Сущность, цели, задачи и типы кадровой политики
Содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу, а касается принципиальных позиций предприятия в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации. В то время как кадровая политика связана с выбором целевых задач, рассчитанных на дальнюю перспективу, текущая кадровая работа ориентирована на оперативное решение кадровых вопросов. Между… Читать ещё >
Сущность, цели, задачи и типы кадровой политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика — главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой предприятия. В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика — это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов предприятия и его работников.
Главным объектом кадровой политики предприятия является — персонал (кадры). Персоналом предприятия называется основной (штатный) состав его работников. Кадры — это главный и решающий фактор производства, первая производительная сила общества. Они создают и приводят в движение средства производства, постоянно их совершенствуют. От квалификации работников, их профессиональной подготовки, деловых качеств в значительной мере зависит эффективность производства. Кибанов А. Я., Дуракова И. Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учеб. пособие [Текст]/ А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова. — М.: ИНФРА-М, 2010. С. 76.
Целевая задача кадровой политики может быть решена по-разному, и выбор альтернативных вариантов достаточно широк:
- 1. Увольнять работников или сохранять; если сохранять, то каким путем лучше:
- — переводить на сокращенные формы занятости;
- — использовать на несвойственных работах, на других объектах;
- — направлять на длительную переподготовку и т. п.
- 2. Подготавливать работников самим или искать тех, кто уже имеет необходимую подготовку.
- 3. Набирать со стороны или переучивать работников, подлежащих высвобождению с предприятия.
- 4. Набирать дополнительно рабочих или обойтись имеющейся численностью при условии более рационального ее использования и т. п.
При выборе кадровой политики учитываются факторы, свойственные внешней и внутренней среде предприятия, такие как:
- — Требования производства, стратегия развития предприятия.
- — Финансовые возможности предприятия, определяемый им допустимый уровень издержек на управление персоналом.
- — Количественные и качественные характеристики имеющегося персонала и направленность их изменения в перспективе и др.
- — Ситуация на рынке труда (количественные и качественные характеристики предложения труда по профессиям предприятия, условия предложения).
- — Спрос на рабочую силу со стороны конкурентов, складывающийся уровень заработной платы.
- — Влиятельность профсоюзов, жесткость в отстаивании интересов работников.
- — Требования трудового законодательства, принятая культура работы с наемным персоналом и др.
Общие требования к кадровой политике в современных условиях сводятся к следующему:
- — Кадровая политика должна быть тесно увязана со стратегией развития предприятия. В этом отношении она представляет собой кадровое обеспечение реализации этой стратегии.
- — Кадровая политика должно быть достаточно гибкой. Это значит, что она должна быть, с одной стороны, стабильной, поскольку именно со стабильностью связаны определенные ожидания работника, с другой — динамичной, т. е. корректироваться в соответствии с изменением тактики предприятия, производственной и экономической ситуации. Стабильными должны быть те ее стороны, которые ориентированы на учет интересов персонала и имеют отношение к организационной культуре предприятия.
- — Поскольку формирование квалифицированной рабочей силы связано с определенными издержками для предприятия, кадровая политика должна быть экономически обоснованной, т. е. исходить из его реальных финансовых возможностей.
- — Кадровая политика должна обеспечить индивидуальный подход к своим работникам.
Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства. Бизюкова И. В. Кадры управления: подбор и оценка [Текст]/ И. В. Бизюкова. — М.: Экономика, 2010. С. 127.
В реализации кадровой политики возможны альтернативы. Она может быть быстрой, решительной (в чем-то на первых порах, возможно, и не очень гуманной по отношению к работникам), основанной на формальном подходе, приоритете производственных интересов, либо, наоборот, основанной на учете того, как ее реализация скажется на трудовом коллективе, к каким социальным издержкам для него это может привести.
Содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу, а касается принципиальных позиций предприятия в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации. В то время как кадровая политика связана с выбором целевых задач, рассчитанных на дальнюю перспективу, текущая кадровая работа ориентирована на оперативное решение кадровых вопросов. Между ними должна быть, естественно, взаимосвязь, которая бывает обычно между стратегией и тактикой достижения поставленной цели.
Кадровая политика носит и общий характер, когда касается кадров предприятия в целом, и частный, избирательный, когда ориентируется на решение специфических задач (в пределах отдельных структурных подразделений, функциональных или профессиональных групп работников, категорий персонала).
Содержание кадровой политики представлено в таблице 2.
Таблица 2 — Содержание кадровой политики Составлено автором по материалам Охотский Е. В. Книга работника кадровой службы [Текст]/ Е. В. Охотский. — М.: Экономика, 2009. С. 12.
Кадровая политика формирует. | Свойства кадровой политики. |
Требования к рабочей силе на стадии ее найма (к образованию, полу, возрасту, стажу, уровню специальной подготовки и т. п.). | Связь со стратегией. |
Отношение к «капиталовложениям» в рабочую силу, к целенаправленному воздействию на развитие тех или иных сторон занятой рабочей силы. | Ориентация на долговременное планирование. |
Отношение к стабилизации коллектива (всего или определенной его части). | Значимость роли кадров. |
Отношение к характеру подготовки новых рабочих на предприятии, ее глубине и широте, а также к переподготовке кадров. | Круг взаимосвязанных функций и процедур по работе с кадрами. |
Отношение к внутрифирменному движению кадров и т. п. |
Кадровая политика должна увеличивать возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем. Она является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу. Также кадровая политика должна создавать не только благоприятные условия труда, но обеспечивать возможность продвижения по службе и необходимую степень уверенности в завтрашнем дне. Поэтому, основной задачей кадровой политики предприятия является обеспечение в повседневной кадровой работе учета интересов всех категорий работников и социальных групп трудового коллектива.
Управление кадрами в рамках предприятия имеет стратегический и оперативный аспекты. Организация управления персоналом вырабатывается на основе концепции развития предприятия, состоящей из трех частей:
- — производственный;
- — финансовоэкономический;
- — социальный (кадровая политика).
Кадровая политика определяет цели, связанные с отношением предприятия к внешнему окружению (рынок труда, взаимоотношения с государственными органами), а также цели, связанные с отношением предприятия к своему персоналу. Кадровая политика осуществляется стратегическими и оперативными системами управления. Задачи кадровой стратегии включают:
- — поднятие престижа предприятия;
- — исследование атмосферы внутри предприятия;
- — анализ перспективы развития потенциалов рабочей силы;
- — обобщение и предупреждение причин увольнения с работы.
Повседневная реализация кадровой стратегии, а также одновременно оказание помощи руководству, при выполнении ими задач управления предприятием, лежат в оперативной области управления кадрами. Маслова В. М. Управление персоналом предприятия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности экономика и управление [Текст] / В. М. Маслова — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 59.
Выделяют следующие типы кадровой политики:
- — пассивная;
- — реактивная;
- — превентивная;
- — активная, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3 — Типы кадровой политики Составлено автором по материалам Охотский Е. В. Книга работника кадровой службы [Текст]/ Е. В. Охотский. — М.: Экономика, 2009. С. 28.
Типы кадровой политики. | Содержание типов кадровой политики. |
Пассивная кадровая политика. | Руководство не имеет программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации и т. д. |
Реактивная кадровая политика. | Руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтов, отсутствие квалифицированной рабочей силы, отсутствие мотивации к труду. Кадровые службы развиты, но нет целостной программы прогнозирования развития персонала. |
Превентивная кадровая политика. | Руководство имеет обоснованные прогнозы развития кадровой ситуации. Однако организация не имеет средств для влияния на нее. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, сформулированы задачи по развитию персонала. Основная проблема — разработка целевых кадровых программ. |
Активная кадровая политика. | Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике. Это рациональная кадровая политика. |
Кадровая политика предприятия — это целостная кадровая стратегия, объединяющая различные формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы по использованию рабочей силы. Она увеличивает возможности предприятия, реагирует на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем, является составной частью всей управленческой деятельности и производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.