Характеристика руководителя.
Стили управления
Руководители среднего звена (основных подразделений и предприятий, входящих в данную организацию), доля которых в общей численности управляющих составляет 40−60%, назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений. Именно на них ложится вся тяжесть… Читать ещё >
Характеристика руководителя. Стили управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно определению, руководитель — лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в рамках установленных полномочий обязаны выполнять его требования. Руководитель должен обладать профессиональными, личностными и деловыми качествами. Важны такие профессиональные качества, как высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей сфере деятельности; эрудиция; стремление к постоянному самосовершенствованию; поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим и их обучение; умение рационально использовать время, планировать свою работу. Руководителя должны характеризовать следующие личностные качества: высокие моральные стандарты; физическое и психологическое здоровье; внутренняя и внешняя культура; честность; справедливость, отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям; оптимизм, уверенность в себе. Наиболее важными качествами руководителя считаются деловые. Это умение организовать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить и распределять задания, координировать и контролировать их выполнение, требовательность; доминантность, честолюбие, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность; коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в своей точки зрения; инициативность, оперативность в решении проблем, способность сконцентрироваться на главном; умение управлять собой; стремление к нововведениям, готовность идти на риск и увлекать за собой подчиненных.
Сущность деятельности руководителя состоит в творческой организаторской работе, причём по мере роста должности требования к творчеству увеличиваются. Однако руководитель не только организует, но и направляет работу сотрудников; способствует их развитию, а при необходимости оказывает влияние на поведение. Для обеспечения эффективной работы руководитель должен в максимальной степени согласовывать интересы индивидов, групп и решение управленческих задач.
В зависимости от уровня в управленческой иерархии можно выделить три типа руководителей.
- 1. К высшим руководителям относятся члены совета директоров, президенты, вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров, чья доля в общем числе управляющих составляет 3−7%. Особенностью их работы является то, что она широка по масштабам, требует наличия большого опыта, не имеет завершения в конкретной форме и не регламентируется нормами выработки или времени. В их деятельности преобладают безличные формы официальных контактов с подчинёнными (отчёты, доклады, инструкции, приказы); систематические личные контакты с другими руководителями (совещания, планерки, летучки); эпизодические личные встречи (беседы по вызову, приём посетителей). Их основные функции состоят в формулировке миссии организации её ценностей, структуры и системы управления и так далее. В обязанности первого руководителя входит организация работы в рамках, определяемых законодательством, уставом и другими документами; распоряжение в обусловленных рамках имуществом и средствами без специальной доверенности; заключение и расторжение хозяйственных договоров; открытие счётов в банках; решение кадровых вопросов.
- 2. Руководители среднего звена (основных подразделений и предприятий, входящих в данную организацию), доля которых в общей численности управляющих составляет 40−60%, назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений. Именно на них ложится вся тяжесть повседневного управления персоналом. Через подчинённых руководителей низового уровня они управляют текущей деятельностью.
- 3. Руководители низового звена. Низовой уровень управления — технический, обеспечивающий стабильную, эффективную работу персонала. Большая часть руководителей принадлежит к данному звену, и начинаетздесь свою карьеру. Их работа характеризуется частой сменой небольших по масштабам задач.
Также руководители несут по отношению к своим подчинённым неофициальные обязанности. Они состоят в справедливом и уважительном отношении к работникам, заботе об их личных интересах и проблемах, здоровье, оказании им при необходимости всесторонней помощи, вплоть до принятия на себя их вины. Руководитель должен избегать фаворитизма, нарушающего стабильность коллектива, знать об отношении к себе подчинённых и время от времени задавать себе вопрос, хотел бы он работать у себя в подчинении.