Основные потребности.
Здоровье, рост и развитие ребенка
По мере удовлетворения низких потребностей все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Такие потребности не находятся в неразрывной последовательности: и не имеют фиксированного положения. Такая иерархия наиболее устойчива, но у разных людей взаимное… Читать ещё >
Основные потребности. Здоровье, рост и развитие ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1) Физиологические потребности (голод, жажда, отдых, половое влечение и т. д.).
- 2) Экзистенциальные потребности (потребность в безопасности существования, в комфорте, постоянстве условий жизни, в чувстве уверенности, избавления от страхов и неудач).
- З) Социальные потребности (в социальных связях, в общении,, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, в совместной деятельности, т. е. потребность в любви).
- 4) Престижные потребности, или потребности в уважении (в самоуважении, уважении со стороны других, в признании, в достижении успеха и высокой оценки со стороны других людей, в служебном росте, в одобрении, признании).
- 5) Духовные потребности (в познании, в самоактуализации, в самовыражении и самоидентификации. Если уточнить содержание данной группы, то их можно разбить ещё на три категории, и тогда общее количество уровней увеличится до семи:
- 5-й уровень — познавательные потребности (знать, уметь и исследовать);
- 6-й уровень — эстетические потребности (гармония, порядок, красота);
- 7-й уровень (высший) — потребности в самоактуализации (в реализации своих целей, способностей, в развитии собственной личности).
По мере удовлетворения низких потребностей все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Такие потребности не находятся в неразрывной последовательности: и не имеют фиксированного положения. Такая иерархия наиболее устойчива, но у разных людей взаимное расположение потребностей — может варьировать. Бывает, что потребность, например, в самоуважении более насущна, чем потребность в любви. Таким образом, возникновение (актуализация) следующих потребностей процесс постепенный, с медленным пробуждением и активизацией. Если базовые потребности удовлетворены совсем незначительно, то потребностей более высокого уровня может не возникнуть вовсе.
Интересно то, что понятие «пирамида потребностей» у Маслоу отсутствует. Он предлагает для иллюстрации не пирамиду, а спираль, что, по его мнению, более точно отражает теорию мотивации. Суть дела состоит в том, что представленная иерархия содержит потребности универсальные и располагает их по принципу насущности их удовлетворения.
Маслоу соглашается, что иерархия потребностей может зависеть от условий, в которых находится личность, у некоторых людей потребности высокого порядка могут вообще не возникать (в скромных условиях существования достаточного требуемого количества пищи).
Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.