиеся составляли 19,4% общего числа населения, в Англии — 17,14%, в Германии — 17,0%, в Швейцарии — 16,6%, то в России этот процент едва достигал 3,85%. [5, с.3−5].
Только после победы Великой Октябрьской Социалистической революции задача ликвидации безграмотности стала решаться на государственном уровне и в масштабе всей страны. Без решения этой важной и сложной проблемы невозможно было осуществить те огромные социально-экономические преобразования, которые наметило молодое Советское государство. Владимир Ильич Ленин говорил, что в стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя: «Безграмотный человек стоит вне политики, его сначала надо научить азбуке». Он положил начало массовому наступлению на безграмотность, планомерной деятельности советского государства на этом важнейшем участке культурного строительства. В Советской России борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований в сферах общественных отношений, народного хозяйства, культуры. [10] Неграмотность основной массы населения представляла собой острую социальную проблему, решение которой было необходимо для дальнейшего развития общества. Ликвидация неграмотности обуславливалась и экономической необходимостью — индустриализация страны требовала грамотных рабочих, набирались которые чаще всего из неграмотного крестьянства. [по 11].
Руководство большевистской партии рассматривало обучение грамоте и политическое воспитание трудящихся как двуединую задачу, нацеленную на формирование нового человека, активного и сознательного строителя социализма.
Борьба с неграмотностью для советской России стала огромным общенародным делом.