Стили руководства.
Практические аспекты лидерства, власти и руководства в организации
Авторитарный стиль — отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решениям не только крупных, но и мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными. Этот стиль характеризует — преимущественное использование командных методов управления, подавление инициативы, жесткий контроль, высокое мнение о себе, навязывание своей… Читать ещё >
Стили руководства. Практические аспекты лидерства, власти и руководства в организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обилие классификаций стиля руководства в теории свидетельствует о сложности этого социального явления. Большинство работ по исследованию стиля руководства и его классификации принадлежит американцам. В 30-е годы К. Левин провёл в США серию экспериментов, в ходе которых выявил три ставших классическими стиля руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (или либеральный).
Авторитарный стиль — отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решениям не только крупных, но и мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными. Этот стиль характеризует — преимущественное использование командных методов управления, подавление инициативы, жесткий контроль, высокое мнение о себе, навязывание своей воли, минимальное информирование, предпочтение наказаниям, устранение неугодных, нетерпимость к критике, грубость, нетактичность, невыдержанность. Часто этот стиль называют еще и автократическим. Руководитель, придерживающийся этого стиля, догматичен, непременно жаждет подчинения людей своей воле, не терпит возражений и не прислушивается к иному мнению, часто вмешивается в работу подчинённых и жестко контролирует их действия, требует пунктуального следования его указаниям делать, что велено. Критику не выносит и не признает своих ошибок, однако сам любит покритиковать.
Достоинства стиля: обеспечивает четкость и оперативность исполнения команд. Недостатки: подавляет инициативу, не создает эффективных стимулов к труду, вызывает недовольство персонала отношением к нему руководителя. Недостатков может не быть, если персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарное руководство.
Демократический стиль — в отличие от автократического, предполагает предоставление подчинённым самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечении их к таким видам деятельности, как постановка целей, подготовка и принятие решений, создание необходимых для выполнения работы предпосылок и справедливая оценка их усилий, уважение к людям, поощрение инициативы и творческой активности, забота об информированности подчинённых, умение считаться с мнениями подчинённых. Руководитель демократического стиля во всей своей деятельности лично занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчинённым решать все остальные.
Достоинства стиля — создает условия для творческой инициативной работы, мобилизует резервы.
Недостатки — активность и инициативность работников не всегда ведут к достижению целей организации. Достоинства могут не проявляться, если исполнители не хотят или не могут работать творчески.
Либеральный стиль — полная противоположность авторитарного стиля, означает самоустранение менеджера из процедуры разработки и принятия управленческих решений. Такой менеджер делегирует, по существу, все свои права и полномочия подчиненным и самоустраняется процесса принятия решений. Данного менеджера характеризует безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принимать на себя ответственность за решения и за последствия, когда они неблагоприятны, неуверенность в соей компетентности и в своём положении, непоследовательность в действиях, он легко поддаётся влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам и смиряться с ними, во взаимоотношениях с подчинёнными вежлив и доброжелателен, помогает в решении их проблем. Руководитель — либерал готов выслушивать критику, но большей частью оказывается несостоятельным реализовать подсказываемые ему дельные мысли. В результате перспективы выполнения работы оказываются в большой зависимости от интересов и настроения самих работников.
Таблица 2.
Стили руководства.
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными. | Авторитарный стиль управления. | Демократический стиль управления. | Либеральный стиль управления. |
Приемы принятия решений. | Единолично решает все вопросы. | Принимая решения, советуется с коллективом. | Ждет указания руководства или отдает инициативу в руки подчиненных. |
Способ доведения решений до исполнителей. | Приказывает, распоряжается, командует. | Предлагает, просит, утверждает предложения подчиненных. | Просит, упрашивает. |
Распределение ответственности. | Полностью в руках руководителя. | В соответствии с полномочиями. | Полностью в руках исполнителей. |
Отношение к инициативе. | Подавляет полностью. | Поощряет, использует в интересах дела. | Отдает инициативу в руки подчиненных. |
Принципы подбора кадров. | Боится квалифицированных работников, старается от них избавится. | Подбирает деловых, грамотных работников. | Подбором кадров не занимается. |
Отношение к знаниям. | Считает, что все сам знает. | Постоянно учится и требует того же от подчиненных. | Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных. |
Стиль общения. | Жестко формальный, необщительный, соблюдает дистанцию. | Дружески настроен, любит общаться, положительно идёт на контакты. | Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе, допускаем фамильярное общение. |
Характер отношений с подчиненными. | По настроению, неровное. | Ровное, доброжелательное, требовательное. | Мягкое, нетребовательное. |
Отношение к дисциплине. | Жесткое, формальное. | Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям. | Мягкое, формальное. |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных. | Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам. | Постоянно использует разные стимулы. | Использует поощрение чаще, чем наказание. |
Практика и проводимые исследования показывают, что эффективность функционирования организаций обычно низка там, где применяется либеральный или демократический стиль управления. Кстати, те же самые утверждения исходят и от подчиненных — им больше по душе устраивающие их по многим позициям авторитарный, а еще лучше — согласовательный стили управления.
Согласовательный стиль именуется иногда как партисапативный, т. е. допускающий участие подчиненных к разработке и принятия управленческих решений. Согласовательный стиль представляет собой стремление менеджера в большей степени вовлечь своих подчиненных в процесс разработки и принятия управленческого решения и учесть их мнения при принятии решения. Однако при всем при этом решение принимается только самим менеджером, понимающим, что тем самым он принимает на себя и всю полноту ответственности за принимаемое решение.
управление власть лидерство стиль.