Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Стили руководства. 
Практические аспекты лидерства, власти и руководства в организации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Авторитарный стиль — отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решениям не только крупных, но и мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными. Этот стиль характеризует — преимущественное использование командных методов управления, подавление инициативы, жесткий контроль, высокое мнение о себе, навязывание своей… Читать ещё >

Стили руководства. Практические аспекты лидерства, власти и руководства в организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обилие классификаций стиля руководства в теории свидетельствует о сложности этого социального явления. Большинство работ по исследованию стиля руководства и его классификации принадлежит американцам. В 30-е годы К. Левин провёл в США серию экспериментов, в ходе которых выявил три ставших классическими стиля руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (или либеральный).

Авторитарный стиль — отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию, самовластным решениям не только крупных, но и мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными. Этот стиль характеризует — преимущественное использование командных методов управления, подавление инициативы, жесткий контроль, высокое мнение о себе, навязывание своей воли, минимальное информирование, предпочтение наказаниям, устранение неугодных, нетерпимость к критике, грубость, нетактичность, невыдержанность. Часто этот стиль называют еще и автократическим. Руководитель, придерживающийся этого стиля, догматичен, непременно жаждет подчинения людей своей воле, не терпит возражений и не прислушивается к иному мнению, часто вмешивается в работу подчинённых и жестко контролирует их действия, требует пунктуального следования его указаниям делать, что велено. Критику не выносит и не признает своих ошибок, однако сам любит покритиковать.

Достоинства стиля: обеспечивает четкость и оперативность исполнения команд. Недостатки: подавляет инициативу, не создает эффективных стимулов к труду, вызывает недовольство персонала отношением к нему руководителя. Недостатков может не быть, если персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарное руководство.

Демократический стиль — в отличие от автократического, предполагает предоставление подчинённым самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечении их к таким видам деятельности, как постановка целей, подготовка и принятие решений, создание необходимых для выполнения работы предпосылок и справедливая оценка их усилий, уважение к людям, поощрение инициативы и творческой активности, забота об информированности подчинённых, умение считаться с мнениями подчинённых. Руководитель демократического стиля во всей своей деятельности лично занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчинённым решать все остальные.

Достоинства стиля — создает условия для творческой инициативной работы, мобилизует резервы.

Недостатки — активность и инициативность работников не всегда ведут к достижению целей организации. Достоинства могут не проявляться, если исполнители не хотят или не могут работать творчески.

Либеральный стиль — полная противоположность авторитарного стиля, означает самоустранение менеджера из процедуры разработки и принятия управленческих решений. Такой менеджер делегирует, по существу, все свои права и полномочия подчиненным и самоустраняется процесса принятия решений. Данного менеджера характеризует безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принимать на себя ответственность за решения и за последствия, когда они неблагоприятны, неуверенность в соей компетентности и в своём положении, непоследовательность в действиях, он легко поддаётся влиянию окружающих, склонен уступать обстоятельствам и смиряться с ними, во взаимоотношениях с подчинёнными вежлив и доброжелателен, помогает в решении их проблем. Руководитель — либерал готов выслушивать критику, но большей частью оказывается несостоятельным реализовать подсказываемые ему дельные мысли. В результате перспективы выполнения работы оказываются в большой зависимости от интересов и настроения самих работников.

Таблица 2.

Стили руководства.

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными.

Авторитарный стиль управления.

Демократический стиль управления.

Либеральный стиль управления.

Приемы принятия решений.

Единолично решает все вопросы.

Принимая решения, советуется с коллективом.

Ждет указания руководства или отдает инициативу в руки подчиненных.

Способ доведения решений до исполнителей.

Приказывает, распоряжается, командует.

Предлагает, просит, утверждает предложения подчиненных.

Просит, упрашивает.

Распределение ответственности.

Полностью в руках руководителя.

В соответствии с полномочиями.

Полностью в руках исполнителей.

Отношение к инициативе.

Подавляет полностью.

Поощряет, использует в интересах дела.

Отдает инициативу в руки подчиненных.

Принципы подбора кадров.

Боится квалифицированных работников, старается от них избавится.

Подбирает деловых, грамотных работников.

Подбором кадров не занимается.

Отношение к знаниям.

Считает, что все сам знает.

Постоянно учится и требует того же от подчиненных.

Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных.

Стиль общения.

Жестко формальный, необщительный, соблюдает дистанцию.

Дружески настроен, любит общаться, положительно идёт на контакты.

Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе, допускаем фамильярное общение.

Характер отношений с подчиненными.

По настроению, неровное.

Ровное, доброжелательное, требовательное.

Мягкое, нетребовательное.

Отношение к дисциплине.

Жесткое, формальное.

Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям.

Мягкое, формальное.

Отношение к моральному воздействию на подчиненных.

Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам.

Постоянно использует разные стимулы.

Использует поощрение чаще, чем наказание.

Практика и проводимые исследования показывают, что эффективность функционирования организаций обычно низка там, где применяется либеральный или демократический стиль управления. Кстати, те же самые утверждения исходят и от подчиненных — им больше по душе устраивающие их по многим позициям авторитарный, а еще лучше — согласовательный стили управления.

Согласовательный стиль именуется иногда как партисапативный, т. е. допускающий участие подчиненных к разработке и принятия управленческих решений. Согласовательный стиль представляет собой стремление менеджера в большей степени вовлечь своих подчиненных в процесс разработки и принятия управленческого решения и учесть их мнения при принятии решения. Однако при всем при этом решение принимается только самим менеджером, понимающим, что тем самым он принимает на себя и всю полноту ответственности за принимаемое решение.

управление власть лидерство стиль.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой